Накануне 81-го дня рождения легендарной кинодивы журналист Вероника Паркер поговорила с Софи Лорен о бремени славы, несостоявшемся браке с Кэри Грантом и об умении стареть красиво.
«Существует источник молодости:
это ваш ум и ваш талант. Когда вы научитесь пить из этого источника, вы действительно победите возраст!»
Легендарная итальянская актриса Софи Лорен обласкана славой: обладательница почетных премий Каннского, Венецианского, Московского и Берлинского кинофестивалей, лауреат пяти премий «Золотой глобус» и владелица почетного «Оскара» «за карьеру, богатую запоминающимися ролями, придающими нетускнеющий блеск кинематографу», знает себе цену. Но источник ее жизнелюбия — не удачно сложившиеся обстоятельства, не благосклонность фортуны и не признание. Отмечающая 20 сентября свой 81-й день рождения актриса влюблена в саму возможность жить и чувствовать: «Мне нравится жить мою жизнь, мне нравится быть рядом с моими детьми, мне нравится стареть, и мне нравится выглядеть моложе моих лет! Почему нет — ведь это не грех». Софи Лорен получает удовольствие от каждой минуты жизни и от каждого ее проявления, и киновселенная не претендует на ее безоговорочное внимание. Из-под пера великой актрисы вышла не только громкая автобиография «Yesterday, Today And Tomorrow — My Life», но и… несколько книг ее любимых рецептов, хотя представить эту светскую львицу с царскими повадками на кухне почти невозможно. Из ее точных и сочных высказываний легко делать статьи в стиле «правил жизни», по ее рецептам легко готовить, а ее пластичные фильмы радостно смотреть даже адептам современных блокбастеров: всеобщая любимица никогда не добивалась всенародной любви, но любовь эта была неизбежна!
Первой ступенькой к славе Лорен стала победа на конкурсе красоты в Неаполе, после которого 14-летняя красавица перебралась в Рим. Там, в Вечном городе, она встретила свою судьбу — продюсера Карло Понти, который женился на ней дважды: первый раз тайно — в Мексике, отчаявшись дождаться одобрения из Ватикана его развода с предыдущей женой, второй раз — официально 9 апреля 1966 года. Дальше были провокативные и даже спекулятивные роли секс-бомб, которых Софи не стеснялась, наслаждаясь моментом молодости и свободы. Тем более что за ее «безопасностью» всегда трепетно следил муж, в начале 1960-х годов выкупивший все порнофильмы юного секс-символа во избежание журналистских передергиваний. Саму Софи общественное мнение не заботило: неудивительно, что международную карьеру она решила продолжать, взяв в качестве псевдонима… название любимых сигарет Понти!
Ироничная синьора Лорен блистала в работах Витторио Де Сики в паре с Жан-Полем Бельмондо и Марчелло Мастроянни и покорила «фабрику грез», поработав практически со всеми самыми популярными актерами Голливуда и даже с Чаплином, сыграв у него русскую проститутку в «Графине из Гонконга».
Ее сегодняшние отношения с кино не отличаются страстью, но она с удовольствием принимает участие в проектах сына. В 2002 году Софи Лорен снялась в фильме Эдоардо Понти «Только между нами», исполнив одну из главных женских ролей, а в прошлом году мать и сын представили в Каннах короткометражку Human Voice по пьесе Жана Кокто.
Софи Лорен — явление уникальное, заражающее своей иронией и жизнелюбием каждого. Помните знаменитую шутку архиепископа Генуи? «Ватикан против клонирования, но для Софи Лорен здесь бы сделали исключение!»
Вероника Паркер: Синьора Лорен, ваша актерская карьера блистательна. Вы считаете, что добились всего, о чем мечтали?
Софи Лорен: Моя жизнь — экстраординарна и прекрасна во всех смыслах. Я всегда умела видеть светлую сторону людей и событий. И никогда не откажусь от такого мировоззрения. Я всегда была простым человеком, умеющим наслаждаться тем, что предлагает жизнь. И мне удавалось избегать неприятностей, не замечать их, продолжая двигаться вперед и думая о том, чего я хочу от завтрашнего дня.
— Насколько изменилась ваша жизнь после кончины вашего мужа Карло Понти в 2007 году?
— Я по-прежнему скучаю по мужу, он всегда — в моих мыслях. Я все еще разговариваю с ним. Когда я вместе со своей семьей, мы, глядя на его опустевшее кресло, как будто ждем, что он вот-вот появится. Я решила писать автобиографию именно для того, чтобы сохранить эту неразрывную связь с ним. В книге есть фото 1954 года, на котором Карло расчесывает мне волосы. Этот кадр говорит о нашей любви больше, чем тысяча слов.
Карло Понти и Софи Лорен
— Вы очень долго сомневались, прежде чем начать писать эту книгу. Почему?
— Меня много-много раз просили об этом издатели, и в какой-то момент я почувствовала, что наступило время попутешествовать во времени. К тому времени я также нашла целый ящик с письмами, фотографиями и документами, которые помогли мне восстановить в памяти многие события.
— Насколько сложно вам было начинать актерскую карьеру, когда все внимание было приковано к вашей красоте?
— Это нелегко, когда ты молода и пытаешься заявить о себе. Слишком много вокруг таких же, как ты, красивых девушек, пытающихся стать актрисами, и слишком много вокруг людей, желающих этим воспользоваться. Мне повезло: рядом со мной были люди, готовые и способные меня защитить, когда я делала свои первые шаги в кинематографе. К тому же пик моего успеха пришелся на 50-е, когда красота означала нечто совсем другое, чем сегодня. Быть актрисой означало погрузиться в мир гламура, но тогда это понятие не было настолько коммерчески ориентированным и обесцененным, как сегодня. Сегодня молодые актрисы и модели становятся популярными вмиг, и у них просто не остается времени на развитие своего характера и индивидуальности. У них больше нет жизни — только их слава, и это действительно опасно.
— Слава — это для вас стресс?
— Было несколько сложных для меня моментов после того, как я начала сниматься в Голливуде. Тогда и итальянская, и американская пресса стала писать обо мне слишком много, и меня постоянно караулили фотографы. Когда я вернулась в Италию, я больше не могла просто выйти на улицу, не создавая пробку из сотни людей. Иногда это было невыносимо. Мне понадобилось время, чтобы адаптироваться, привыкнуть. Но я не стану жаловаться на то, как тяжело быть знаменитой. Даже если вы потеряли какую-то часть свободы и своего права на личное пространство, вы по-прежнему можете вести замечательную во всех отношениях жизнь.
— Ваша красота превратила вас в икону. Вы не раз представляли косметические компании и становились послом модных марок. Сложно соответствовать ожидаемому образу?
— Это чувство ответственности перед публикой. Когда ты выстроил отношения с ней посредством своих фильмов, нужно научиться уважать ее благоговение и любовь. Поэтому я всегда хочу быть на высоте и выглядеть достойно, когда выхожу в люди — даже если это означает наряжаться перед походом в овощную лавку! (Смеется.) Я не хочу, чтобы люди, узнавшие меня в магазине или ресторане, сказали: «Боги, она выглядит ужасно, эта одежда ей не идет, и почему она не причесалась?» (Смеется.) Ты обязан поддерживать иллюзию того, что создало кино, и оправдывать веру зрителя в тебя.
— Вы могли остаться в Голливуде и строить свою карьеру там, вместо того чтобы возвращаться в Италию. Насколько сложным был этот выбор?
— Я никогда не чувствовала себя частью Голливуда. Там у меня не было корней. Я была там чужой, потому что американский менталитет слишком отличается от европейского, итальянского образа мыслей. Возможно, все виделось бы мне иначе, если бы я к тому моменту еще не сделала карьеру в Италии, если бы я начинала актерскую деятельность в Лос-Анджелесе и сразу воспринимала эту систему и то, как она работает.
— После съемок в «Плавучем доме», где вы играли с Кэри Грантом, поползли слухи, что вы собираетесь за него замуж…
— Это был странный период в моей жизни. Мне тогда очень сложно было покинуть Америку. Кэри Грант был влюблен в меня и хотел, чтобы я вышла за него замуж, но это означало бы мой разрыв с Карло и огромный скандал. Американская пресса была очень жестока к Ингрид Бергман, когда та ушла от мужа, и я ужасно боялась той реакции, которую мог бы вызвать мой отъезд из Италии.
Софи Лорен и Кэри Грант
— Каким был Кэри Грант?
— Это был чудесный человек. Самый элегантный и очаровательный человек, которого я когда-либо встречала. Невероятно привлекательный. Из тех мужчин, что заставляют вас затаить дыхание, когда они входят в комнату. Он двигался как танцор, у него было отличное чувство стиля — и в плане того, как он одевался, и с точки зрения его поведения в светском обществе. А еще он был очень романтичным. Из тех, кто присылает вам в подарок букет из ста роз.
— Вы когда-нибудь думали над тем, какой бы была ваша жизнь, если бы вы тогда решились выйти за него замуж, остаться жить в Америке и сниматься в Голливуде?
— В тот момент это была для меня травма. Но как только я приняла решение, что возвращаюсь в Италию — жить и сниматься в кино, — никаких сожалений не осталось. В жизни нужно делать выбор — и отвечать за него. Я не люблю смотреть назад. Это может свести с ума. Да и зачем: изменить прошлое невозможно. Оно больше не существует. Не стану скрывать: ухаживания Кэри Гранта вывели меня из равновесия, но я собиралась строить семью с Карло. И мое решение было верным — в этом у меня нет сомнений.
— Вы долго не могли завести детей, и это, вероятно, был очень тяжелый период?
— Да. Это было самым серьезным испытанием моей воли. Я так хотела детей, что выкидыши приводили к сильнейшей депрессии и отчаянию. Я консультировалась у множества врачей и постоянно получала разные мнения и советы. Рождение моего первого сына — самый счастливый момент в моей жизни.
С сыном Эдоардо Понти
— Вы ведете активный образ жизни?
— Да, я не из тех женщин, кто любит сидеть дома с книжкой. Мне постоянно нужно чем-то заниматься, иначе я сойду с ума. Хотя бы поэтому я люблю готовить и экспериментировать с новыми рецептами. Но если мне придется выбирать между кухней и съемочной площадкой, я, конечно, выберу кино! (Смеется.)
Posta-Magazine благодарит агентство Fotodom за помощь в организации интервью.