До 10 мая в Третьяковской галерее на Крымском валу открыта выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли», приуроченная к отмечаемой в 2024 году тысячелетней годовщине первого летописного упоминания о Суздале — древнейшем городе Северо-Восточной Руси. На выставке представлено более 600 экспонатов — предметов старины и икон тех лет. А также — современные работы главного архитектора Москвы, художника и члена-корреспондента Российской академии художеств Сергея Кузнецова. В интервью Posta-Magazine, открывающем серию бесед Ренаты Пиотровски с людьми искусства, Сергей Кузнецов рассказал о любви к рисованию, архитектурных трендах и Москве как городе пограничья.
Рената Пиотровски: Сергей, сегодня вы участник выставки «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли». Почему такие проекты важны?
Сергей Кузнецов: Такие выставки нужны, потому что в эпоху увлечения гаджетами, соцсетями и компьютерными играми тема знания и понимания культурных слоев, материальной культуры, истории — это не то, на что ты можешь играючи наткнуться в соцсетях, а если и наткнешься, то только на уровне фотографий с экрана телефона/монитора. Но жизнь состоит не только из гаджетов. Важно живое представление о предмете и важна социализация: работа кураторов, работа мастеров, которые вложили в это свой труд. К счастью, саморазвитие становится модной мотивацией: люди интуитивно чувствуют, что, погрязнув в гаджетах, они много теряют в реальной жизни. Интернет — классная вещь, но он не дает ощущения реальности, тактильности, возможности отличить репродукцию от подлинника. Любознательность — ключевое качество людей, которое двигает нас вперед, и вот такие выставки ее подпитывают.
Здорово, что Москва предоставляет нам такие огромные возможности с точки зрения культурной повестки. Ведь искусство — это не просто приятный бонус к жизни, когда у тебя все уже есть, а вот тебе еще, по пирамиде Маслоу, немного культуры. Пирамида пирамидой, но правда в том, что качество жизни ключевым образом зависит от твоего восприятия, от понимания того, что ты видишь. Ты видишь то, что знаешь, и если ты не понимаешь чего-то, то ты и не распознаешь, хорошо это или плохо, красиво или некрасиво. Качество жизни приходит через осознанность того, что ты потребляешь и впитываешь, а это приходит через знания.