Дизайн & Декор

Дизайн & Декор: новый век железных дорог

Станция по проекту Захи Хадид, самый дорогой в мире поезд от Кена Окуямы, униформа проводников от Риту Бери и Кристиана Лакруа, а также вагон-спа.

Железная дорога вновь становится больше, чем просто средством передвижения.

Новый век железных дорог

Услышав словосочетание «путешествие на поезде», мы сразу невольно представляем Эркюля Пуаро, обшитые деревом вагоны «Восточного экспресса» и дюжину гигантских сундуков Louis Vuitton. Или ролик Chanel No. 5, в котором поезд из Европы чудесным образом прибывает на вокзал Хайдарпаша в азиатской части Стамбула. Выглядит элегантно и роскошно, но вместе с тем кажется анахронизмом. Сегодня поезд — это в первую очередь быстрый способ перемещения между городами, позволяющий избежать суматохи перед взлетом и после посадки, а также мучений по дороге из аэропорта в центр города. Ну, или возможность совершить поездку в ретро-стиле по красивым местам на хорошо сохранившихся или стилизованных составах.

Но ситуация постепенно меняется: дизайнеры и архитекторы мирового уровня разрабатывают проекты станций, интерьеры поездов и униформу для проводников. Они не создают реплики, а используют современные формы и новейшие материалы.

Брошенный шарф

В июне в городе Афрагола, что к северу от Неаполя, открылась станция скоростной железной дороги, построенная по проекту Захи Хадид. Даже по итальянским меркам ее строительство, мягко говоря, затянулось. Проект был представлен именитым архитектором еще 14 лет назад и пережил своего автора: Хадид умерла 31 марта 2016 года.

Новый век железных дорог

Здание из стекла и бетона представляет собой изогнутый мост с центральной осью примерно в 450 м, нависшей над восьмью железнодорожными путями, и напоминает небрежно брошенный на землю, смятый шарф-фуляр: удлиненные, криволинейные формы типичны для архитектора.

Первоначально предполагалось, что станция займет 20 000 м2, но в итоге ее площадь оказалась на 10 000 м2 больше. Объясняется это тем, что Napoli Afragola стала узловой станцией: теперь через нее пустят все скоростные поезда, которые следуют из Рима на юг и у которых конечным пунктом прибытия не является центральный вокзал Неаполя. По прогнозам железнодорожников, ежедневно через станцию будет проходить более 30 000 человек, поэтому особенно важно было впустить в интерьер как можно больше света и воздуха, организовать пространство, где разместились бы и технические помещения, и кафе, и зоны отдыха.

Интересны и материалы, использованные при строительстве: станция выполнена из бетона того же состава, что и МAXXI — Национальный музей искусств XXI века в Риме, спроектированный Хадид в 2010 году. На прозрачной крыше установили солнечные батареи, а каждое из 200 стальных ребер имеет собственную сложную форму.

Новый век железных дорог

Новый век железных дорог

Новый век железных дорог

Новый век железных дорог

Дорога в облака

Napoli Afragola — не единственная станции железной дороги, созданная в бюро Захи Хадид. В 2007 году лондонский архитектор работала над реконструкцией гибридной железной дороги Hungerburgbahn, сменившей в Инсбруке (Австрия) фуникулер начала XX века. Рельсы пролегли среди альпийских красот: дорога ведет в горы, пересекая реку Инн.

Перед мастером стояла амбициозная задача вписать футуристические архитектурные формы в пейзаж, сделав каждую из четырех станций уникальной. Они получились белыми, собранными из высокотехнологичного многослойного стекла. Взыскательный глаз увидит в них и готические элементы, и намек на текстуру льда: Хадид неспроста просматривала фото ледников. Создание панелей само по себе заслуживает внимания. Технология родилась в немецком инженерном бюро Bollinger & Grohmann, производитель — австрийская компания Pagitz Metalltechnik, а процесс изготовления проходил в Китае. Во время работы над каждой из 800 панелей данные передавались в реальном времени в Европу, а потом панели пропускали через 3D-сканер, и полученное изображение совмещалось с исходной моделью. В итоге, хотя длина дороги составила всего 1,8 км, а поезд проделывает свой путь от начала до конца за 10 минут, она стала туристической достопримечательностью.

Новый век железных дорог

Новый век железных дорог

Новый век железных дорог

Новый век железных дорог

Поезд цвета шампанского

В Японии в мае был поставлен на рельсы самый дорогой в мире поезд Shiki-shima — «Сикисима». Билеты в разные вагоны состава цвета шампанского стоят от 4 500 до 10 000 долларов (за двухэтажное купе, вагон № 7), но очередь в листе ожидания уже в первые дни продаж растянулась аж до середины весны 2018 года. Перед первым рейсом управляющая компания устроила лотерею среди тех, кто предварительно забронировал билеты: на каждое место претендовали 76 заявок, учитывая, что поезд рассчитан лишь на 34 пассажиров и позиционируется как бутик-отель на колесах с панорамными видами и обслуживанием экстра-класса.

«Сикисима» отправляется из Токио cо специально построенной для него платформы 13 ½ с отдельной лаундж-зоной. Нет, он следует не в Хогвардс, а по одному из трех маршрутов с открыточными видами. В зависимости от сезона, наличия пересадок и концепции поездки, она может занимать одну, две или три ночи. Существует, например, специальный «гастрономический» рейс или рейс с возможностью сделать остановку в деревне с горячими источниками. На Новый год пассажиров отправят на восточное побережье, где можно будет встретить восход солнца.

Дизайн вагонов поезда и интерьеров создал Кен Окуяма, один из самых известных промышленных дизайнеров, работавший в Porsche и Pininfarina. Получилось похоже на творения Гауди — из-за растянутых, искривленных линий, а также на ар-деко — из-за сочетания дорогого дерева со стеклом и металлом. Конечно, с поправкой на XXI век: отличия заключаются лишь в нюансах «кроя». За кухню отвечают первый японский шеф со звездой «Мишлен» Кацухиро Накамура, готовивший для глав государств Большой восьмерки во время встречи на Хоккайдо, и известный японский шеф Хитоси Ивасаки.

Новый век железных дорог

Новый век железных дорог

Новый век железных дорог

Новый век железных дорог

Новый век железных дорог

Форма одежды парадная

Форма персонала железной дороги от известных национальных дизайнеров стала хорошим тоном в нулевые. Во Франции пионером этого направления в 2009 году стал Кристиан Лакруа, который почти десятью годами ранее начал проектировать интерьеры вагонов TGV. Униформой персонала компании JR East, которой принадлежит поезд Shiki-shima, занимался другой именитый дизайнер — Наоки Такидзава, создатель платьев императрицы Японии, экс-дизайнер мужской и женской линий в Issey Miyake.

Не обошло это веяние и Россию. В конкурсе на разработку униформы РЖД в 2006 году участвовали Денис Симачев и Виктория Андреянова — она и стала победительницей. А недавно Риту Бери, самый известный на Западе индийский дизайнер, начал работать над фирменной одеждой всего персонала — от начальства до рабочих, водителей и охранников — компании Indian Railway. Униформа будет представлена в начале октября: пока она проходит тесты, но создатели уже обещают пиджаки с флуоресцентными вставками.

Новый век железных дорог

Новый век железных дорог

Спа на колесах

В поезда приходит не только модная, но и beauty-индустрия. В феврале коллекция Belmond (ей принадлежит «Гранд отель Европа» в Санкт-Петербурге) добавила вагон-спа в свой люксовый поезд Belmond Royal Scotsman, на котором можно объехать Шотландию. Пассажирам предлагается комплексный уход за лицом и телом, массаж горячими камнями, маникюр и другие приятные процедуры, которые можно пройти, пока за окном мелькают романтические горные пейзажи. В нескольких индийских поездах такие спа-вагоны работают уже несколько лет, но для Европы это пока в диковинку.

Новый век железных дорог

Новый век железных дорог

Новый век железных дорог

 

 

 

12 июля 2017
Арсений Загуляев для раздела Дизайн & Декор