Грустная новость настигла нас в редакции этим утром — в возрасте 84 лет, в собственном доме скончался великий итальянский писатель Умберто Эко.
Он называл себя «молодым романистом»
и собирался написать еще много интересного,
но жизнь и судьба распорядились иначе.
Ученый, тонкий интеллектуал, семиотик, библиофил, гурман, большой знаток и любитель комиксов и «бондианы», едкий критик и созерцательный философ, писатель, подаривший миру увлекательные исторические романы… Таланты Умберто Эко можно перечислять бесконечно, а его произведения читать снова и снова, каждый раз находя для себя что-то новое и каждый раз удивляясь тому, как лихо он закручивает сюжет и как рассказывает свои истории.
Третьего дня, перечитывая его «Откровения молодого романиста», я поймала себя на мысли о том, как необыкновенно точно, емко и доступно этот человек говорит о сложном, какие удивительные подбирает метафоры и как тонко рисует образы своих героев. Кажется, нет в мире человека, не знакомого с его творчеством, имя Умберто Эко, его бестселлер «Имя Розы» знают даже самые неискушенные в литературе.
Болонский профессор семиотики, человек с незаурядной внешностью, бородач в больших очках с неизменной сигаретой в руке, писателем он стал достаточно поздно — свой первый роман «Имя Розы» Эко издал лишь в 1980-м, в возрасте 46 лет. Книга стала бестселлером, прославила писателя на весь мир и поведала о том, что есть исторический роман, и на что способен его автор. Эко первым сумел органично «поженить» увлекательную литературу, беллетристику с литературой «высокой». Породив, тем самым, постмодернизм в литературе.
Человек интересной судьбы, с прекрасным чувством юмора и большой оптимист, он оставил нам в наследие семь приключенческих романов (последний роман — «Нулевой номер» — вышел в 2015-м году), множество эссе и — свои мысли.
Как только мои дети слишком выросли, чтобы слушать мои рассказы, я начал писать романы! Это было мое удовольствие, мое призвание. У каждого есть свое призвание.
Какого бы персонажа ты ни выдумал, так или иначе он будет выращен из твоего опыта и твоей памяти.
Настоящий герой — всегда герой по ошибке.
Какую бы личность я ни примерил, у меня всегда впечатление, что я занимаюсь одним и тем же.
В «Имя розы» я включил то, что касалось моей души и о чем я никогда не говорил. Я рассказал о вещах, которые меня тронули, приписывая их моим персонажам; разумеется, когда мы начинаем рассказывать историю, мы пользуемся своей собственной памятью, своими страстями. Это уже не теория.
Каждый раз, когда я начинаю писать книгу, я чувствую себя приговоренным к двухлетнему сроку, потому что книга сродни ребенку. Сначала ты должен дать ей жизнь, потом заботиться о ней, и только затем она начинает ходить и, наконец, говорить.
Хорошая книга всегда умнее своего автора. Зачастую она рассказывает о вещах, о которых автор даже не догадывался.
Возможно, я не так мудр, как думаю сам, и уж тем более не так мудр, как полагают люди.
Все это мифы, распространяемые издателями, — будто люди хотят читать легкую литературу. Люди очень быстро устают от простых вещей.
Глупость меня всегда завораживала.
Интеллектуал обличает человеческие нравы. Он не тот, кто их прославляет. Он здесь, чтобы смотреть непредвзятым взглядом, а не для того, чтобы говорить, что все хорошо. Его функция — критика общества. Прославлять настоящее — это всем доступно.
В момент смерти все станет ясно. Я жду этого момента с некоторым нетерпением, чтобы наконец понять, какой была основная идея моей жизни.