Все мы не раз слышали, как важно иметь здоровый сон и отводить ему около восьми часов ежедневно, но в современном ритме мегаполиса эти рекомендации часто забываются как что-то необязательное, не очень важное… Но так ли это на самом деле?
К чему приводит
пренебрежение полноценным сном, сколько времени и в какие часы нужно отводить на отдых организма, рассказывает Юрий Медзиновский.
Ко мне обратился клиент. Ему под сорок. Здоровье в порядке, в семье тоже все хорошо, никаких стрессов. Но что-то пошло не так, как говорится в американском кино. И я решил с ним просто поговорить, прежде чем делать всякие анализы. Он умница, прагматик и везунчик. Играет на бирже. Всегда был в плюсе, но сейчас словно потерял нюх, интуицию. Его это встревожило. «А как спите?» — спрашиваю. «Последние полгода плохо, бессонница», — отвечает. «Так в этом и проблема!» — говорю. Он не понял. При чем тут бессонница? Пришлось объяснять на языке биохимии.
У нас есть важнейший гормон — мелатонин, он вырабатывается в головном мозге. Мелатонин — это гормон гипофиза, он является нейромедиатором, то есть своего рода дирижером внутри головного мозга. Он отвечает за то, чтобы все отделы, все функции центральной нервной системы работали гармонично, чтобы была симфония. И когда снижается выработка мелатонина — ухудшается память, настроение, развивается синдром хронической усталости. И — внимание! — снижаются интуитивные навыки. А в бизнесе интуиция — важнейшая вещь. Поэтому мой приятель стал проигрывать. У него просто снизился мелатонин.
«Но при чему тут сон?» — не понял он. А вот при чем. Мелатонин вырабатывается только во сне, с 11 вечера до 3 часов утра. В другое время он не вырабатывается, так уж устроено природой. Если человек не спит — он теряет мелатонин. Он быстро устает, впадает в апатию, становится раздражительным. Совершает ошибки, одну за другой. Кстати, это важно знать и тем, кто привык ложиться на рассвете, а спать до трех часов дня. Спать-то вы спите — но толку немного. Это «пустой» сон для организма. Он не восстанавливает.
Снотворное? Чепуха. Вы, конечно, уснете. Но это как наркоз. Отравление организма. Некоторые мужчины говорят, что прекрасно засыпают после рюмки-другой. Знаю людей, которые помучаются, поворочаются, потом встают — выпивают и засыпают. Уверяют меня, что делают так много лет, и все прекрасно. Ничего прекрасного. Как врач, я отношусь к алкоголю как к нейротоксическому яду, что бы кто ни говорил.
Нарушение сна — проблема, которую надо исследовать
Треть жизни мы проводим во сне. Так если мы заботимся о себе во время бодрствования — почему не обращаем внимание на проблемы со сном? Есть целая наука — сомнология. Очень нужная наука. Когда к нам в «Резиденцию» обращаются люди, у которых плохой сон, — мы проводим серьезное исследование. Пациент остается на ночь, мы обвешиваем его датчиками и всю ночь фиксируем показания — фазы сна, давление, сердцебиение и так далее. Потому что причины нарушений бывают самые разные. Скажем, ночное апноэ (остановка дыхательных движений. — Прим. ред.). Это гипоксия мозга. Когда у человека останавливается дыхание на несколько секунд, накапливается углекислый газ в мозге, кислорода нет, и в этот момент происходит внезапное пробуждение. Те же кошмары — зачастую следствие апноэ.
Все проблемы можно решить. Да, если у человека бессонница от того, что ушла жена — мы не вернем ему жену. Но будем постепенно избавлять от стресса. И когда человек начнет высыпаться — его беда не будет ему казаться такой уж ужасной. Ведь стресс запускает в организме механизм разрушения. Да, сон — это еще и наше долголетие. Кто хорошо спит — тот дольше живет.
И наконец, важно знать: сон должен быть 7-8 часов, не меньше. Все разговоры о том, что кто-то спит 5-6 часов и прекрасно работает — обман. Ученые уже доказали и объяснили: именно восемь часов — то время, за которое организм полностью восстанавливается. Мне иногда приводят в пример Наполеона, который хвастался, что спит по 4 часа и завоевал полмира. Допустим, так. Но при этом забывают, что активная деятельность Наполеона длилась меньше двадцати лет. Он умер в 51 год. По нынешним меркам — молодым человеком.
Никто из моих пациентов и друзей не собирается завоевывать полмира. Они хотят объездить весь мир уже когда им будет за 70, они хотят бодро жить лет до 80-90. Поэтому всем им я говорю: «Спите крепко!»