Культура

Арт-уикенд в Москве: передвижники и импрессионисты в Пушкинском музее

В Пушкинском музее проходит выставка «Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век», на которой наследие двух художественных направлений XIX века, развивавшихся параллельно в России и Франции, представлено в общем контексте и в органической связи.

Импрессионистов и передвижников объединял протест против консерватизма и академизма в искусстве. Но не только.

Параллели между передвижниками и импрессионистами во многом обусловлены самим духом времени, на которое пришлось их рождение и расцвет. Возникнув в 1870-е годы, оба направления росли и ширились до середины 1880-х, когда и у тех и у других обозначились первые признаки кризиса, который совпал с началом официального признания.

Отказавшись от античных и библейских сюжетов, принятых в академическом искусстве, выйдя на пленэр, импрессионисты совершили настоящую революцию в способе смотреть и видеть. Изображая реальную будничную жизнь, они поэтизировали обыденное, заявляя тем самым: гармония — не в вымышленном мифологическом измерении или героизированном прошлом, а в том, что нас окружает.

Камиль Писсаро. Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро. 1898

Камиль Писсаро. Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро. 1898

Константин Коровин. Париж. 1912

Константин Коровин. Париж. 1912

Их позиция была не только эстетической — провозглашая право художника на уникальное субъективное мировосприятие, они протестовали против рационализма буржуазного общества.

Реализм передвижников также был философским концептом, способом критического осмысления действительности через искусство. И хотя на первый взгляд «прекраснодушие» жанровых сцен импрессионистов и ярко выраженная социальность передвижников кажутся явлениями разного порядка, на самом деле у них гораздо больше сходства, чем отличий. На выставке, где работы русских и французских художников представлены смысловыми и стилевыми парами, это становится особенно очевидно.

Вот «Кабачок» Эдуарда Мане и картина Владимира Маковского «В ресторане». Безымянный одинокий служащий и приникшая к нему женская фигура — на первой, и оживленная жанровая сцена со множеством персонажей — на второй. Оба художника, по-разному трактуя сюжет, с одинаковым любопытством не просто наблюдают за своими героями, но рассказывают истории. Початая бутылка, недопитое вино в бокале, дым от сигареты — как долго этот человек в кепи здесь сидит? Почему он так безучастен к льнущей к нему женщине? О чем они говорили? О чем молчали?

Эдуард Мане. Кабачок. 1878–1879

Эдуард Мане. Кабачок. 1878–1879

У Маковского оживленный гость петербургского ресторана «Доминик» с аппетитом кусает булку. В другой руке у него газета — очевидно, с новостями, которые, кажется, ему не терпится обсудить. Или это только предлог, чтобы завязать разговор с господином за столиком рядом? Ресторан в 1841 году на Невском проспекте открыл выходец из Швейцарии Доминик Риц-а-Порта, сюда захаживали Достоевский, Менделеев, Салтыков-Щедрин и Репин. На картине Маковского — весьма представительный срез петербургского общества эпохи, за каждым столиком разворачивается сцена, которая вызывает все те же вопросы: о чем говорят эти люди? Что это за молодая женщина с холстом на заднем плане? Что так внимательно рассматривает в лорнет господин в шляпе?

Владимир Маковский. В ресторане. 1897-1914

Владимир Маковский. В ресторане. 1897-1914

А вот обаятельная актриса «Комеди Франсез» Жанна Самари на картине Огюста Ренуара. Рядом — «Сибирская красавица» Василия Сурикова: живые, умные, лучистые глаза, нежный румянец на щеках. Оба художника любуются очарованием и свежестью молодости, красотой и сиюминутностью момента. В портретном жанре передвижники и импрессионисты стремились не только к психологизму, но и к созданию типических образов времени, в которое жили.

Пьер Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877

Пьер Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877

Василий Суриков. Сибирская красавица. 1891

Василий Суриков. Сибирская красавица. 1891

Интересные параллели можно увидеть между передвижниками и постимпрессионистами — последние стремились к изображению уже не сиюминутного впечатления, а длительных состояний жизни. «Перед исповедью» Ильи Репина и «Прогулка заключенных» Винсента ван Гога, столь разные в живописной манере, поражают сходством ощущения: удушливой атмосферы тюрьмы, смирения героев со своей участью. Правда, герой Репина не столько смирился, сколько принял ситуацию, в которой оказался, — внутренне он не сломлен и на священника смотрит с вызовом.

Илья Репин. Перед исповедью. 1879–1885

Илья Репин. Перед исповедью. 1879–1885

Винсент ван Гог. Прогулка заключенных. Февраль 1890

Винсент ван Гог. Прогулка заключенных. Февраль 1890

Творчество передвижников не было известно импрессионистам, но русские живописцы внимательно наблюдали за художественными поисками французов. С 1860-х годов будущие передвижники приезжали в Париж, однако поначалу их в большей степени привлекали мастера барбизонской школы — Милле, Коро, Добиньи и ряд других. Одним из первых новаторство импрессионистов для русских художников открыл маринист Алексей Боголюбов, поощрявший их больше работать на пленэре. В 1870-х Репин высказывался об импрессионистах как о художниках, которые «произведут вещи, полные жизни, силы и гармонии». А Суриков в 1880-х уверял, что «для него графин Manet выше всякой идеи».

Отношение к импрессионизму в России долгое время оставалось полярным, в Академии художеств не одобряли «пристрастие к Парижу» молодых художников. Но именно французское искусство последней трети XIX века стало важным источником идей — но при этом не предметом подражания — для целого поколения русских живописцев.

Детали
До 25 февраля
ГМИИ им. А. С. Пушкина, Главное здание, ул. Волхонка, 12

 

 

 

18 января 2018
Инна Логунова для раздела Культура