От этой коллекции еще будет резонанс, простите мне эту игру слов. Огромная, более 100 изделий, коллекция Résonances de Cartier, над которой команда Жаклин Карачи, главы отдела дизайнеров high jewellery, трудилась более трех лет, — это совершенно уникальное явление в современном мире высокого ювелирного искусства.
Смелость ювелиров Cartier проявилась в той легкости, в которой они сочетают проверенные временем, характерные для ювелирного дома техники, приемы и формы с актуальными визуальными кодами и тенденциями.
Résonances de Cartier задумывалась как полная ювелирная история Cartier, начиная с традиционных для рубежа ХIX—XX веков колье в стиле «гирлянда», с базой ар-деко и бестселлеров следующих периодов, многократно цитируемых индустрией. Однако результат получился гораздо интереснее: «работая с архивами», Cartier создали одну из самых актуальных и новаторских коллекций в формате высокого ювелирного искусства.
Жаклин Карачи хватило смелости развить каждый из трендов, которые тот или иной бренд (включая Cartier) когда-либо заявлял в коллекциях high jewellery, — неоднозначные цветовые сочетания, комбинация дорогих и дешевых материалов, и одно из самых интересных явлений — использование трендов стрит-стайла.
И этот «уличный» модный контекст, переосмысленный ювелирами высоких ювелирных мастерских, создал эффект, сравнимый со знаменитым «панковским десантом» Вивьен Вествуд: результатом последнего была не легализация панка в высокой моде, а то, что в моду обычную пришли девушки вроде Стеллы Теннант — с голубой кровью нескольких аристократических поколений.
Смелость ювелиров Cartier в этой коллекции проявила себя в той легкости, в которой они сочетают проверенные временем и хорошо знакомые, характерные для ювелирного дома техники, приемы и формы с актуальными визуальными кодами и тенденциями. Узнаваемые с первого взгляда цитаты резных цветов и листьев Tutti-Frutti, цветная геометрия ар-деко или многочисленные «пантеры» не выглядят повтором и самокопированием, потому что изменено главное — архитектура изделия.
В коллекции, конечно же, есть большие и значительные камни (чего стоит один изумруд огранки кабошон в 140 карат), в идеально подобранном сопровождении, которые геммологи дома наверняка собирали не один год. Но при этом вся коллекция замечательна именно переосмыслением самой идеи архитектуры ювелирного изделия.
Колье-трансформер, превращающееся с тиару, с выдающимся изумрудом огранки кабошон весом 140,2 карата
И эта архитектурность — основная и самая важная характеристика Résonances de Cartier. Она здесь гораздо более важна, чем даже энциклопедичность и масштабность коллекции. Конечно, архитектура вдохновляет ювелиров не первый день, но одно дело — лишь оттолкнуться от формы, и совсем другое — полностью выстроить изделие по канонам жанра.
Например, крупные драгоценные камни в Résonances de Cartier являются не основой формы украшения, а лишь его частью, идеально вписанной в общий замысел деталью. Основную форму и вектор движения создает металл. Весь двадцатый век ювелиры, создающие высокие коллекции, соревновались в том, как убрать металл из изделия или сделать его максимально незаметным глазу: невидимая закрепка, «парящие в воздухе камни» — идея ажурности и «капель на коже» была главенствующей. И тут вдруг мы видим не просто металлическую базу, а то, что ей отведена главная роль — именно она создает форму, расставляет акценты и задает вектор движения. Камни всего лишь следуют за этим вектором, являясь важной, но в то же время не главной деталью — их размеры, огранки, форма, расположение относительно друг друга являются продолжением общей динамики.
Так, браслет Twisting Light — это в большей степени архитектурная форма, вдохновленная произведениями Райта и Захи Хадид одновременно, чем украшение из двух бриллиантов треугольной огранки и горного хрусталя (изящнейший оммаж браслетам, сделанным в 1930 году для Глории Свенсон, встречающийся во многих высоких коллекциях Cartier).
А в кольце с длинным ромбовидным изумрудом элементы металлической закрепки вписаны в сам дизайн, они создают дополнительный выразительный эффект, контрастируя с багетными бриллиантами.
Кольцо Carbonado — с первого взгляда классика коктейльного жанра. Но, крупное и высокое, оно ближе к зданиям Нормана Фостера, чем к украшениям. Металлическая база в бриллиантовом паве вихреобразно закручивает пространство вокруг черного и белого бриллиантов, которые здесь не более чем декоративные элементы.
В каждом изделии коллекции динамика шлифованных и ограненных поверхностей, прозрачность и матовость камней, их размер и форма задают собственный темп и ритм. И в сочетании с архитектурной формой и «низкими» жанрами — такими как бижутерия, пришедшая из культуры «Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)», — все это производит невероятно сильное впечатление.