В этом году мир моды отмечает 70-летний юбилей творческой деятельности одного из самых успешных кутюрье XX века — Пьера Кардена. Российско-британский художник и галерист Ольга Ломака побывала на официальном праздновании во французском Лакосте, где взяла эксклюзивное интервью у мэтра.
О провокации в моде и искусстве, любви к русской культуре, одиночестве художника и вере в себя — обо всем этом Пьер Карден рассуждает со спокойной уверенностью человека, который уже давно не нуждается в оценках окружающих.
Замок маркиза де Сада
Вдали от шумного Парижа известный кутюрье, меценат и гениальный для своего времени бизнесмен Пьер Карден постепенно восстанавливает замок одного из самых провокационных персонажей в истории Франции — маркиза де Сада. Сам же господин Карден говорит, что «определение слова „провокация“ слишком абстрактно и не существует его точного толкования», чтобы проводить какие-либо параллели или считать его деятельность в индустрии моды таковой. И, действительно, если смотреть на его долгий и насыщенный творческий путь современным взглядом новых поколений, то в нем нет ничего особо провокационного. Амбициозность и смелость проектов; не обремененный традиционными рамками взгляд на силуэты и ткани; открытость для международного рынка; интеграция высокого ремесла шитья в повседневную массовую моду; коллаборации с промышленными компаниями — этим сейчас никого не удивить. А быть первооткрывателем, зачастую, сложная задача. Но Пьер Карден справился с этим как никто другой. Он лично встречает своих гостей в резиденции в Лакосте, с удовольствием рассказывает о проделанной работе по восстановлению замка и дизайне многих предметов мебели в футуристическом стиле, добавляющих средневековому шато совершенно новый эклектичный шарм.
Во дворе замка маркиза де Сада
Мы встретились в живописном уголке замка и вместе прогулялись до экспозиции работ современных художников, которая проводится ежегодно в рамках фестиваля. Пара моих картин также была представлена на выставке. Во время этой экскурсии я поражалась, сколько жизненной энергии придает этому выдающемуся человеку искусство и стремление к прекрасному. «Я приложил руку к дизайну мебели в каждом уголке этого поместья, добавив индивидуальность, без копирования или подражания кому-либо». И в этом нельзя усомниться, каждая деталь в интерьере продумана до мелочей; любой стол, кресло или стеллаж могут смело становиться в ряд произведений современного искусства. Жемчужину своей личной художественной коллекции мэтр не рассекретил, но с удовольствием поделился своими музыкальными предпочтениями, упомянув, что его коллекция не была бы полноценной без музыки Вагнера. А его главное сокровище заключается в другом: «Среди всего, что есть в моей коллекции, мне дороже всего свобода».
Олька Ломака и Пьер Карден. 2017
Когда речь зашла о русской культуре, случилось то, чего я никак не ожидала… Господин Карден напел одну из своих самых любимых композиций из рок-оперы «Юнона и Авось», «Я тебя никогда не забуду». «Я был рад привезти мюзикл в Париж, — говорит он, — я полюбил его тогда и люблю сейчас». Участие дизайнера в поддержании культурных связей между нашими странами очень велико. Но для меня особую роль сыграли его теплые слова и блеск в глазах, которые сказали намного больше.
Пьер Карден в Москве. 1991
Рождение легенды
Что касается современной моды, говорит Карден, то в первоначальном виде ее больше не существует, есть лишь креативное создание и потребление, зависящие друг от друга. А о своих предпочтениях среди молодых дизайнеров тактично умалчивает, воздерживаясь от комментариев об их видении моды. Свои же представления ему иногда приходилось отстаивать. Вспоминая 1959 год, когда прошел первый показ женской коллекции прет-а-порте в универмаге Printemps, кутюрье рассказывает о своем решении создать модный гардероб для привычных к роскоши дам, но вынужденных работать в те тяжелые для экономики Франции годы. «Богатые женщины нуждались в одежде, в которой они могли каждый день ходить на работу, при этом выглядеть изысканно и стильно, как они привыкли. Мода должна была стать доступнее. Так сложилось, что остальные женщины, не имеющие достаточно средств, начали подражать их стилю, копировать силуэты и понравившиеся элементы одежды». Первая коллекция ready-to-wear была удобной, качественной, модной и доступной для покупательниц Printemps, что произвело фурор в мировой индустрии, разделив ее на два лагеря. Впрочем, критики этого важного события для моды быстро поняли свою недальновидность.
О своих успехах в разных сферах Карден не любит говорить. Его биография и без того красноречива: первая мужская коллекция, первый показ прет-а-порте в универмаге, первые дизайнерские коллаборации с авто- и авиакомпаниями, первое лицензирование собственных идей, открытие высокой моды для Японии и Китая, показ на Красной площади. И это лишь малая доля его достижений. «В моей жизни было много возможностей проявить себя, я даже пробовал быть актером в молодости. Я начинал работать вместе с легендарными личностями, такими как Жан Кокто и Кристиан Диор. Это повлияло на всю дальнейшую деятельность, я хотел соответствовать их высоким требованиям, достичь их уровня в ремесле, и не только. Я хотел быть уверенным, что бы я ни делал, что всегда буду стремиться к совершенству». Это помогло построить собственную империю и успешно развить ее во всем мире. «Очень сложно создавать себе имя, и это накладывает большую ответственность — делать свое дело как можно лучше».
Абстракция, воплощенная в реальность
Одно из своих главных достижений заслуженный кутюрье находит именно в сфере искусства. Пьер Карден единственный среди французских дизайнеров, кто удостоился чести стать членом Академии изящных искусств Франции. Страсть к искусству и влияние абстракционизма прослеживаются во многих творениях мастера. «Все начинается с абстракции, желания придать форму, насытить цветом, добавить текстуру. Все, что я создавал, — рождено из абстракции. Я лишь воплотил это в реальность». О коллаборациях модных брендов с современными художниками он рассуждает достаточно консервативно: «В моем деле процесс создания — это акт одиночества». Наверное, это есть глубинное понимание искусства, и так рождаются шедевры, по зову души, которая от идеи до воплощения была один на один со своим творением. «Верьте в себя и никогда не подражайте, будьте самими собой», — говорит Карден молодым художникам. Лично меня встреча с экстраординарным и невероятно талантливым французским дизайнером заставила по-новому взглянуть на искусство и моду, за что я безмерно благодарна мэтру, так же как за открытость и творческую атмосферу, которую он создал вокруг себя. Теперь ее частью стала и моя картина «Иллюминаты», оставшаяся в коллекции Пьера Кардена в замке маркиза де Сада.
Ольга Ломака. Иллюминаты. 2014
Особая благодарность Родриго Базиликати за помощь в проведении интервью.
Все материалы принадлежат пресс-службе Ольги Ломаки (FashionPRBuro Communications Agency) и Пьера Кардена. Использование материалов от имени Ольги Ломаки разрешено на эксклюзивных правах FashionPRBuro Communications Agency по соглашению с Пьером Карденом и Родриго Базиликати.