Авто

«20 вопросов рекордсмену»: интервью-челлендж с кинопродюсером Алексеем Петрухиным, создателем знаменитого фильма «Вий»

Для рубрики «20 вопросов рекордсмену» мы вместе с нашими друзьями из Land Rover выбираем самых успешных мужчин в российском кино. Тех, кому в этой профессии удалось поставить какой-то важный рекорд. Задача — не просто сделать интервью, а выполнить условия челленджа: успеть задать вопросы и обсудить ответы в рекордное время — пока наш герой передвигается по Москве из офиса в сторону дома за рулем Range Rover Velar.

Когда в 2014-м в прокате появился «Вий», все СМИ писали: «Сумасшествие! „Вий“ побил кассовый рекорд „Аватара“!» Картина Алексея Петрухина собрала за стартовый уикенд 607 млн рублей, что стало абсолютным рекордом для отечественного проката. Превысить этот показатель до сих пор не смог никто.

С Алексеем мы встречаемся в святая святых — только что отремонтированном здании его компании «Русская Фильм Группа». Проходим через все семь этажей, стилистика и оформление которых выдержаны в едином стиле: на стенах — крутые иллюстрации известного художника. Около лифта на нас смотрит изображение Джеки Чана: это герой одной из самых ожидаемых премьер — второй части «Вия». Впервые в истории кинематографа Джеки Чан сразится в кино со знаменитым Арнольдом Шварценеггером. На другом этаже замечаем фотографию из фильма: рядом с Арнольдом и Джеки — актриса Анна Чурина, супруга нашего героя. Здесь же — снимки совсем юного Тимати: именно команда Петрухина в свое время увидела что-то в молодом парне и решила снять его в клипе. Рядом — еще одно фото: тогда еще начинающая актриса Аня Чиповская, которую Петрухин снимал в двух своих картинах, дебютных для будущей звезды.

Как разумный владелец и топ-менеджер, Алексей прекрасно понимает: о людях, которые трудятся на благо твоей компании, необходимо как следует заботиться. Если они работают лучше, ты тоже остаешься в выигрыше. На каждом этаже есть отдельный массажный кабинет (!), так как в преддверии выпуска нового фильма монтажеры, десятки людей из продакшена и иллюстраторы, бывает, ночуют в этом здании. Мы заметили нескольких ребят, которые играли в настольный футбол. Оказалось, делали они это не просто так: раз в месяц здесь проводится свой мини-чемпионат, и лучшие игроки получают приятные призы.

«Мотивация, хорошее отношение, ясные и четкие цели — все это позволяет мне держать команду, которая работает со мной по десятку и более лет. И я этим по-настоящему горжусь», — говорит наш герой, заводя двигатель своего Velar. Разговор начинается.

«20 вопросов рекордсмену»: интервью-челлендж с кинопродюсером Алексеем Петрухиным, создателем знаменитого фильма «Вий»

Арнольд и Джеки на одной площадке

Арнольд и Джеки на одной площадке

Татьяна Сабуренкова: Алексей, в нашем совместном проекте с Range Rover Velar мы говорим с героями, которым удалось установить какой-нибудь серьезный рекорд. Ваш рекорд до сих пор не побит: с «Вием» вы собрали самую большую сумму как за первый день проката, так и за первый уикенд. За счет чего это произошло с точки зрения бизнеса? У нас же в целом выходит много хороших фильмов.

Алексей Петрухин: Во-первых, это был один из первых российских настоящих 3D-фильмов, с действительно крутыми спецэффектами, при этом снятый по материалу великого писателя Гоголя. В одном проекте нам удалось совместить вещи, казалось бы, несовместимые: новейшие технологии и всеми любимую классику. С точки зрения бизнеса речь идет о двух-трех годах правильного и планомерного маркетинга, разработки идей продвижения. Мы смогли сделать так, чтобы зритель воспринимал все наши PR-стратегии не как назойливую рекламу: наоборот, за нами специально следили, болели за нас и переживали. То же самое мы делаем сейчас с продолжением истории, связанным с Арнольдом Шварценеггером и Джеки Чаном. Мечта моего детства — чтобы эти два парня встретились в одном фильме, да еще и подрались!

«20 вопросов рекордсмену»: интервью-челлендж с кинопродюсером Алексеем Петрухиным, создателем знаменитого фильма «Вий»

«20 вопросов рекордсмену»: интервью-челлендж с кинопродюсером Алексеем Петрухиным, создателем знаменитого фильма «Вий»

Все этажи кинокомпании украшены иллюстрациями: героями из фильмов, которые продюсировал и снимал Алексей Петрухин

Но когда об этом думаешь, кажется, что такого просто не может быть. Российский фильм — и вдруг такой масштаб. Как вам удалось добыть соответствующий бюджет?

Да, многие покрутили бы пальцем у виска. Но в этом весь я: могу что-то задумать нереальное, а потом находить способы, чтобы превратить мечту в действительность. Я всегда был готов к риску, к совершенно сумасшедшим идеям и поступкам. Со стороны кажется: зачем так рисковать, если можно и гораздо спокойнее деньги зарабатывать? Но «спокойнее» — это не про меня. Для фанатов Арнольда и Джеки мы, конечно, подготовили множество скрытых моментов. Их герои говорят друг другу в фильме: «Ты крутой боец». — «Да, ты тоже ничего». Или: «Как долго я ждал этой встречи». — «Я тоже». Зритель точно поймет все эти гэги и улыбнется.

«20 вопросов рекордсмену»: интервью-челлендж с кинопродюсером Алексеем Петрухиным, создателем знаменитого фильма «Вий»

В 2004 году на экраны вышел фильм «Вокруг света за 80 дней», в котором встретились эти актеры. Но в нем нет драк. А в «Вие-2» Арнольд и Джеки соприкасаются, находятся в конфликте

Создавалось впечатление, что премьера должна вот-вот состояться, а сейчас выяснилось, что все задерживается. В чем причина?

Мы захотели, чтобы на кино ходили всей семьей. Для пап — звездные герои, для мам — романтическая история. А что для детей? Пришла в голову идея создать дракона, которого еще не видело мировое кино — не говоря уже о российском. Произвести эдакий wow-эффект, из-за чего сильно поплыли все сроки. Но как продюсер я к таким вещам готов: лучше отложить премьеру и сделать реально круто, чем выпустить картину вовремя, а потом кусать локти.

Кто такой продюсер и что он вообще делает?

Кто такой продюсер и что он вообще делает?

Вам не обидно, что большинство людей на улице до сих пор, если их спросить, не совсем понимают, что именно делает в кино продюсер? Режиссер — понятно, актеры тоже. Многим кажется: продюсер — то же самое, что и спонсор: просто знает, откуда деньги достать…

Все верно, у нас думают именно так, хотя в мире понятие «продюсер» уже давно четко определено. Когда человек находит деньги — свои или чужие, — он называется инвестором, спонсором. У продюсеров же есть определенная градация: продюсер, сопродюсер, исполнительный продюсер, линейный продюсер, ассоциативный продюсер. Сейчас еще промопродюсеры появились. Продюсер — от слова «продуцировать», то есть производить продукт — от начала и до конца, от идеи до плана продвижения в интернете и в СМИ.

Если говорить, например, обо мне, то иногда я картины не только продюсирую, но и финансирую — как инвестор. У меня есть заработок от предыдущих картин, есть студийные деньги. Есть люди, которые не дадут денег фильму, но дадут лично мне, так как понимают, с кого потом спросить. Впрочем, продюсер — человек, с которого можно спросить, по идее, по все статьям: от рисков до выбора героев и возврата инвестиций.

«20 вопросов рекордсмену»: интервью-челлендж с кинопродюсером Алексеем Петрухиным, создателем знаменитого фильма «Вий»

На одном из этажей киностудии Алексей сделал зал для начинающих режиссеров. Сидят ребята не просто на стульях, а в специальных режиссерских креслах. «Пусть привыкают!»

Вы с самого начала так думали или понимание «как надо» пришло позже?

Конечно, в нулевых у меня был период — длился он целых восемь лет, — когда кино было для меня, откровенно говоря, забавой и я не очень понимал все его возможности. Если говорить точнее, мне казалось, что понимал: кино дает шанс засветиться, сыграть в какую-то крутую игру, пойти на премьеру. Во главе угла стояло тщеславие, а не бизнес или заработок. Все было вроде бы просто: нашел денег, заплатил актерам, сам снялся, все довольны. А вот зарабатывал фильм или проваливался — дело десятое при условии наличия других доходов. Сейчас все по-другому: кино — самый важный мой бизнес.

«20 вопросов рекордсмену»: интервью-челлендж с кинопродюсером Алексеем Петрухиным, создателем знаменитого фильма «Вий»

А зачем вы снимаете кино — помимо заработка? Наверняка ведь в недвижимости можно получить большую прибыль, причем более простыми способами.

Можно, но возникает вопрос: получишь ли ты от этих денег точно такое же удовольствие? В моем случае ответ на него — нет, поскольку в какой-то момент я понял, что хочу наслаждаться своим делом и самим процессом, а не просто радоваться результату и прибыли. Это очень важное отличие меня молодого от меня — зрелого. Сейчас мне важен месседж, важно, что ты сделаешь для зрителя. Люди, которые создают кино, как бы это пафосно ни звучало, напоминают врачей. Одни врачи калечат, другие — лечат. Вы можете посмотреть кино, прореветься, но выйти одухотворенным, разобраться в своих отношениях со второй половиной, вдохновиться на борьбу с болезнью, на какой-то поступок, принять жизненно важное решение, найти выход. Такое кино запоминается и распространяется посредством сарафанного радио. Оно бывает несовершенным, но все равно тебе нравится, потому что помогает и западает в душу. А есть кино, которое посмотришь — и еще глубже скатываешься в депрессию. Если оно попадет в болевую точку, может показаться, что выхода нет, и это уже совсем страшно.

Поэтому для меня важно, чтобы кино выполняло свою миссию, три свои функции. Прежде всего — вдохновлять. Даже в 90-е фильмы с Джеки Чаном, с Ван Даммом, с Чаком Норрисом нас, мальчишек, вдохновляли. На спорт, на воспитание силы воли, на формирование правильных представлений — что хорошо, что плохо. Они учили нас ответственности. А для молодых парней это очень важные вещи.

Вторая функция кино — объединять, а третья — образовывать. В последнее слово я вкладываю способность создавать что-то вроде архива истории, культуры, традиций. Есть, например, фильмы о войне: они и вдохновляют, и объединяют, и рассказывают о подвиге, о реальных событиях. Дети посмотрят потом — и увидят наше понимание истории. Именно поэтому кино — самое мощное средство массовой информации, мегаинструмент формирования общественного мнения о той или иной стране, ситуации, политическом строе. Даже о целой нации.

То есть кино — это в том числе инструмент пропаганды?

Да, в какой-то мере. Оно формирует мнение людей о чем-то или о ком-то. Американцы понимают это и вкладывают серьезные деньги в финансирование Голливуда. Он обходится даже дороже, чем армия. Потому что с помощью кино армия становится сильнее — но не в реальности, а в головах миллионов людей.

«20 вопросов рекордсмену»: интервью-челлендж с кинопродюсером Алексеем Петрухиным, создателем знаменитого фильма «Вий»

Тот самый «уголок» на одном из этажей, где стоит стол для игры в настольный футбол. Здесь киношники переводят дух

Многие еще очень хотят получить «Пальмовую ветвь» в Каннах, победить в Венеции, в Берлине. А это приносит реальные деньги фильму?

Это вообще не приносит денег! Одни затраты: поехать, одеться, обуться, сделать пиар. Другое дело, что это позволяет тебе оказаться в иной репутационной нише. Но в ней нет дополнительного заработка. Там принято «побираться» на кино, собирать спонсоров. К тому же, чтобы попасть на зарубежный фестиваль, а тем более стать на нем заметным, нужно действовать по определенной формуле. Сними о своей стране так, чтобы она выглядела плохой, и ты попадешь на фестиваль. Чем хуже она будет казаться в твоем фильме, тем больше у тебя шансов получить приз. А если ты снимешь картину, очевидно направленную против своей страны, и она будет нести раскол, ты однозначно получишь Гран-при. Точка.

Так относятся к фильмам о России или, в принципе, о любой стране?

Время от времени возникает интерес к разным регионам. Чуть раньше, например, был период повышенного внимания к Востоку: побеждали турки, иранцы.

«20 вопросов рекордсмену»: интервью-челлендж с кинопродюсером Алексеем Петрухиным, создателем знаменитого фильма «Вий»

Сборы и доходы от кино

Сборы и доходы от кино

Почему российские кассовые сборы даже близко не сравнятся с Голливудом?

Вопрос исключительно технический. В Америке сейчас 42,5 тысячи кинотеатров. Китай вообще впереди планеты всей: десять лет назад там было семьдесят тысяч кинотеатров. Сейчас они, правда, пояса затянули и, судя по отчетам, снизили количество до 52 тысяч. В России — 1600 кинотеатров, 4,5 тысячи экранов. Представляете, какой разрыв? Для сравнения: в Советском Союзе было 320 тысяч экранов, 29,5 тысячи специализированных кинотеатров. То есть в пять раз больше, чем в Америке сейчас. И поэтому наши фильмы тогда собирали народу тоже во много раз больше, чем сегодня — голливудские. Это звучит неожиданно, но так и есть. Тогдашний, советский «Вий», как вы знаете, был создан по заказу партии потому, что церковь начала подниматься, ее влияние усиливалось. Нужно было, чтобы народ боялся. Я ребенком посмотрел этот первый фильм ужасов, и мне стало страшно в церковь заходить. То есть тогда кино тоже на общественное сознание влияло, просто задачи были другие.

«20 вопросов рекордсмену»: интервью-челлендж с кинопродюсером Алексеем Петрухиным, создателем знаменитого фильма «Вий»

Из здания киностудии, прямо из кабинета Алексея, отлично видно Останкинскую башню

И какая же у нового «Вия» задача?

Мы не работали на государственные деньги, поэтому задача заключалась не в пропаганде, а просто в том, чтобы снять что-то крутое, новое и по-российски.

Вернемся к Арнольду и Джеки. Ни за что не поверю, что их гонорары окупятся в российском прокате.

Нет, конечно! Поэтому наш проект — китайско-российский, а в Китае, тьфу-тьфу, все должно быть хорошо. Более того, это первая в истории совместная кинопродукция с Китаем: официальная, межправительственная. В Китае мы покажем свою версию, в России — свою. Кстати, единственная российская актриса, которая снималась на площадке со Шварценеггером и Чаном, — это Аня Чурина, моя жена. А вы говорите: ради чего снимать кино! (Смеется.)

«20 вопросов рекордсмену»: интервью-челлендж с кинопродюсером Алексеем Петрухиным, создателем знаменитого фильма «Вий»

За годы работы команда Петрухина «открыла» много звезд

Семейный бизнес: плюсы и минусы

Семейный бизнес: плюсы и минусы

Бытует мнение, что два представителя творческой профессии в одной семье уживаются плохо. Так ли это? Или плюсов все-таки больше, чем минусов?

На самом деле очень помогает, когда вы с партнером или партнершей двигаетесь в одном и том же направлении. У нас с Аней дела обстоят именно так. Когда муж и жена увлечены одной идеей, у них чуть больше вдохновения, возможностей поддержки, понимания, что происходит. Ты знаешь эту профессию, эту тусовку, знаешь, что фестиваль — не бессмысленное времяпрепровождение с изменами. Изменить и без фестивальных отмазок можно, понимаете? А если у тебя в семье изначально все по-другому, то эти расставания и одиночные командировки служат общей конечной цели. Я вот говорю с вами и честно не могу понять: какие могут быть минусы у такого брака?

«20 вопросов рекордсмену»: интервью-челлендж с кинопродюсером Алексеем Петрухиным, создателем знаменитого фильма «Вий»

Ваша дочь Ксюша уже в одиннадцать лет снимается в кино. Это закономерность?

У дочери были первые серьезные роли, и я как режиссер и продюсер видел ее работы, слышал мнения со стороны: всем нравится. Хотя она уже говорит, что актерство — это для галочки, а ей хочется стать режиссером. Посмотрим — может, в будущем все поменяется. Пока все, чего мы с Аней хотим, — это дать дочери возможность увидеть мир и профессию изнутри. Имея эту информацию, ей будет куда легче, чем нам в свое время, расставить приоритеты и рассчитать свои силы. Но давить на нее мы не будем, да и зачем? Наша конечная задача — сделать ее счастливой. Я тоже в детстве, по мере возможностей родителей, чего только ни делал: и на лыжах бегал, и в хоккей играл, и в баскетбол, и в футбол, и в волейбол, и по стране поездил. Думал: буду профессиональным футболистом, потом — нет, буду лыжником, потом — в тяжелой атлетике преуспею. Или в бизнесе! Теперь у меня есть масса навыков, а самое главное — понимание, как добиваться поставленной цели, идти до конца.

«20 вопросов рекордсмену»: интервью-челлендж с кинопродюсером Алексеем Петрухиным, создателем знаменитого фильма «Вий»

Жена Алексея Анна Чурина с дочерью Ксюшей — во время недавней поездки в Лугано

В навигаторе: дороги России

В навигаторе: дороги России

«20 вопросов рекордсмену»: интервью-челлендж с кинопродюсером Алексеем Петрухиным, создателем знаменитого фильма «Вий»

У вас, кстати, есть еще один рекорд, пусть и не такой громкий. На моей памяти, вы первый кинопродюсер, у которого больше миллиона фолловеров в «Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)». Именно там я увидела, что вы довольно часто ездите по России.

Как и многие другие, я сначала объездил весь мир. Когда начало казаться, что уже больше нет мест, которых я не видел, мне вдруг пришло в голову: стоп, а как же Россия? Я очень люблю большие машины вроде Velar или Discovery, люблю дорогу и быть за рулем. Мы проехали и прошли, например, весь Алтай: на внедорожнике, на катере, с кострами и ночевками, пили воду из Байкала. Подобным же образом ездили в Карелию, тоже было очень круто.

Что для вас самое главное в езде за рулем?

Конечно, комфорт. Поэтому я всегда выбираю большие машины и давно не вожу легковые: мне нужно больше места, больше воздуха. Мне нравится, когда в машине все сделано как будто под меня: поднял руку — и тут же нашел, что искал. Важны детали: чехлы, кресло, подлокотник, уровень света. Когда ты много времени проводишь в дороге, причем не в самой комфортной, машину выбираешь соответствующую. При этом, если необходимо срочно поехать на какую-то встречу, не нужно заезжать в гараж и «переобуваться»: твоя машина и так отлично выглядит. Иной раз бывает: открыл глаза — закрыл и не понял, как день пролетел. С таким режимом универсальные вещи особенно важны. Например, в моем кабинете есть сейф. Настоящий такой, реквизит для съемки одного из фильмов. Фильм сняли, а реквизит остался. И я подумал: зачем время терять и что-то искать? Дай-ка пристрою этот сейф у себя. В итоге мы сделали из него… бар!

«20 вопросов рекордсмену»: интервью-челлендж с кинопродюсером Алексеем Петрухиным, создателем знаменитого фильма «Вий»

У вас есть какой-то постоянный плей-лист для автомобильных переездов?

Все зависит от настроения! Я очень люблю быть в дороге, в машине: это время, когда я могу спланировать какой-то проект или в чем-то разобраться. Выбор музыки зависит от того, что у меня сейчас в голове. Иногда врубаю старых добрых AC/DC и Metallica, а иногда — классическую музыку. Земфира ранняя тоже хороша бывает. Или даже Enigma!

Мы с вами, кстати, неплохо справляемся с интервью-челленджем — задать двадцать вопросов за время поездки от дома до работы. Похоже, укладываемся!

А я вообще люблю подобные челленджи! Мы кино «Быть или не быть» сняли за два с половиной дня. А на съемки фильма «Училка» с прекрасной Ириной Купченко, который собрал 32 приза на разных фестивалях, ушло всего двенадцать дней! Все почему? Потому, что я заранее очень серьезно продумываю процесс, у нас нет простоев, пересъемок, переделок. И мы все успеваем.

«20 вопросов рекордсмену»: интервью-челлендж с кинопродюсером Алексеем Петрухиным, создателем знаменитого фильма «Вий»

«Я уже давно пересел с седанов на внедорожники. Люблю ощущение воздуха в машине!»

Если к вам обратится молодой российский бизнесмен и попросит честно сказать: имеет ли ему смысл вкладываться в кинобизнес? Или этот челлендж не стоит свеч? Что вы ответите?

Кино — точно не тот вид бизнеса, в который идешь за деньгами. Да, там можно заработать: вложить, скажем, миллион долларов, а получить девяносто. Примерно так вышло у моих друзей в Китае. Они сняли картину за три миллиона долларов и за три недели проката собрали 287 миллионов только в Китае. Их часть — сорок процентов. Теперь какое-то количество этих денег они вкладывают в новые фильмы. То есть такое бывает, но не всегда, и нужно быть готовым как к крупным победам, так и к серьезным финансовым поражениям. Вставать и идти дальше. Наиболее ли это легкий способ заработка? Нет. Но, как я уже говорил, если в процессе ты получаешь удовольствие, это самые правильные деньги. То же касается спонсоров в кино. Можно вбухать кучу денег в наружку и в рекламу на ТВ, а можно качественно и круто сделать product placement в картине с нужной тебе аудиторией. Ты потратишь гораздо меньше средств, а эффект получишь в сто раз более значительный.

В бардачке Range Rover Velar

В бардачке Range Rover Velar

«20 вопросов рекордсмену»: интервью-челлендж с кинопродюсером Алексеем Петрухиным, создателем знаменитого фильма «Вий»

Диски с какими фильмами вы непременно посоветовали бы возить с собой в машине тем, кто собирается в отпуск?

Сейчас снимают очень сильные сериалы. Из российских мне понравился «Измены»: увидел, что Аня смотрит, сам сел рядом — и зацепило. Хорошая работа «Ольга». Но я часто пересматриваю и американскую классику. Если по каким-то причинам раньше не видели, обязательно обратите внимание на «Город ангелов» с Николасом Кейджем — кино для души, «Куда приводят мечты» с Робином Уильямсом, «Двухсотлетний человек» — из этой же серии. «Человек дождя» — тоже абсолютный must. «Перекресток Миллера» — еще одна картина, которую можно пересматривать миллион раз: она про предательство, про то, на что ты готов ради верности. Такая гангстерская история, но при этом с глубокой философией, с правильными вопросами. Если говорить о современном кино, захватите диски с фильмом «Начало» с Ди Каприо, «Иллюзию обмана», «Интерстеллар» — меня этот фильм поразил.

Возьмем вас сегодняшнего и вас — молодого. Что поменялось в вашем отношении к кризисной ситуации? Что вы умеете сейчас, чего не знали раньше?

Другими словами: что не дает мне сойти с ума? (Улыбаясь.) Вопрос хороший. К сорока пяти годам ко мне пришло какое-то ощущение мудрости и терпения: по отношению ко всему, происходящему вокруг. Ты понимаешь, что все проблемы — из-за нервов. А нервы из-за того, что девяносто процентов проблем надуманы тобой, раскручены в голове. Я научился не жить прошлым, не решать вопросы, которые уже остались за спиной. Конечно, нередко возникает желание отомстить, но я смог разобраться, как на него не реагировать.

И вот что еще важно. Если раньше я во всем автоматически обвинял других, то теперь задаю вопросы себе. Такая тактика отлично работает, когда едешь в машине на длинные расстояния и разбираешь какую-то ситуацию. Лучше всего делать это наедине с собой: педаль газа — в пол, остановка, заправка, кофе попил, на следующей заправке остановился еще раз, переключился, вернулся к мысли, которая заботит. И под конец пути оказывается, что ты все для себя решил и отпустил.

Еще хорошо выбираться куда-то на два-три дня и ничего не планировать. Приехал, вещи бросил. На массаж без записи пошел, в хаммам или просто в бассейн поплавать. На ужин — не по путеводителям, а в первый понравившийся ресторан. За время такого отдыха можно отлично расслабиться, отдохнуть, вернуться в рабочее состояние. Попробуйте как-нибудь: это реально работает!

«20 вопросов рекордсмену»: интервью-челлендж с кинопродюсером Алексеем Петрухиным, создателем знаменитого фильма «Вий»

Наше интервью-челлендж в Range Rover Velar с Алексеем Петрухиным прошло идеально: мы успели обсудить все, что хотели, за время поездки из офиса до дома героя

 

 

 

31 июля 2018
Posta-Magazine для раздела Авто