Культура

Art & More: по следам Рафаэля. Выставка великого итальянца в Пушкинском музее

О таких выставках зрители и музейщики потом вспоминают долго. Завораживают сами слова: Рафаэль, Галерея Уффици, впервые в России. Можно только представить, сколько усилий понадобилось, чтобы на четыре месяца привезти в ГМИИ им. Пушкина одиннадцать работ их «итальянского всего».

Посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини на официальном открытии выставки

Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Пушкинский музей, где открылась

одна из самых ожидаемых выставок этого года «Рафаэль. Поэзия образа», приглашает зрителей в мастерскую итальянского гения.

В зале № 17 приглушенный свет и почти полная тишина. Почти. Звуковая инсталляция Андрея Гурьянова и Антона Курышева мгновенно переносит куда-то в другое измерение, идеальный мир Возрождения — немного вымышленный, как все, от чего нас отделяет время, и одновременно осязаемый. Вот откуда-то слева доносится едва уловимый скрип холста, прерывается, сменяется шорохом кисти, звуком шагов — то размеренных, то более энергичных. Вы — в мастерской художника. Самого Рафаэля Санти. Тсс! Не отвлекайте его от работы. Давайте лучше просто понаблюдаем.

«Ангел» 1500 года. Завитки светлых локонов, чуть склоненная голова, мягкий абрис лица — юношеского ли, девичьего? Рафаэль только поступил в ученики к Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи, знаменитому Перуджино, в мастерской которого он напишет свою первую мадонну — «Мадонну Солли». Это от него юный художник унаследует плавность линий, ясность и поэтичность образов. Это ему будет суждено пережить своего ученика и завершить неоконченные им фрески в церкви Перуджи.

Art & More: по следам Рафаэля. Выставка великого итальянца в Пушкинском музее. «Ангел», Пинакотека Тосио Мартиненго, Брешиа

«Ангел», Пинакотека Тосио Мартиненго, Брешиа

А вот и сам Рафаэль. Обернулся, услышав ваши шаги за спиной, и почему-то задержал взгляд. «Автопортрет» 1506 года. Ему здесь 22. Он уже два года как покинул мастерскую своего учителя и живет и работает во Флоренции, с увлечением изучая работы старших современников: Фра Бартоломео, Микеланджело и Леонардо да Винчи, у которого учится пластической выразительности.

Art & More: по следам Рафаэля. Выставка великого итальянца в Пушкинском музее. Автопортрет, Галереи Уффици, Флоренция

Автопортрет, Галереи Уффици, Флоренция

Art & More: по следам Рафаэля. Выставка великого итальянца в Пушкинском музее. Портрет Аньоло Дони, Галереи Уффици, Флоренция

Портрет Аньоло Дони, Галереи Уффици, Флоренция

Здесь же в 1505-1506 годах созданы и парные портреты известного коллекционера Аньоло Дони и его жены Маддалены, написанные вскоре после их свадьбы. Это был его первый флорентийский заказ, обративший на него внимание богатых горожан. Рафаэль все еще под сильным впечатлением от «Джоконды», которую Леонардо да Винчи закончил совсем недавно, в 1504-м. Ни один из этих двоих не знает, сколь пристально ее будут изучать искусствоведы, сколько стихов ей посвятят, какими миллионами она будет растиражирована по всему миру. Даже того, что пятьдесят лет спустя она попадет в «Жизнеописания» Вазари. Все это в будущем — а пока Рафаэль явно и сознательно повторяет композицию «Моны Лизы» в изображении Маддалены Дони: те же руки, поворот корпуса, тот же взгляд, обращенный одновременно на зрителя и скользящий мимо него. Но, в противоположность леонардовской сдержанности и даже аскетичности, здесь совершенно иной колорит и подчеркнутый интерес к декоративным деталям костюма модели — массивной подвеске на шее, кольцам, дорогим тканям. Отчасти вынужденный — каждый портретируемый стремился запечатлеть в портрете свой социальный статус, но при этом отражающий формирование собственной манеры Рафаэля.

Art & More: по следам Рафаэля. Выставка великого итальянца в Пушкинском музее. Портрет Маддалены Дони, Галереи Уффици, Флоренция

Портрет Маддалены Дони, Галереи Уффици, Флоренция

Все тот же 1505 год. Молодой Рафаэль Санти педантично исследует возможности изобретенной да Винчи техники сфумато. «Мадонна Грандука» — одна из его первых флорентийских мадонн, эталон рафаэлевской Богоматери, вариациями которой впоследствии станут малая «Мадонна Каупера» и «Мадонна Темпи». Перуджиновская самоуглубленность и внемирность и леонардовская укорененность в этой, нашей, жизни. Его же темный фон — о происхождении которого, впрочем, у искусствоведов нет единого мнения. Он нанесен поверх изначальной композиции с окном в сад — наброски пейзажа видны и на расположившемся на соседней стене подготовительном рисунке. Написан ли фон рукой самого Рафаэля или появился на картине после его смерти стараниями религиозного художника XVII века Карло Дольчи, которому она принадлежала, точно неизвестно.

Art & More: по следам Рафаэля. Выставка великого итальянца в Пушкинском музее. «Мадонна Грандука», Галереи Уффици, Флоренция

«Мадонна Грандука», Галереи Уффици, Флоренция

1515-й. За плечами 35-летнего Рафаэля «Афинская школа» для Ватиканского дворца и «Сикстинская мадонна». Он — главный архитектор строящегося в Риме Собора Святого Петра и прославленный на всю Италию живописец с собственной мастерской и многочисленными учениками. По заказу кардинала Лоренцо Пуччи для одной из болонских церквей Рафаэль пишет «Экстаз Святой Цецилии», которому суждено встать в один ряд с его главными шедеврами. А Цецилия, изображенная в сопровождении святого Павла, Иоанна Евангелиста, Августина и Марии Магдалины, с легкой руки Рафаэля станет покровительницей церковной музыки и каноническим образом этой святой. Никто больше не сможет так правдоподобно передать это состояние транса, пребывание между землей и небом и звук немого песнопения.

Art & More: по следам Рафаэля. «Экстаз Святой Цецилии», Национальная пинакотека Болоньи

«Экстаз Святой Цецилии», Национальная пинакотека Болоньи

Art & More: по следам Рафаэля. Выставка великого итальянца в Пушкинском музее. Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак

Art & More: по следам Рафаэля. Выставка великого итальянца в Пушкинском музее. Главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина, куратор выставки Виктория Маркова

Главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина, куратор выставки Виктория Маркова

Art & More: по следам Рафаэля. Выставка великого итальянца в Пушкинском музее. Михаил Швыдкой

Михаил Швыдкой

Art & More: по следам Рафаэля. Выставка великого итальянца в Пушкинском музее. Марина и Александр Добровинские

Марина и Александр Добровинские

Art & More: по следам Рафаэля. Выставка великого итальянца в Пушкинском музее. Михаил Швыдкой и Зураб Церетели

Михаил Швыдкой и Зураб Церетели

Art & More: по следам Рафаэля. Выставка великого итальянца в Пушкинском музее. Директор Галереи Уффици Айке Шмидт и президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова

Директор Галереи Уффици Айке Шмидт и президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова

Art & More: по следам Рафаэля. Выставка великого итальянца в Пушкинском музее. Министр культуры РФ Владимир Мединский на официальном открытии выставки

Министр культуры РФ Владимир Мединский на официальном открытии выставки

Art & More: по следам Рафаэля. Выставка великого итальянца в Пушкинском музее. Михаил Швыдкой, Михаил Куснирович и посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини

Михаил Швыдкой, Михаил Куснирович и посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини

Art & More: по следам Рафаэля. Выставка великого итальянца в Пушкинском музее. На выставке: портрет эпохи Возрождения vs автопортрет эпохи селфи

На выставке: портрет эпохи Возрождения vs автопортрет эпохи селфи

 

 

 

13 сентября 2016
Инна Логунова для раздела Культура