В этот уикенд точно стоит приехать в Северную столицу. Петербург в ближайшие три дня устраивает культурный взрыв, и нельзя оставаться в стороне. Здесь будут танцевать до утра, спорить об искусстве на выставках и слушать джаз на мостах.
В особняке Кшесинской покажут «самого Дягилева» — гения, нахала и мецената без гроша в кармане, перевернувшего мировую культуру. С 31 июля 2025 года Музей политической истории России в особняке Матильды Кшесинской совершает почти невозможное: ловит и заключает в стены неуловимую, бурлящую энергию. Энергию человека-урагана, человека-бренда, человека-эпохи.
Гостей встречает удивительно откровенный автопортрет. В письме мачехе молодой Сергей Дягилев выводит пером: «…во-вторых, большой шармер; в-третьих — нахал; в-четвертых, человек с большим количеством логики и малым количеством принципов… в-пятых, кажется, бездарность». И лишь потом, словно озарение, — «кажется, я нашел мое настоящее назначение — меценатство. Все данные, кроме денег…». Эта цитата становится ключом ко всей выставке, лейтмотивом жизни, в которой дерзость заменяла капитал, а гениальное чутье — принципы.

Посетителям предлагают проследить этот головокружительный путь с самого начала: от музыкальных вечеров в богатом пермском доме деда-промышленника, где будущий триумфатор по каталогам изучал шедевры Эрмитажа, до петербургских гостиных, где он, студент-юрист, брал уроки у самого Римского-Корсакова. Уже здесь, в залах музея барона Штиглица, проявился его главный талант соединять. Он был живым проводником.
Особое место занимает коллекция скульптур Марии Третьяковой — современный взгляд на феномен Дягилева, жемчужина экспозиции. И конечно, трогательные свидетельства его верности искусству даже в эмиграции: как он собирал и сохранял вывезенные беженцами реликвии, создавая островки погибшей России в чужом мире.