В Московском музее современного искусства проходит масштабная персональная выставка выдающегося фотографа Стива Маккарри, которую стоит посетить не только ради художественных достоинств его работ. Проект «Нерассказанная история» — это возможность увидеть — и в буквальном смысле ощутить — такие отдаленные уголки мира, в которых доведется побывать далеко не каждому.
«Ты должен попасть в поистине затруднительное положение, чтобы сделать хорошие фотографии», — значится в одном из путевых блокнотов Маккарри. Подтверждение этой формулы — в каждом снимке фотографа.
Всемирную известность Стиву Маккарри принесла опубликованная на обложке журнала National Geographic фотография афганской девочки Шарбат Гулы, сделанная в пакистанском лагере Насир-Баг в 1984 году, в разгар Афганской войны: удивительные серо-зеленые глаза, смотрящие в камеру с недетской серьезностью и осторожностью молодого зверька и одновременно надеждой. Этот кадр стал не только красноречивым документом времени, но и вошел в историю как один из лучших образцов портретной фотографии. В Афганистан Маккарри впервые попал в 1979 году, нелегально перейдя границу во время начавшейся там гражданской войны, и регулярно посещал страну на протяжении десяти лет, всеми правдами и неправдами переправляя на Запад фотографии, которые все это время публиковались на первых полосах европейских и американских газет и журналов. (Портрет Шарбат Гулы, к слову, стал самой узнаваемой обложкой National Geographic за всю его историю.)
Шарбат Гула. Афганская девочка. Лагерь беженцев Насир-Баг недалеко от Пешаварa, Пакистан. 1984
Маккарри снимал множество других лиц в самых разных частях света: в Тибете, Индии, Иране, Ираке, Непале. Каждый такой портрет — целая история жизни, которую мы читаем в глубоких морщинах, испещряющих лицо буддийского монаха, в подведенных черной краской глазах пакистанского крестьянина, в объятии индийских детей, льнущих друг к другу в поисках защиты.
Для Маккарри чрезвычайно важен колорит в фотографии — все его работы насыщены цветом — нет, состоят из цвета: будь то раскрашенные ритуальным орнаментом лица, яркая национальная одежда или природные и урбанистические пейзажи. Особенно это проявляется в индийских сериях — именно эта страна с ее буйством красок, куда фотограф впервые приехал в 1978 году с билетом в один конец, вдохновила молодого фотографа снимать на пленку, чего он ранее не делал. Он пересек всю Индию на поезде, к чему его подтолкнула книга американского писателя Пола Теру «Великий железнодорожный базар», по мотивам которой он создал собственную фотохронику индийской жизни. За почти сорок лет, минувших с того времени, Маккарри объездил все шесть континентов, регулярно возвращаясь в Индию, которую он посещал более 80 раз.
Паломник в монастыре Дранго. Кхам, Тибет. 1999
Продавец цветов на озере Дал. Сринагар, Джамму и Кашмир, Индия. 1996 |
Фотограф-портретист. Кабул, Афганистан. 1992 |
Отчасти любовь к этой стране связана с его интересом к буддизму, который привлек юного Стива еще в школе. В самом начале карьеры он решил посетить все страны, где исповедуют эту религию. На выставке представлены его тибетские фотографии, а также снимки из Мьянмы с завораживающими храмами и пагодами, самый впечатляющий из которых — «Монахи на Золотой скале», на котором запечатлена пагода Чайттийо, стоящая на позолоченном гранитном валуне. По преданию, огромный камень веками держится на краю скалы, храня помещенный в пагоду «волос Будды».
Монахи на Золотой скале. Кьяикто, Мьянма. 1994
Тренировка шаолиньских монахов. Чжэнчжоу, Китай. 2004
Одна из самых трогательных серий Стива Маккарри посвящена чтению. Человеку, выросшему в более-менее благополучных условиях, довольно трудно представить, что грамотность во многих местах по-прежнему является недоступной большинству роскошью. С каким увлечением и жадностью читает молодой тайский мужчина, присев на камень рядом со слоном, который, кажется, заглядывает в книгу ему через плечо. В работах фотографа чтение предстает как будничное занятие, но при этом наполняется неким сакральным смыслом, воплощая извечную тягу человека к познанию себя и окружающего мира.
Мальчик в прыжке. Джодхпур, Раджастан, Индия. 2007
Баклан, попавший в нефтяное пятно у берегов Саудовской Аравии. 1991
Стива Маккарри интересует человек во всех его проявлениях, он поистине хроникер «человеческого состояния», как называется один из разделов выставки, отсылающий к философии Мартина Хайдеггера, Ханны Арендт и Ролана Барта. Впрочем, фотографии Маккарри не нуждаются в комментариях, они говорят на универсальном языке емких, предельно выразительных образов: танцующие турецкие дервиши, невероятной красоты и грации эфиопская девушка или исполненная достоинства гейша в киотском метро. Собственно, сам Маккарри называет себя «рассказчиком», но каждая его фотография — это не только повествование, но и сложносочиненный многоуровневый диалог: со зрителем, с героями, с самим собой. И меньше всего хочется, чтобы этот разговор заканчивался.
Женщины в магазине обуви. Кабул, Афганистан. 1992
Детали
Выставка работает до 2 сентября
ММОМА, Гоголевский б-р, 10