Стиль жизни

Culture & Music: фортепианный stand-up

В этой рубрике известные музыканты, режиссеры, актеры и представители других творческих профессий показывают свой взгляд на наиболее интересные и значимые культурные события.

Известный пианист и композитор
Владимир Свердлов-Ашкенази

рассказывает о фортепианной импровизации и о новом проекте своего арт-центра «Музыка без правил» — совместно с актером Георгием Тараторкиным.

К чему нас приучили классические академические музыканты? Мне кажется, к тому, что если ты в этом ничего не понимаешь, то и соваться, в общем-то, не стоит. А вот они-то понимают, естественно. С детства выучивали мудрые фуги Баха, теребили пальцами этюды Шопена и Листа, да и ещё всякое сольфеджио, гармония, анализы музыкальных форм ими изучены. Куда уж нам?

Возникла у меня мысль: «А что современная классическая гегемония называет традицией? Это зазубривание уже миллионы раз сыгранных произведений с неизменным знанием того, как их исполнять? Это полное отсутствие какой-либо свободы, смелости? Да и вот что особенно настораживает: раньше, несколько веков назад, музыкантов-исполнителей вообще не существовало. Были просто музыканты, умевшие отобразить на публике и свои, и чужие произведения, но, главное, владеющие искусством импровизации».

То есть настоящий музыкант мог запросто сочинять музыку на глазах у слушателей — это было в порядке вещей. Кстати, многие знаменитые произведения Шопена рождались именно так, и потом уже из того, что помнил, он доделывал и фиксировал на бумаге, при том не редко по просьбе какой-нибудь богатенькой баронессы, на которую услышанное произвело впечатление, и она была «ну просто без ума» от этой штучки.

Адольф фон Менцель. «Флейтовый концерт в Сан-Сусси» (фрагмент)

Куда же это всё, спрашивается, подевалось? Развитие музыкальной индустрии попросту загубило подлинность и основу артиста. И если в джазе существует импровизация, то в классике с середины 20-го века мы с этим понятием распрощались.

Я решил рискнуть и начать осуществлять проекты, в которых изначально будут заложены непредсказуемость и импровизационность. При этом сама организация событий уже является неким рискованным мероприятием, так как всё планируется молниеносно. Мой арт-центр «Музыка без правил» представит в этот четверг, 26 марта, нечто поистине оригинальное: наш любимый и замечательный актёр Георгий Тараторкин будет читать стихи Александра Блока, а ваш покорный слуга попытается мгновенно отражать это импровизацией на фортепиано.

Владимир Свердлов-Ашкенази и Георгий Тараторкин

Вот такой stand-up у меня намечается. Посмотрим, что выйдет. Лёгкое нахальство заключается ещё и в том, что всё это будет происходить в Малом зале Консерватории, на сугубо академической сцене, где к таким вещам не особенно привыкли. Могут и побить. Так что приходите на защиту нового, которое на самом деле — хорошо забытое старое! Симпровизируем вместе.

Детали от Posta-Magazine:
Начало 26 марта в 19:00
Малый зал Консерватории, ул. Б. Никитская, 13

 

 

 

23 марта 2015
Владимир Свердлов-Ашкенази для раздела Стиль жизни