Стиль жизни

Бизнес: «Правила» от слова «правильно»

В рубрике «Бизнес» колумнисты Posta da VIP делятся личным опытом в бизнесе — правилами успешных переговоров, адресами лучших ресторанов для делового ужина, советами по поиску партнеров и другими секретами успешного бизнеса.

Катя Холопова прекрасно знает,

что изначально было наоборот — слово «правильно» образовалось от «правил». И готова это доказать.

Получив задание порассуждать на тему правил существования в большой корпорации, я, первым делом, обрадовалась возможности в который раз высказать соображения на тему нашего отношения к правилам вообще. Что поделать, нас, зануд, слушают не все, не сразу и не до конца… Поэтому с конца-то я и начну.

Вопреки тому, чему нас учила жизнь в школе, во дворе и в пионерлагере, правила как понятия не есть что-то плохое или однозначно смехотворное. В детстве противиться распорядку и рваться за его рамки, чтобы познать мир как можно скорее и желательно весь сразу, — это естественно. И авторы правил к этому готовы. Но — предположительно — читатели сего золотую пору детства уже оставили позади хотя бы просто по факту года рождения. И вошли в конструктивную фазу отношения к правилам, которая наиболее емко выражается фразой, далекой от лучших образцов изящной словесности: «Не нравится — не ешь». Хотите или в силу обстоятельств обязаны жить по неким правилам? Постарайтесь принять и полюбить, продать их самому себе, не разрушать свою психику тлеющим протестом. Не желаете, презираете и отвергаете — действуйте соответственно: вам никто ничего не должен, встаньте и уйдите без конфликта и претензий. Правила придуманы не специально против вас вашим личным неприятелем. В сегодняшнем стремительном деловом мире индивидуальные претензии к правилам работы, соблюдаемым успешным большинством, не принесут вам ни дивидендов, ни самоудовлетворения. «Бунт против системы» бизнес-система может просто не заметить. Она занята делом.

Поэтому, к счастью, давно минули те времена, когда было принято взволнованно обсуждать «корпоративную культуру» как диковинку, нежизненную, но подлежащую насильственному усвоению и лицемерному исполнению. К чести держателей этой самой культуры надо отметить, что и они (и она) приспособились к нормальной жизни, повысили стандарты собственного восприятии и обрели привлекательность для своей аудитории, то есть, проще говоря, для нормальных людей. И вот что вкратце можно сказать сегодня о наиболее характерных и прогрессивных правилах работы в компании, подпадающей под категорию выше ИЧП. Не уверена, как точнее обозначить эту категорию, по мне, так эти правила хороши для всех — от домашнего детсада до отраслевого градообразующего гиганта. Изложу для простоты в хронологическом порядке — от первого собеседования до покорения сияющих вершин.

«Первое свидание»

Предположим, вы идеальный кандидат. Не для данной вакансии, а сами по себе, с объективным знаком качества. Вы высокопрофессиональны в своей сфере, вы заранее разузнали все, что возможно, о компании, не пытаетесь эпатировать интервьюера внешним видом или стилем общения, пришли строго вовремя или чуть заранее. Вы отвечаете на вопросы грамотно, по существу, корректным тоном и в наиболее выгодном для вас (но только честном!) ключе. И вот если при всем этом вам некомфортно, что-то непонятно, или интервьюер ведет себя излишне агрессивно или, наоборот, говорит с неуместным придыханием, — это знак. Правило первое, срабатывающее при самой первой встрече: вы и работодатель должны говорить на одном языке. Если это очевидно не так, вам — работнику — будет трудно. Как соискатель вы, конечно, должны предполагать необходимость подстраиваться. Особенно если вы кандидат на младшую позицию — возможно, вам просто предстоит еще многое узнать, и, вероятно, по мере узнавания это многое не вызовет у вас отторжения или протеста. Но не бойтесь прислушиваться к своей интуиции или прямо задавать кадровику уточняющие вопросы. Лучше продолжить поиск и найти идеальное место «с взаимностью», чем мучаться на месте, которое лишь номинально подпадает под определение работы чьей-то мечты.

«Я к вам пришел навеки поселиться»?

Практика показывает, что дебютный выход тем лучше удается, чем тщательнее он срежиссирован, читайте — стратегически продуман. У вас, гласит известная мудрость, нет второго шанса произвести первое впечатление. Настоящее, решающее «первое впечатление» — это встреча с новыми коллегами. Все предыдущие собеседования — просто дверь в новую жизнь. А вот новый коллектив — это, собственно, сама новая жизнь и есть. Поэтому проще всего сравнить наиболее удачные сценарии дебюта с входом в новую семью:

— Не будьте громогласны, но и не ведите себя принципиально тише обычного. Дайте людям возможность услышать вас и сразу оценить ваши достоинства наряду с вашим тактом, дипломатичностью и умением слушать, понимать и схватывать.

— Не оставляйте неясностей. Не стесняйтесь спрашивать и переспрашивать — гораздо сложнее будет позже выпутываться из проблем, спровоцированных вашим недопониманием задания или неверным восприятием другими ваших действий.

— Не критикуйте и не недоумевайте вслух, если что-то из увиденного в первые дни радикально отличается от того, что вам знакомо из предыдущего опыта. Вы пока не можете знать, каково общее отношение к предмету вашего недоумения: возможно, это действительно объект давно назревающих перемен, а может, наоборот, предмет всеобщей гордости. Если среди ваших новых коллег у вас нет давнего доверенного знакомого, задайте вопрос тем, кто брал вас на работу, или выждите — возможно, завтра непонятная ситуация прояснится.

— Не увлекайтесь созданием альянсов и коалиций, не позволяйте новым знакомым стремительно сокращать дистанцию и вовлекать вас в группы. Ваше дело сейчас — приятный тон, старательное выполнение своих обязанностей и изящный нейтралитет. А дистанция — о, это еще одна моя любимая тема, о ней в следующем разделе.

— И, конечно, доказывайте, доказывайте и снова доказывайте — свою профпригодность, сильные стороны, порядочность как работника, положительные человеческие качества. Вообще-то лучше никогда не прекращать стараний показывать себя с лучшей стороны, но на этом этапе от вас их особенно ждут. Ваше руководство почувствует себя уверенным в правильности своего решения взять вас на работу, а остальные увидят в вас достойного соратника (или соперника, но сейчас не об этом).

«Проживание с регистрацией»

Настанет день, когда вы уже не будете самым новеньким в офисе. И все перестанут без конца вспоминать, как вы впервые возникли в дверях «вооот на таких каблуках». (Терпение! Когда-нибудь это обязательно прекратится). Вот чего от вас ожидают в этот период:

— Несите конструктив. Все ваши действия, а также навыки постановки и решения задач, разрешения конфликтов, внесения новых идей, должны быть направлены не на что иное, как результат. Это сразу видно и всегда работает на вас. Между прочим, именно общим конструктивным настроем создается авторитет — а не резкостью и не изуверским коварством, как все еще полагают некоторые. Человек, с которым неприятно иметь дело, — это просто неприятный человек, пусть и влиятельный. Человек, в работе с которым гарантирован общий успех и похвала руководства, — хороший партнер, которому нет отказа в содействии и в уважении коллег.

— Будьте хорошим смежником. Как можно скорее изучите, как работает система, как взаимодействуют структуры, что от кого зависит и в каком порядке делается. Если вам повезет, в вашей компании все будет, как говорится, «по справедливости»: все функции уравновешены, нет всемогуще-всесильных и униженно дожидающихся их милости. Но в любом случае оттачивайте тактику работы, стройте и берегите отношения. Не оставляйте запросы без ответов, срочные документы — без подписи, малейшие вопросы без внимания. Ваш «внутренний клиент», back office, не менее важен, чем топ-пятерка вашей базы знаменитостей. Ваши коллеги должны быть не менее уверены в вашей надежности и оперативности, чем ваш самый главный VIP-контакт — в вашей компетентности, расторопности и находчивости.

— Держите дистанцию. Дружите, участвуйте в вечеринках, ходите друг к другу в гости — но не позволяйте излишне тесному общению вредить вашей работе. Ваша дружба — не повод искать прикрытия и снисхождения в случаях опозданий, невыполнения заданий и срыва сроков. Ну а если у вас случилась с кем-то «такая личная неприязнь», не позволяйте ей прорываться и ставить под угрозу рабочий процесс и вашу собственную репутацию. Практика доказывает, что в итоге люди остаются вам благодарны, если вы берете на себя инициативу выхода из специфических ситуаций путем нейтрализации общения. И будьте всегда справедливы, правдолюбивы и скучно-высокоморальны — тогда любители интриги моментально потеряют к вам интерес и не усложнят вам жизнь.

— Будьте лояльны, выработайте в себе искреннее согласие с философией и ценностями компании. Если вы подспудно протестуете или мысленно закатываете глаза при их упоминании — плохо дело. Вы не только недовольны своим местом рядом с ними, но и неубедительны для тех, с кем вы работаете. Такие вещи считываются сразу и неизбежно подтачивают качество вашей работы. Отсюда, между прочим, и все остальное, чего так не любит руководство: несоблюдение дисциплины, дресс-кода и прочего подобного. Это делаете не вы, а ваш внутренний подросток-бунтарь, а вам просто нечего ему возразить на его протест.

— Учитесь, повышайте квалификацию или хотя бы не забывайте регулярно озвучивать свой к этому интерес. Это однозначно поможет вам, когда настанет момент завести разговор о своем росте не просто так, а обоснованно.

«Иду на взлет»

Сразу оговорюсь, что рекомендации ниже предназначены не для резкого применения в какой-то отдельно взятый момент. Это нужно начать делать заранее, как только вы хорошо освоились на работе, все досконально изучили и завоевали репутацию квалифицированного специалиста, имеющего право голоса в вопросах своей компетенции. Плавно вводя в свой «режим» эти действия, вы покажете и докажете свою зрелость и готовность к дальнейшему движению — и сможете провести тот самый решающий разговор:

— Повышайте стандарты — во всем, начиная с мелочей. Искорените вещи типа неряшливых рабочих мест и грамматических ошибок. Формальной причины протестовать у окружающих не будет — никто ведь не может утверждать, что вы лишаете их гражданских прав и свобод писать с ошибками и приносить их посредством неоценимую пользу компании.

— Изучайте свою отрасль/профессиональную сферу и приносите новости извне. Примечательные факты, инсайдерские новости, интересная периодика, новейшая аналитика — будучи конструктивно преподнесено, все это принимается с интересом и зачастую с благодарностью, когда вы находите нужную информацию в подходящий момент.

— «Взлет», собственно, не всегда и не обязательно должен быть вертикальным. Возможно, вас со временем заинтересует соседняя область работы — и вы совершите воздушный балетный прыжок в сторону, не менее красивый, чем вверх.

— Но только не отделяйте себя от остальных! Действуйте не указующим перстом, а личным примером. Будьте уверены, если руководство разглядит в вас лидера, то своими собственными глазами или с подачи окружающих. «Подсказки в лоб» могут оказаться лишними и даже испортят дело.

А теперь, собственно, назад к истокам, то есть формальные правила и как с ними боро… работать. Подозреваю, что оставила в легком недоумении тех, кто искал ответов на вопросы о дресс-коде, стандартных формах корреспонденции и прочем. Дело в том, что самое важное в правилах — это их существование само по себе. Если они есть — значит, компания хочет и пытается вам что-то сказать о вашей с ней совместной жизни. Вчитайтесь: это прямая просьба что-то сделать в ответ на то, что вас «приняли в семью». Выглядеть определенным образом? Это наверняка потому, что именно так компания видит своего представителя, и она имеет право об этом просить, потому что она уже прошла некий путь развития, нашла оптимальные стандарты и знает, о чем говорит. Соблюдать формальный стиль письменного и устного общения? Да, потому что подростковым языком невозможно убедить клиента в качестве продукции, передать ее формат и, собственно, продать. Приходить на работу строго вовремя? Обязательно, потому что как иначе в вас разглядят организованного и ответственного сотрудника, которому можно поручить ответственный проект с жесткими сроками. И так далее — просто вчитывайтесь в суть. Да, иногда — да что там, в большинстве случаев — эти правила и кодексы бывают изложены далеко не идеальным языком, это правда. Но, вместо того, чтобы хихикать, может, пойдем и предложим ответственным за них коллегам свою помощь, уж если мы так литературно одарены?

Мы ведь хорошие смежники, да или нет?

 

 

 

30 мая 2012
Катя Холопова для раздела Стиль жизни