Культура

Арт-уикенд: сети Recycle Group в Пушкинском музее и клетки Питера Хелли в Галерее Гари Татинцяна

На этой неделе героями арт-уикенда Posta-Magazine стали американский неоконцептуалист Питер Хелли и Recycle Group — одни из самых востребованных российских художников нового поколения, в портфолио которых среди прочего значится соавторство инсталляции в Российском павильоне 57-й Венецианской биеннале.

Как ни удивительно, проект-интервенция Recycle Group в Главном здании Пушкинского музея и камерная выставка Хелли в Галерее Гари Татинцяна имеют неожиданные точки пересечения.

yj

Арт-уикенд: сети Recycle Group в Пушкинском музее и клетки Питера Хелли в Галерее Гари Татинцяна. Контейнер. Медитация. 2017

Контейнер. Медитация. 2017

«Recycle Group. Homo Virtualis»

Мы и сами не заметили, как стали homo virtualis. Жизнь в сети — всегда яркая, насыщенная, здесь постоянно что-то происходит, а френды счастливо улыбаются, передавая фотоприветы с берега озера Комо, залитого солнцем вечнозеленого острова в Карибском море, вершины Эльбруса или просто из нового московского ресторана.

В проекте-интервенции Homo Virtualis участники Recycle Group — краснодарские художники Андрей Блохин и Георгий Кузнецов — смотрят на новую человеческую генерацию из отдаленного будущего, подобно тому, как мы рассматриваем руины Акрополя или статуи на фасадах готических храмов. Выполненные в разных техниках полиуретановые и пластиковые объекты Recycle Group разместились в залах Главного здания Пушкинского музея среди произведений постоянной экспозиции, где даже очень внимательному зрителю приходится приложить усилия, чтобы их обнаружить. Этот квест, в который художники вовлекают посетителей, — неотъемлемая часть проекта, своего рода современная археология. Что же мы обнаруживаем, отправляясь на «раскопки»? Так, в итальянском дворике, в окружении слепков кондотьеров Донателло и Вероккио и микеланджеловского Давида, возвышается «Селфи-башня» — двухъярусная человеческая пирамида наподобие тех, что были популярны в 20-30-е годы в СССР, только вместо тренированных атлетичных тел — сетчатые люди-призраки с селфи-палками.

А в зале, посвященном Парфенону, находим три объекта сложной геометрической формы, как будто случайно оставленные здесь внеземной цивилизацией. На их поверхностях, испещренных схемами неких алгоритмов, встречаются слова positive, negative, photo, video, text, sound, creating, searching. Присмотревшись повнимательнее, замечаем заголовки чертежей: Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)ian, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)mer, Twitterian. Самое удивительное, что все эти человеческие виды оживают на ваших глазах — точнее, в вашей камере, если навести ее на объекты с помощью специального мобильного приложения Recycle Group. Это не единственные работы с использованием технологии дополненной реальности, но обойдемся без дальнейших спойлеров.

Арт-уикенд: сети Recycle Group в Пушкинском музее и клетки Питера Хелли в Галерее Гари Татинцяна. Просветитель 12. Диптих. 2015

Просветитель 12. Диптих. 2015

Проект Homo Virtualis — это игра одновременно со зрителем и с классическим искусством, которая порождает неожиданные переклички прошлого и настоящего, классических форм и ультрасовременных технологий. В конце концов, в любую эпоху искусство является, с одной стороны, способом понять время и мир, в котором мы живем, а с другой — попыткой получить билет в вечность. Цифровой век соблазняет человека иллюзией бессмертия — если не телесного, то как минимум виртуального. Впрочем, как особенно остро ощущается на выставке, граница между двумя этими мирами становится все более условной. И здесь, как всегда, вопрос не в том, плохо это или хорошо — ни то и ни другое, а в том, как с этим жить, чтобы прежде всего оставаться людьми. Пусть и нового типа.

Арт-уикенд: сети Recycle Group в Пушкинском музее и клетки Питера Хелли в Галерее Гари Татинцяна. Ноев ковчег. Деталь 1. 2015

Ноев ковчег. Деталь 1. 2015

Арт-уикенд: сети Recycle Group в Пушкинском музее и клетки Питера Хелли в Галерее Гари Татинцяна. Просветитель  11. 2014-2015

Просветитель 11. 2014-2015

Детали:
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Главное здание, Волхонка, 12
До 20 августа

Арт-уикенд: сети Recycle Group в Пушкинском музее и клетки Питера Хелли в Галерее Гари Татинцяна. Машина. 2017

Машина. 2017

Персональная выставка Питера Хелли

Геометрические абстракции нью-йоркского художника Питер Хелли, на первый взгляд, наследующие идеям Казимира Малевича и Пита Мондриана, на самом деле с ними полемизируют. Для модернистов прошлого века абстракция была способом конструирования идеального будущего. Питер Хелли, начало художественной карьеры которого приходится на 1980-е годы, принадлежит поколению, не питающему иллюзий относительно лучшего будущего, в которое верили их предшественники, — просто в силу того, что вся турбулентная история XX века была последовательным крушением утопии.

При внешней гармоничности и упорядоченности простые геометрические формы — квадраты и прямоугольники — в работах Хелли несут другой посыл, превращаясь в клетки, тюремные камеры, в которые добровольно заключает себя современный человек. Клетки могут быть разными, как метафизическими, так и вполне осязаемыми — в этом смысле практически нет никакой разницы между тюрьмой общественных конвенций, социальными сетями или квартирой в типовой городской высотке: все они в той или иной степени ограничивают личную свободу.

Арт-уикенд: сети Recycle Group в Пушкинском музее и клетки Питера Хелли в Галерее Гари Татинцяна. Питер Хелли

Питер Хелли

В 1981 году Питер Хелли начал использовать флуоресцентную краску Day Glo, имитирующую эффект светодиодного экрана, а также порошкообразную добавку Roll-a-Tex, применяемую для создания «попкорновой» текстуры стен, что расширяло смысловое поле его абстракций. При всем при этом, если отвлечься от философского и идеологического содержания, картины Питера Хелли необыкновенно поэтичны, завораживают насыщенной цветовой палитрой, ритмом форм и разнообразием сочетаний одинаковых на первый взгляд фигур.

Арт-уикенд: сети Recycle Group в Пушкинском музее и клетки Питера Хелли в Галерее Гари Татинцяна. 40 Ватт. 2017; 3 утра, прямая трансляция. 2017

40 Ватт. 2017

3 утра, прямая трансляция. 2017

Арт-уикенд: сети Recycle Group в Пушкинском музее и клетки Питера Хелли в Галерее Гари Татинцяна. Выход в космос. 2017; Вызов. 2017

Выход в космос. 2017

Вызов. 2017

Детали:
Галерея Гари Татинцяна, Серебряническая набережная, 19
До 10 сентября

 

 

 

29 июня 2017
Инна Логунова для раздела Культура