Авто
Авто с Яном Коомансом: Porsche и электрическая сила
русская версия | english version
Авто с Яном Коомансом: Porsche и электрическая сила

Кого бы мы в том ни винили, большинство электрифицированных машин, похоже, не смогли вызвать у автомобильных энтузиастов сильные эмоции и учащенное сердцебиение. Скорее от разочарования, нежели от радости. Но Porsche, чистокровный автоэнтузиаст, изо всех сил пытается заставить нас пересмотреть наши выводы — возможно, слишком поспешные. Давайте разбираться: может ли электричество на самом деле улучшить автомобили и… сможем ли мы в них влюбиться?

Конечно, мы все видели ролики, где электрические семейные автомобили в пух и прах разносят традиционные суперкары в гонках, стартуя из одной точки. Если вам нужен огромный крутящий момент сию секунду, то электромоторы неоспоримо превосходят двигатели внутреннего сгорания. Но более быстрая машина не всегда лучше или увлекательнее — если бы стояла задача просто выяснить, какой автомобиль быстрее всех, то все рецензии на эту тему исчерпывались бы одним абзацем в цифрах. Не поймите меня неправильно, я не меньше других люблю скорость и ускорение. Я и сахар тоже люблю. Просто я предпочитаю его в форме чего-то вроде славного яблочного пирога, вместо того, чтобы поедать большой ложкой сахарный песок прямо из пачки. Вы понимаете, о чем я?

Это эмоционально заряженный вопрос. Некоторые скорее предпочтут сгинуть в автомобильной катастрофе (в полном наборе с эффектным бензиновым огненным шаром), чем купят электрокар, а некоторые считают любого, кто до сих пор ездит на двигателе внутреннего сгорания, просто отсталым безграмотным дикарем. Но попробуем же найти золотую середину — и вернемся к теме. Если вы любите полистать Википедию, то уже могли слышать о смешанном гибриде Lohner-Porsche. Технически это был первый в мире гибридный автомобиль, в начале прошлого века его разработал Фердинанд Порше, прежде чем он занялся другими вещами, например, создал для Volkswagen второй бестселлер всех времен и народов и, собственно, основал Porsche. Не сидел сложа руки, в общем. Это все увлекательно, особенно для фанатов истории, но все-таки было бы, пожалуй, преувеличением утверждать, что этот «ранний старт» в проектировании гибридных автомобилей имеет весомое значение сегодня. Компания Porsche, которую мы знаем сегодня, лишь в 2011 году продала свой первый электрифицированный автомобиль — Panamera S Hybrid, и за это время технология заметно продвинулась вперед.

Прелесть гибридного агрегата, сочетающего традиционный двигатель внутреннего сгорания с электрической мощностью, в том, что эти парные силовые установки могут взаимно компенсировать свои недостатки. Самый большой минус электромотора: он бесполезен без батареи — большой, тяжелой и дорогой. Слабая сторона ДВС: во-первых, он грязный, во-вторых, не может сразу выдать максимум мощности и сперва должен потратить время на набор достаточного числа оборотов. Электрический агрегат гибридного автомобиля позволяет до нуля снизить локальные выбросы, пока машина едет на электротяге — это очень удобно в городе и в пробках, например. А когда вы хотите ехать быстро, он дает моментальный отклик крутящего момента, которого не хватает в обычном двигателе. Объедините два мотора — и вы получите автомобиль с неограниченным запасом хода (пока по пути есть заправка), но со сниженными эмиссиями (благодаря способности заряжать батареи за счет рекуперации энергии во время торможения) и улучшенными характеристиками.

Первые гибридные силовые агрегаты в Panamera и потом в Cayenne были весьма впечатляющи и стали популярными опциями в странах с фискальными льготами, но все же вряд ли они смогли убедить самых твердолобых фанатов Porsche, что силу электричества есть смысл обуздать ради динамики. Если им не хватало сенсации, чтобы прозреть, то именно такое прозрение компания Porsche выдала с появлением 918 Spyder. Да, это был гиперкар, да, он стоил практически миллион долларов. Но он показал всему миру, на что в действительности способна гибридная технология. Он составил конкуренцию LaFerrari и McLaren P1 (тоже гибриды) и намного чаще побеждал, чем проигрывал, хотя и весил больше, и чуть уступал в мощности. Правда, лошадиные силы там такие, что челюсть с пола не подберешь: первая цифра у всех троих была либо 8, либо 9, то есть это были по-любому зашкаливающе скоростные тачки. Превосходство 918 Spyder, по всей видимости, подтолкнуло Porsche не только сделать автомобиль полноприводным, но и использовать более высокую долю электрической мощности, чем McLaren и Ferrari. Электроэнергия дает моментальный результат, а компьютеры могут очень точно ее контролировать и направлять в ту часть автомобиля, где она нужнее всего.

Немало рекордов по времени прохождения круга были побиты — разнесены вдребезги, но помимо впечатляющих цифр эта модель 918 также была необыкновенно цивилизованной машиной на дороге. А поскольку это Spyder, то можно было даже убрать крышу солнечным ярким деньком! Я бы сказал, что именно эта модель единолично раскрыла таким автоэнтузиастам, как я, глаза на то, что вся эта электрическая история может неплохо для нас обернуться! После этого Porsche отправились участвовать в мировом чемпионате гонок на выносливость с прототипом 919 Hybrid — и выиграли все, что только можно было, включая знаменитый Ле-Ман. Причем несколько раз. Хотя в итоге они сняли машину с гонок в конце сезона 2017, чтобы сконцентрироваться на разработках для «Формулы E», они все-таки модифицировали ее под названием 919 Evo. Просто чтобы показать миру, на что способен гибридный автомобиль, если убрать ограничения, налагаемые сводом правил чемпионата мира по гонкам на выносливость. Больше мощности, больше прижимной силы и результаты прохождения круга, которые частенько бьют рекорды на треке, поставленные машинами «Формулы-1»! Больше почитать про это можно вот тут: https://christophorus.porsche.com/ru.

Что до самой «Формулы E», то тут Porsche имеет дело c опытными соперниками, у которых уже как минимум пара сезонов за плечами. Но автоспорт настолько глубоко укоренился в ДНК компании, что хорошие результаты являются обязательной опцией. Их ожидают по умолчанию, пусть и не с первой же гонки. Подготовившись к нелегкому старту в абсолютно новом для себя виде спорта, ребята из Porsche удивили всех, и себя самих в том числе, заняв второе (!) место в стартовой гонке нового сезона с Андре Лоттерером, который участвует в заездах вместе с Нилом Яни во второй машине. Несомненно, Porsche понадобится некоторое время, чтобы нащупать почву под ногами в этой новой категории, но они едва ли могли желать себе лучшего старта.

Андре Лоттерер / Andre Lotterer
Нил Яни / Neel Jani

С флагманской серийной моделью Porsche, знаменитой 911, гибридный силовой агрегат — тоже вопрос времени, скорее «когда», а не «если». В конце концов, коробка передач PDK в модели последнего 992 поколения специально спроектирована так, чтобы осталось место для электрического мотора, если Porsche решит внедрить его в 992.2 или какой там будет следующий номер. Зная Porsche, можно быть уверенным: все, что они добавят к 911, сделает его лучше и быстрее, иначе они просто не станут использовать эти наработки. Учитывая, чего бренд добился несколько лет назад с 918, какую бы они ни выбрали в итоге гибридную систему для своей самой драгоценной машины, она вне всяких сомнений будет блестящей. При этом ребята из Porsche не только крайне серьезно относятся ко всем гибридам под знаменем E-Mobility, они нацелились и на полностью электрические автомобили.


На сцену входит Taycan. Мне нечасто доводилось видеть настолько масштабный запуск новой модели любого автомобиля. Похоже, что Taycan — та самая модель Porsche, которая будет определять новое десятилетие. Главная задача первого электромобиля компании заключалась в том, чтобы нагнать волну. Думаю, можно смело утверждать, что это им удалось. В стандартной комплектации из коробки Taycan Turbo S был на уровне (и даже круче) самых быстрых доступных в продаже моделей Tesla, при этом обеспечивая более быструю зарядку и неоспоримо более роскошные ощущения. Хотя, как я сказал в самом начале, я бы не советовал придавать слишком много значения чисто динамическим характеристикам. Я понимаю, что компания Porsche чувствовала себя обязанной обеспечить тот же уровень сногсшибательного ускорения, который уже предлагают конкуренты, но давайте на чистоту: разница в разгоне с нуля до 100 км/ч, будет ли это 2,3 или 2,5 секунды, не стоит ваших бессонных ночей. В обоих случаях ваши глаза будут чувствовать себя под угрозой оказаться где-то в районе ваших ушей, подавляющее большинство нормальных людей будут молить о пощаде, если вы раскроете даже половину скоростного потенциала Taycan. Зато фанатам YouTube-роликов будет о чем спорить.

Как всегда, начало — половина дела. Взяв курс на электрификацию всей модельной линейки, Porsche немало поставила на кон ради успеха, и понадобились огромные затраты усилий и разработок, чтобы дойти до того момента, где электрическая мощность становится силой, которую просто нельзя игнорировать. Как и любой лидер, как в гонках, так и в создании дорожных автомобилей, Porsche никогда не соглашается ни на что кроме первого места. Помня это, тем из нас, в чьих жилах течет бензин вместо крови, практически не о чем беспокоиться. Запасаемся попкорном и смотрим, что будет дальше!

Детали:
https://newsroom.porsche.com/ru

28 февраля 2020
Ян Кооманс для раздела Авто