Культура

Арт-уикенд в Москве: краски мира в фотографиях Стива Маккарри

В Московском музее современного искусства проходит масштабная персональная выставка выдающегося фотографа Стива Маккарри, которую стоит посетить не только ради художественных достоинств его работ. Проект «Нерассказанная история» — это возможность увидеть — и в буквальном смысле ощутить — такие отдаленные уголки мира, в которых доведется побывать далеко не каждому.

«Ты должен попасть в поистине затруднительное положение, чтобы сделать хорошие фотографии», — значится в одном из путевых блокнотов Маккарри. Подтверждение этой формулы — в каждом снимке фотографа.

Всемирную известность Стиву Маккарри принесла опубликованная на обложке журнала National Geographic фотография афганской девочки Шарбат Гулы, сделанная в пакистанском лагере Насир-Баг в 1984 году, в разгар Афганской войны: удивительные серо-зеленые глаза, смотрящие в камеру с недетской серьезностью и осторожностью молодого зверька и одновременно надеждой. Этот кадр стал не только красноречивым документом времени, но и вошел в историю как один из лучших образцов портретной фотографии. В Афганистан Маккарри впервые попал в 1979 году, нелегально перейдя границу во время начавшейся там гражданской войны, и регулярно посещал страну на протяжении десяти лет, всеми правдами и неправдами переправляя на Запад фотографии, которые все это время публиковались на первых полосах европейских и американских газет и журналов. (Портрет Шарбат Гулы, к слову, стал самой узнаваемой обложкой National Geographic за всю его историю.)

Шарбат Гула. Афганская девочка. Лагерь беженцев Насир-Баг недалеко от Пешаварa, Пакистан. 1984

Шарбат Гула. Афганская девочка. Лагерь беженцев Насир-Баг недалеко от Пешаварa, Пакистан. 1984

Маккарри снимал множество других лиц в самых разных частях света: в Тибете, Индии, Иране, Ираке, Непале. Каждый такой портрет — целая история жизни, которую мы читаем в глубоких морщинах, испещряющих лицо буддийского монаха, в подведенных черной краской глазах пакистанского крестьянина, в объятии индийских детей, льнущих друг к другу в поисках защиты.

Для Маккарри чрезвычайно важен колорит в фотографии — все его работы насыщены цветом — нет, состоят из цвета: будь то раскрашенные ритуальным орнаментом лица, яркая национальная одежда или природные и урбанистические пейзажи. Особенно это проявляется в индийских сериях — именно эта страна с ее буйством красок, куда фотограф впервые приехал в 1978 году с билетом в один конец, вдохновила молодого фотографа снимать на пленку, чего он ранее не делал. Он пересек всю Индию на поезде, к чему его подтолкнула книга американского писателя Пола Теру «Великий железнодорожный базар», по мотивам которой он создал собственную фотохронику индийской жизни. За почти сорок лет, минувших с того времени, Маккарри объездил все шесть континентов, регулярно возвращаясь в Индию, которую он посещал более 80 раз.

Паломник в монастыре Дранго. Кхам, Тибет. 1999

Паломник в монастыре Дранго. Кхам, Тибет. 1999

Продавец цветов на озере Дал. Сринагар, Джамму и Кашмир, Индия. 1996
Фотограф-портретист. Кабул, Афганистан. 1992

Продавец цветов на озере Дал. Сринагар, Джамму и Кашмир, Индия. 1996

Фотограф-портретист. Кабул, Афганистан. 1992

Отчасти любовь к этой стране связана с его интересом к буддизму, который привлек юного Стива еще в школе. В самом начале карьеры он решил посетить все страны, где исповедуют эту религию. На выставке представлены его тибетские фотографии, а также снимки из Мьянмы с завораживающими храмами и пагодами, самый впечатляющий из которых — «Монахи на Золотой скале», на котором запечатлена пагода Чайттийо, стоящая на позолоченном гранитном валуне. По преданию, огромный камень веками держится на краю скалы, храня помещенный в пагоду «волос Будды».

Монахи на Золотой скале. Кьяикто, Мьянма. 1994

Монахи на Золотой скале. Кьяикто, Мьянма. 1994

Тренировка шаолиньских монахов. Чжэнчжоу, Китай. 2004

Тренировка шаолиньских монахов. Чжэнчжоу, Китай. 2004

Одна из самых трогательных серий Стива Маккарри посвящена чтению. Человеку, выросшему в более-менее благополучных условиях, довольно трудно представить, что грамотность во многих местах по-прежнему является недоступной большинству роскошью. С каким увлечением и жадностью читает молодой тайский мужчина, присев на камень рядом со слоном, который, кажется, заглядывает в книгу ему через плечо. В работах фотографа чтение предстает как будничное занятие, но при этом наполняется неким сакральным смыслом, воплощая извечную тягу человека к познанию себя и окружающего мира.

Мальчик в прыжке. Джодхпур, Раджастан, Индия. 2007

Мальчик в прыжке. Джодхпур, Раджастан, Индия. 2007

Баклан, попавший в нефтяное пятно у берегов Саудовской Аравии. 1991

Баклан, попавший в нефтяное пятно у берегов Саудовской Аравии. 1991

Стива Маккарри интересует человек во всех его проявлениях, он поистине хроникер «человеческого состояния», как называется один из разделов выставки, отсылающий к философии Мартина Хайдеггера, Ханны Арендт и Ролана Барта. Впрочем, фотографии Маккарри не нуждаются в комментариях, они говорят на универсальном языке емких, предельно выразительных образов: танцующие турецкие дервиши, невероятной красоты и грации эфиопская девушка или исполненная достоинства гейша в киотском метро. Собственно, сам Маккарри называет себя «рассказчиком», но каждая его фотография — это не только повествование, но и сложносочиненный многоуровневый диалог: со зрителем, с героями, с самим собой. И меньше всего хочется, чтобы этот разговор заканчивался.

Женщины в магазине обуви. Кабул, Афганистан. 1992

Женщины в магазине обуви. Кабул, Афганистан. 1992

Детали
Выставка работает до 2 сентября
ММОМА, Гоголевский б-р, 10

 

 

 

19 июля 2018
Инна Логунова для раздела Культура