В Музее-усадьбе Муравьевых-Апостолов проходит выставка победителей одной из самых крупных и уважаемых фотопремий Prix Pictet. Здесь представлены работы шести выдающихся фотографов-лауреатов премии разных лет: Бенуа Акена, Митча Эпстайна, Михаэля Шмидта, Валери Белен, Люка Делае и Надава Кандера.
О своих работах,
китайских пыльных бурях и главном в искусстве Posta-Magazine рассказал участник проекта канадский фотограф Бенуа Акен.
Все работы объединяет социальная тематика — собственно, основанная в 2008 году Prix Pictet задумывалась именно как смотр лучших произведений фотоискусства, отражающих экологические и социальные метаморфозы современности. Так, «Натюрморты» (2014 г.) Валери Белен, с тщательно выверенной композицией, отсылающей к голландцам XVII века, представляют собой собрание артефактов консьюмеристкого общества — ярких, манящих своим лоском и иллюзорным обещанием вечной жизни и молодости. В китайской серии Надава Кандера «Янцзы, длинная река» (2006–2007 гг.) запечатлены картины стремительно меняющейся страны, которая все более отрывается от своих корней и древней истории. На фоне урбанистических и индустриальных пейзажей человек кажется осколком, прибившимся к неизвестной земле путником, одиноким и потерянным. А в «Американской мощи» (2003-2008 гг.) Митча Эпстайна человек так вообще отсутствует: главные герои этих работ — заводы, электростанции и дома одноэтажной Америки, похожие на шаткие карточные строения посреди этого мира гигантских механизмов.
Как ни странно, работы лауреатов — драматичные, эпические — очень органично смотрятся в тиши камерных залов дворянского особняка XVIII века. Возникает ощущение взгляда из прошлого — любопытно-отстраненного и при этом удивленного: неужели это действительно наша жизнь, время, в которое мы все живем? Эти фотографии не кричат в голос, они лишены пафоса и навязчивой телевизионной риторики, именно поэтому их хочется рассматривать, отмечая все новые и новые детали — в изображении, и оттенки эмоций — в себе.
Победитель седьмой Prix Pictet будет объявлен в мае следующего года в Лондоне в Музее Виктории и Альберта. А мы тем временем поговорили с лауреатом первой премии Бенуа Акеном о представленной на выставке серии «Район пыльных бурь в Китае», а также о том, кому и зачем сегодня нужна фотография.
Бенуа Акен. Пастух в округе Увей, 2006 г.
О пыльных бурях
— Для начала стоит пояснить, как зародился и развивался этот проект. Впервые я попал в Китай в 2002 году. Тогда я впервые увидел пыльную бурю посреди огромного мегаполиса, в самом в центре Пекина, это было сюрреалистичное зрелище. Вернувшись в Монреаль, я стал читать и обнаружил, что пыльные бури — настоящая беда Китая, и чаще всего они приходятся на весну. Откровением для меня стал тот факт, что 18% территории Китая сейчас занимает пустыня, и значительная ее часть — рукотворная, возникшая в результате бездумного использования пахотных земель. Эта тема захватила мое воображение, я стал прикидывать, как ее можно подать визуально. Самым трудным было застать саму пыльную бурю. Нам нужно было просчитать, где она вероятнее всего произойдет. Мы ежедневно следили за изменениями температуры и ветра, и когда понимали, что буря ожидается в том или ином районе, срочно выезжали туда. Думаю, этот проект помог мне обновить свой фотографический язык, вывести его на другой уровень. Во-первых, это была работа с монохромным изображением. Во-вторых, я снимал с большого расстояния, для меня было важным показать эпический масштаб происходящего, силу природного явления. |
О миссии фотографа
— Когда меня попросили отобрать фотографии для выставки, я стал отсматривать архив и подумал: «А ведь эти кадры вполне могли бы быть фотографиями этакого апокалиптического будущего, некой документацией совершенной ошибки». Так что как фотограф я, наверное, стараюсь привлекать внимание к подобным ошибкам в настоящем, чтобы предупредить о возможной катастрофе.
С другой стороны, когда я оглядываюсь назад, на все, что я успел сделать, то замечаю связь между всеми своими проектами и некую сквозную идею, их объединяющую. По большому счету, все мои серии — об отношениях человека с окружающей средой: политической, социальной, собственно экологической — и возможности его гармоничного существования в этой среде. Для меня все это грани широкого философского вопроса: кто мы, зачем живем, как связаны с другими частями Вселенной? Думаю, всех нас объединяет духовность, и искусство служит своего рода проводником, позволяющим обнаружить эти связи.
Бенуа Акен. Хунсыбао № 2, 2007 г.
Об эмоциональной вовлеченности
— Фотограф должен одновременно оставаться и внешним наблюдателем, и быть внутри ситуации — но не полностью. Это очень тонкая грань, которую можно только прочувствовать, объяснить ее невозможно, каждый находит ее для себя.
О непреходящем
— Мы сегодня настолько перегружены визуальными образами — из рекламы, кино, социальных сетей, что художнику необходимо быть очень изобретательным, чтобы создать то, что действительно задерживает внимание. Что предназначено не для быстрого потребления, а для созерцания и размышления. Именно поэтому последние три года я работаю с крупноформатной камерой — масштаб придает изображению совершенно иное, вневременное качество.
Бенуа Акен. Хунсыбао № 1, 2007 г.
Детали от Posta-Magazine
Выставка «Лауреаты» открыта до 30 октября
Музей-усадьба Муравьевых-Апостолов
http://ma-housemuseum.ru/