PostaБизнес
#PostaБизнес. Тестирование, гороскоп или нейросайнс — как выбрать способ оценки кандидата
#PostaБизнес. Тестирование, гороскоп или нейросайнс — как выбрать способ оценки кандидата

Оценка персонала или потенциального сотрудника стала неотъемлемой частью HR-процессов в компаниях. Все дело в том, что подбор — это долго и дорого. Особенно, если речь идет о ключевых или топ-позициях. При этом главный риск неправильного подбора — непрохождение кандидатом испытательного срока.

Среди HR есть такая поговорка: «Нанимают за достижения, а увольняют за поведение».

Самое сложное — спрогнозировать, насколько хорошо человек вольется в корпоративную культуру, как он сработается с коллективом. Неуспешная адаптация сотрудника неизменно ведет к новому поиску, а это снова время и деньги.

Поэтому 8 из 10 компаний стали проводить дополнительные тестирования, ассессменты и разного рода оценку, чтобы снизить риски неправильного выбора.

Но и у этого процесса есть свои нормы и крайности. Иногда я слышу рассказы кандидатов высокого уровня о том, как некоторые компании (к сожалению, из сферы русского бизнеса) просят написать бизнес-план. А затем они перестают выходить на связь. Такие примеры находятся за пределами бизнес-этики. И мне бы хотелось прокомментировать, где же нормы в вопросах оценки кандидатов.

#PostaБизнес. Тестирование, гороскоп или нейросайнс — как выбрать способ оценки кандидата

Выбор метода оценки

Глобально существуют тестирования, опросники и ассессмент-центры. Что-то из этого — классический этап при выборе финального кандидата. Увлекаться тоже нет смысла. Лучше выбрать одну наиболее подходящую методику для конкретного уровня кандидата.

Тесты могут быть на конкретные умения, типологические, психометрические, тесты способностей (вербальных, числовых, логических). Главное, что основная характеристика теста — это высокая валидность результата, так как тест делают на большой, статистически значимой выборке.

Чаще всего их заказывают у провайдеров — компаний, которые специализируются на разработке тестов и проведении ассессмент-центров. Но у больших иностранных корпораций, где бизнес-процессы в HR хорошо развиты, уже давно существуют и собственные внутренние разработки.

#PostaБизнес. Тестирование, гороскоп или нейросайнс — как выбрать способ оценки кандидата

Опросники — это фактически зеркало, отражающее представление человека о самом себе. Их результат условно валиден, так как высока вероятность социально желательных ответов. Качественные тесты, построенные на большой выборке, как правило «ловят» социально желательные ответы. Опросники бывают личностные, мотивационные (на тему ценностей человека) и для оценки лидерского потенциала (в основном оценивают стили лидерства).

Провайдеров множество, но в России, чаще всего привлекают SHL, TalentQ (KornFerry), Экопси, DDI, Hogan MBTI. Из них самые часто встречающиеся тесты — это SHL, MBTI и Hogan.

Большинство тестов нужны для оценки сильных, слабых сторон и потенциала.

  • MBTI оценивает поведение человека.
  • Hogan больше ориентирован на оценку поведения человека в стрессе или в ситуации неограниченной власти, так называемые деструкторы («темные стороны» личности).
  • DISC — это скорее тест на простую типологию и поведение.
#PostaБизнес. Тестирование, гороскоп или нейросайнс — как выбрать способ оценки кандидата

Также есть ассессмент-центр — метод комплексной оценки, когда кандидат в реальном времени решает какие-то кейсы, а его поведение оценивают наблюдатели, которые строят гипотезы о том, какие его компетенции наиболее сильно развиты.

Гадание на хрустальном шаре

В последнее время пошли, на мой взгляд, нездоровые тенденции привнести в бизнес нестандартные и эзотерические оценки. Кто-то пробует использовать гороскопы, кто-то дизайн человека. Также вы могли слышать про эннеаграмму и соционику — все про типы личности. Интересный инструмент, но имеет мало отношения к науке.

#PostaБизнес. Тестирование, гороскоп или нейросайнс — как выбрать способ оценки кандидата

Нейроны в помощь

Если мы говорим о последних трендах, которые не оправдали надежд — то это нейро-ассессмент, VR и цифровой след.

Нейро-ассессмент оценивает черты и склонности человека по активности его мозга. Обычно применяют МРТ и ЭЭГ, иногда замеряют также сердечную и дыхательную активность. Идея «физиологической» оценки принадлежит, в основном, американским исследователям и провайдерам. В 2011 году знаменитые исследователи в оценке персонала Zickar и Lake назвали нейросайнс трендом в оценке персонала. Но в результате, они набрали очень низкую валидность — меньше 1%.

#PostaБизнес. Тестирование, гороскоп или нейросайнс — как выбрать способ оценки кандидата

Виртуальная реальность, VR-симуляция — здесь человек сталкивается со сложной рабочей ситуацией, симулированной в виртуальном пространстве. Это кейс-тест, только в 3D-оболочке и с намного большим уровнем погружения. До 2018 года VR находился на пике хайп-цикла и считался технологией, которая изменит ближайшее будущее. Но с точки зрения оценки персонала высокой валидности это не дало.

Цифровой след — оценивает человека по его уникальному набору действий в Интернете, в частности, по поведению в социальных сетях. В 2015-2017 годах эта технология была самой хайповой в оценке. Но в результате она оказалась слишком сложной и сырой технологией для оценки персонала.

#PostaБизнес. Тестирование, гороскоп или нейросайнс — как выбрать способ оценки кандидата

Старые добрые тесты

Таким образом, мир пока что не придумал ничего лучше того, что я описала как классические методы оценки.

#PostaБизнес. Тестирование, гороскоп или нейросайнс — как выбрать способ оценки кандидата

И как профессионал в подборе, я бы не рекомендовала соглашаться на написание бизнес-планов. Как минимум задайте вопрос, что именно хочет оценить потенциальный работодатель. Потому что качественный бизнес-план требует вашего погружения в цифры и детали, а верхнеуровневый бизнес-план даст лишь представление о том, делали ли вы это когда-нибудь в принципе. И здесь всегда остается риск, что компания просто хочет воспользоваться услугами дорогого специалиста бесплатно.

18 мая 2020
Ирина Обухова для раздела PostaБизнес