Стиль жизни

Art & More: Singapore Art Stage 2015. Современное искусство: взгляд с Востока

В рамках Singapore Art Week на минувшей неделе прошла крупнейшая в Азии ярмарка современного искусства — Singapore Art Stage 2015. В этом году была впервые представлена Российская платформа, куратором которой стала Ольга Свиблова.

Posta-Magazine побывал
с арт-разведкой в Сингапуре,

заслуженно претендующем на звание
экономического и культурного центра региона.

Singapore Art Stage проводится уже пятый год подряд и сейчас совпала с 50-летним юбилеем независимости Сингапура. Организатор и куратор ярмарки Лоренцо Рудольф — личность значимая и широко известная в кругах галеристов, художников, коллекционеров и просто ценителей прекрасного: в течение десяти лет он возглавлял знаменитый «Арт-Базель». Примечательно, что в 1992 году он ответил отказом на предложение расширить географию и обосноваться в Сингапуре. В итоге, азиатский филиал этой крупнейшей международной ярмарки был открыт преемниками Рудольфа лишь в 2013 году в Гонконге. И, несмотря на то, что у многих возникает непроизвольное желание сравнивать эти два события и рассматривать в качестве конкурирующих площадок, Singapore Art Stage выгодно отличается чётким фокусом на региональность. Это продукт галеристов юго-восточной Азии, рассчитанный на местного зрителя. Процент западных галерей значительно ниже, что делает ярмарку не просто репликой некоего проверенного европейского бренда, но аутентичным событием, по праву претендующим на самостоятельное существование и лидирующую роль в регионе.

Лоренцо Рудольф: «Когда мы начинали в 2011 году, всё было значительно проще. Многие хотели с нами сотрудничать и с удовольствием соглашались на участие в ярмарке. Потому что это было нечто абсолютно новое и впервые носило международный характер. На следующий год мы столкнулись с первыми трудностями. Во-первых, дал о себе знать экономический кризис — многие не были уверены в повторном успехе этой авантюры. Во-вторых, мы столкнулись с особенностями азиатского менталитета, нам пришлось учиться и подстраиваться под размеренный уклад жизни, дать время, чтобы к нам привыкли. Всё должно было быть по фен-шуй (смеется).
А этот год для нас — особенный! Нам — 5 лет, независимому Сингапуру — 50. За последние полтора десятилетия Сингапур поистине заслужил право считаться центром юго-восточной Азии, как экономическим, так и культурным. Наша цель — показать это, сделать Singapore Art Stage центральной платформой не только для начинающих художников, но и для молодых галеристов. В этом году мы впервые представили мультимедиа-арт платформу, а также Российскую платформу, куратором которой стала Ольга Свиблова».

Во время ярмарки Posta-Magazine встретился с директором Мультимедиа Арт Музея и узнал, в чём, на ее взгляд, заключается специфика ярмарки, какие российские галереи на ней представлены, и как Лоренцо Рудольф и организаторы с сингапурской стороны поспособствовали тому, чтобы на Singapore Art Stage была представлена Россия.

Ольга Свиблова: «В 1988 году я впервые побывала на „Арт-Базеле“, именно тогда и произошло моё знакомство с Лоренцо. Всё это время мы тесно общались и сотрудничали. И поэтому для меня не было сюрпризом, когда год назад он предложил представить на сингапурской ярмарке Российскую платформу. Мне было очень интересно познакомиться с азиатским рынком, с директорами сингапурских музеев, понять, с чем они работают, чего хотят. Планирование начали за полгода. Так как у меня уже был опыт организации выставок в Азии, я понимала, что здесь всему нужно дать время — чтобы тебя получше узнали, „притерлись“ к тебе. Стиль работы, к которому привыкла я, здесь вызывает недоумение и считается агрессивным, поэтому приходилось подстраиваться. Однако, нельзя не отметить, что организаторы шли навстречу во многих вопросах.
Все европейские галереи, представленные на ярмарке, учитывали региональный менталитет при выборе экспонатов. Спрос, тенденции определяют коллекционеры. Именно из частных коллекций вырастают затем музеи. Рынок искусства в этом регионе еще очень молодой, он только формируется, поэтому важен любой покупатель: и музей, и галерея, и частный коллекционер. В хорошо развитой культуре сначала начинают покупать своих, потом переходят на интернациональные имена. В Сингапуре сейчас именно такая ситуация. Здесь есть чувство региона, они активно борются за локальность. А, как известно, локальный вкус мало предсказуем. 50% реагирует на имя, 50% ориентируется на собственное „нравится — не нравится“. Здесь можно отметить такую тенденцию, как любовь к сюрреализму и символизму. Последнее объясняется неоспоримой важностью фен-шуй во всех сферах жизни».

От себя добавлю, что соблюдение законов фен-шуй в картине, написанной в стиле символизма, повлияет на то, захочет ли её повесить не только частный покупатель у себя дома, но и директор музея. Городское пространство Сингапура — проекты новых зданий, план парков, направление потоков людей, транспорта, и, особенно, движение воды (каналы, фонтаны), даже национальная валюта — всё это организовано в согласии с законами фен-шуй, несоблюдение которых не раз приводило к неприятным последствиям. Но об этом — в другой раз…

Галерея Art Seasons (Сингапур, Пекин), Кенни Лоу. «Under the influence of the Little Boy and Fat Man», 2014

Галерея Gana Art (Сеул), Йу Сун-Тай. «The Words», 2014

Ольга Свиблова: «Основная привлекательность Сингапура для рынка современного искусства в том, что здесь он только формируется. Здесь есть энергия, „движуха“, есть деньги, на энергетику которых все летят как на свет. И здесь есть столь необходимый процесс смешения культур. Как и смешение крови — он оздоравливает общество. Здесь учишься быть открытым, смотреть и слушать тех, кто вокруг тебя, кто не похож на тебя. Это великая движущая сила для творчества».

В рамках Российской платформы на Singapore Art Stage были представлены 4 галереи: известная московская галерея «Триумф», картинная галерея «ТНК Арт», галерея «11.12», недавно открывшая свой филиал в Сингапуре, и галерея современного искусства из Санкт-Петербурга Savina Gallery. С кураторами последних двух нам удалось пообщаться.

Галерея ТНК Арт, Жак Ихмальян. «Мать и дитя», 1973

Галерея ТНК Арт, Михаил Голубев. «Адам и Ева», 2012

Галерея Триумф, AES+F. Одноканальное видео «Священная Аллегория», 2011

Галерея Триумф, AES+F. Одноканальное видео «Пир Трималхиона», 2010

Катерина Нарышкина, арт-менеджер галереи «11.12» на «Винзаводе»: «В Азии мы впервые и представляем здесь двух абсолютно аутентичных авторов, которые максимально наглядно смогут познакомить зрителя с нашей отечественной культурой. Один из них — уже заслуженный, заработавший себе имя Ринат Волигамси с серией картин, написанных маслом в стилистике сепия-принт. Второй — молодой, начинающий художник Вова Марин. Критики называют его стиль „арте повера“, в переводе с итальянского — „бедное искусство“. Вова использует промышленные или нехудожественные материалы для своих работ: доски, куски железа, старые газеты, кастрюли, вещи и т.д. Как бы критики ни говорили о том, что представленные работы сложны для понимания местной публики, многие из них уже нашли отклик в Европе, так же далекой от наших реалий».

Работы Рината Волигамси

Работы Вовы Марина

Лиза Савина из питерской Savina Gallery, харизматичный молодой галерист с безудержной энергией и здоровым энтузиазмом, привезла в Сингапур трёх абсолютно разных авторов. Работа одного из них, известного художника Виталия Пушницкого — «Страж» — была написана специально для Сингапура. Стоит отметить, что в России Виталий получил признание только после того, как в 1996-1998 гг. активно выставлялся в Дании, что являет собой яркую характеристику российского рынка современного искусства и ментальности в целом. Сингапур в этом плане отличается более здравым подходом, давая фору и возможность для роста своим местным авторам.

Виталий Пушницкий. «Страж», 2015

Другой художник, представленный галереей, — Дима Каварга, первый и практически единственный российский автор, работающий в жанре биоморфной скульптуры. Его работы символизируют единство природы и технологичных творений рук человека. Также как и Пушницкий, он пришел на российский рынок «с Запада», после активных продаж в Базеле и попадания в крупнейшие частные коллекции в Европе.

Дима Каварга. «The title does not matter», 2015

Молодого автора из Владикавказа Алёну Шаповалову Лиза нашла в популярной социальной сети. Эта художница поистине может считаться уникальным талантом, т.к. её творчество рождалось в абсолютно замкнутом пространстве города, находящегося практически в полной изоляции от мира современного искусства. Однако сегодня она активно выставляется по всему миру и представлена в частных коллекциях в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке.

Алена Шаповалова. «Максимум», 2011

Алена Шаповалова. «Моя маленькая птичка», 2014

Из зарубежных галерей, представленных на Art Stage, также стоит отметить площадку, посвященную всемирно известному колумбийскому художнику и скульптору, работающему в стиле фигуративизма — Фернандо Ботеро. Его скульптуры крайне популярны в Сингапуре, их можно встретить на улицах города так же часто, как и работы местных авторов.

Как и полагается международной выставке такого масштаба, Art Stage предоставил площадку ведущим Европейским галереям, что, безусловно, представляет огромный интерес для местных коллекционеров и придает статус не только самой ярмарке, но и приобретаемым работам. Однако для меня, как для иностранки, было гораздо интереснее получить представление о том, что происходит на региональном рынке, с чем работают художники, существуют ли ярко выраженные тенденции, и если да, то каковы они. Ведь Сингапур сравнительно недавно вступил в мир современного искусства и уже стремится занять в нем одну из ключевых позиций. Уровень развития общества достиг того этапа, когда искусство становится предметом капиталовложения, когда не только материальные, но и духовные ценности вызывают интерес и желание к ним приобщиться. Когда ты укомплектован всеми внешними атрибутами статуса — большой дом и мощный спортивный автомобиль из итальянской «конюшни» (учитывая площадь Сингапура, немногие могут себе это позволить), дорогие часы, ужин в лучшем ресторане — тогда пустые стены твоего дома превращаются в выставочный стенд, а ты получаешь право именоваться коллекционером (пусть начинающим), что не может не тешить самолюбие.

Понимая этот тонкий момент в развитии общества, в марте этого года свой филиал в Сингапуре открывает Парижская пинакотека, щедро делясь такими именами, как Модильяни, Сутин и Поллок, правда, предоставив не самые значимые работы этих авторов (к слову, первый — лидер по количеству подделок). Представить запускаемый проект на ярмарку приехал сам директор французской Пинакотеки Марк Растеллини.

Амедео Модильяни. «Молодая девушка с сережками», 1915

Клод Моне. «Портрет Сюзанны Хосхеде с подсолнухами», 1890

Хаим Сутин. «Коридорный», 1927

Джексон Поллок. «Композиция с кубическими формами», 1934-1938

В рамках ярмарки примечательной была также выставка «Leonardo da Vinci’s „Earlier Mona Lisa“» (Леонардо да Винчи: «Ранняя Мона Лиза») в Arts House Singapore. По заявлению кураторов фонда, которому принадлежит полотно, представленная работа — не что иное, как первый портрет Джоконды, написанный автором для ее мужа за 10 лет до той работы, которая сегодня выставлена в Лувре. В подтверждение этого в Arts House Singapore представлены результаты множества технологических тестов, заключения экспертов и многие другие инструменты вполне наглядного анализа работ Леонардо, подтверждающие подлинность привезенной картины и занимающие большую часть экспозиции. Насколько точны результаты экспертиз и сделанные выводы? И почему работа такого масштаба впервые представлена широкой аудитории не в Париже и даже не в Цюрихе («Фонд Мона Лизы», владеющий полотном, принадлежит одному крупному швейцарскому банку), а за много тысяч километров? На эти вопросы смогут ответить только эксперты, спустя время и после проделанной ими огромной работы. Для Сингапура сегодня гораздо более важно развивать общий уровень культуры, познакомить население региона с мировым наследием и дать возможность художникам и галеристам достойно вступить в мировой мир искусства.

Детали от Posta-Magazine:
http://www.artstagesingapore.com/

 

 

 

30 января 2015
Юлия Попова для раздела Стиль жизни