Культура

Кино недели: «Заложники» Резо Гигинеишвили

В прокат выходит снятый на грузинском фильм «Заложники», завоевавший на «Кинотавре» призы за лучшую режиссуру и операторскую работу.

Картину также показали в берлинской программе Panorama Special, на смотре в американском Теллурайде и ряде других международных кинофестивалей. На сахалинском «Крае света» «Заложники» получили награду за лучшую режиссуру.

Перед московской премьерой в «Доме кино» Резо Гигинеишвили представлял на сцене Федор Бондарчук, знавший его, когда тот был еще маленьким мальчиком. Бондарчук признался, что он — лучший второй режиссер в его жизни, имея в виду совместную работу над «Девятой ротой». Для зрителей же Гигинеишвили — в первую очередь автор легкомысленных комедий «Жара» и «Любовь с акцентом», поэтому обращение его к серьезной теме в картине «Заложники» многих поначалу удивило. На самом деле к «Заложникам» режиссер шел очень долго (последние 8 лет) и во всех смыслах трудно (его сестра даже продала свой дом), и очевидно, что на данный момент — именно это главный фильм в его жизни, максимально раскрывающий его талант. Впрочем, оценили эту работу не все — но обо всем по порядку.

Резо Гигинеишвили

Резо Гигинеишвили

Кино недели: «Заложники» Резо Гигинеишвили

«Заложники» рассказывают прогремевшую на весь Советский Союз историю о молодых грузинах, захвативших в 1983 году летевший из Тбилиси в Батуми самолет, чтобы сбежать на Запад. В результате погибли семь человек (в том числе двое захватчиков). Выжившие преступники были приговорены к расстрелу, исключение сделали лишь для Тинатин Петвиашвили, приговоренной к четырнадцати годам тюрьмы, но освобожденной в 1991 году. В фильме, где все имена изменены, она стала Анной, которую воплощает на экране известная по «Звезде» Анны Меликян Тина Далакишвили. Прототипом ее экранного мужа Ники стал Герман Кобахидзе: его сыграл в фильме дебютант и тезка известного режиссера Иракли Квирикадзе. В свою очередь, в реальной жизни Герман был актером, сыном режиссера Михаила Кобахидзе. Перед трагическими событиями он успел сняться в «Покаянии» Тенгиза Абуладзе. Позже эпизоды с его участием были пересняты с актером Мерабом Нинидзе — в «Заложниках» он символично снялся в роли отца Ники. Центр повествования — свадьба Ники и Анны, сыгранная накануне попытки побега. Анна напряжена, будто уже предчувствуя весь последовавший за праздником ужас.

Кино недели: «Заложники» Резо Гигинеишвили

Несколько раз в течение фильма разные персонажи вопрошают: чего вам не хватало? Ведь все участники событий — представители так называемой золотой молодежи, люди из уважаемых семей. Актер, врач, студентка архитектурного факультета, художник… У них был доступ к пластинкам с западной музыкой, сигаретам, хорошей одежде и даже к оружию. Понятно, что ответом на вопрос, чего им не хватало, будет «свобода»: как от официальной идеологии, так и от физической замурованности в своей стране. В первых кадрах герои купаются в батумском Черном море, но русский пограничник прогоняет их: вечером плавать нельзя. Почему нельзя — они доплывут до Турции? Почему вообще ничего нельзя и почему это надо терпеть — очевидно, именно эти вопросы движут героями, чьи родители постоянно жалуются на несчастливую жизнь, но не в состоянии изменить ее. Заложниками являются не только пассажиры самолета и члены экипажа, но и все жители СССР.

Кино недели: «Заложники» Резо Гигинеишвили

Резо Гигинеишвили не пытается оправдать своих главных героев (фраза о том, что никакая свобода не стоит человеческой жизни, принадлежит одному из них). В то же время, когда смотришь картину, невозможно им не сочувствовать — тем более что основное зрительское внимание приковано к паре Ники и Анны, не совершивших в самолете ни одного выстрела. Создатели фильма сравнивают изображенные ими события с античной трагедией. Ее действующие лица, по словам Гигинеишвили, — «жертвы, которых стоит оплакивать, а не обвинять или превозносить». Соавтор сценария Лаша Бугадзе говорит: «Помимо преступления, в нашем сюжете чувствуется дыхание рока. Как будто бы у них и не было выбора поступить иначе, как будто некая сила подталкивала их». Конечно, такая трактовка вызвала ярость тех, кто посчитал фильм оправданием террористического акта, совершенного «зажравшейся золотой молодежью». Также некоторые критики недовольны сумбурностью происходящего, недостаточно детально прописанными характерами и мотивациями. Что ж, захват самолета действительно выглядит сумбурно, но это кажется совершенно логичным: как еще показать растерянность молодых людей, когда вдруг все пошло не по плану? Они были уверены, что полетят на местном самолете одни, но в итоге рейсы совместили, и герои оказались в полном пассажиров лайнере, который к тому же стал возвращаться в Тбилиси из-за погодных условий. В результате — паника, вооруженное нападение и смерти. И, да, Гигинеишвили не работает «в лоб»: не рисует четких портретов всех персонажей, которые бы позволили дать им однозначные оценки, не раскидывает по кадру сто пластинок Beatles — хватит и одной. Его режиссерская манера, оставаясь близкой к реализму, скорее импрессионистична: важны атмосфера, настроение, эмоция.

Кино недели: «Заложники» Резо Гигинеишвили

«Заложников» в каком-то смысле можно сравнить с другой громкой картиной года — «Теснотой» Кантемира Балагова о девушке из Кабардино-Балкарии конца 1990-х. Героиня Балагова также лишена кислорода, окутана путами национальных традиций, из которых почти невозможно выбраться. Но ее бунт трагичен лишь для нее и членов ее семьи. Бунт персонажей «Заложников» оказал влияние на всю Грузию, где эту историю горячо обсуждают и сегодня. Родители же расстрелянных до сих пор не знают, где похоронены их дети.

Сильнее всего во время просмотра потрясает мысль о том, что если бы участники событий подождали всего несколько лет, этой трагедии просто бы не произошло.

Кино недели: «Заложники» Резо Гигинеишвили

 

 

 

21 сентября 2017
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура