Культура

Арт-уикенд в Москве: итальянский стиль и жизнь в движении на Фотобиеннале в Манеже

В Москве в двенадцатый раз проходит Фотобиеннале, традиционно организованная Мультимедиа Арт Музеем. Столь же традиционно выставочной площадкой наряду с МАММ стал Центральный Манеж, где представлено восемь крупных фотопроектов.

В числе главных проектов в Манеже — выставки канадского фотографа Барбары Дэвидсон и классиков итальянской фотографии Пьеро Либелли, Джанни Беренго Гардина и Джонни Монкады.

Выставка Барбары Дэвидсон Moments, расположенная в самом начале экспозиции, производит необычное впечатление. Вроде бы сцены обычной жизни современного города (Копенгагена): люди переходят дорогу, ездят на велосипедах, выгуливают собак — но герои черно-белых фотографий обрамлены цветными прямоугольниками, как в видоискателе или на какой-нибудь технической схеме. Возникает иллюзия присутствия, кажется, что камера — в руках у зрителя, что перед нами — не зафиксированный момент, а история, разворачивающаяся прямо сейчас.

Барбара Дэвидсон. Из проекта Moments. 2017

Барбара Дэвидсон. Из проекта Moments. 2017

Проект обладательницы трех Пулитцеровских премий Дэвидсон уникален: это первая в мире серия фотографий, сделанных на камеру автомобиля, а именно Volvo City Safety, которой оборудован внедорожник Volvo XC60. Собственно, камера снимала видео, из которого фотограф потом отбирала стоп-кадры. Отсюда — ощущение динамики и непосредственности жизни.

У Барбары Дэвидсон с автомобилем Volvo очень личные отношения. «Подростком я попала в серьезную аварию, наш автомобиль перевернулся, — говорит фотограф, — и, будь я в любой другой машине, я бы, скорее всего, погибла. После аварии мне так и сказали: выжила я только благодаря Volvo».

Барбара Дэвидсон. Из проекта Moments. 2017

Барбара Дэвидсон. Из проекта Moments. 2017

Фотография Джанни Беренго Гардина (р. 1930) проникнута неизбывной итальянской радостью жизни, добрым юмором и поэзией — заглавие выставки, «Поэтика реальности», очень точно передает суть его работ, в которых самые рядовые моменты приобретают образность и даже некую сказочность. Целующиеся влюбленные, любопытные дети, статные итальянские домохозяйки — разглядывая снимки Беренго, невольно ловишь себя на мысли, что хочется немедленно оказаться там, внутри кадра, в этом неидеальном, но пронзительно прекрасном мгновении. Джанни Беренго Гардин — внимательный и тонкий наблюдатель и мастер композиции: можно бесконечно рассматривать геометрические линии и фигуры, которые образуют в кадре взлетающие птицы, солнечные блики, городские здания или ухоженные поля.

Джанни Беренго Гардин. Мюнхен, Германия. 1958

Джанни Беренго Гардин. Мюнхен, Германия. 1958

Джанни Беренго Гардин. Маренго, после празднования Наполеоновского сражения. 1994

Джанни Беренго Гардин. Маренго, после празднования Наполеоновского сражения. 1994

Если Беренго Гардин — это поэзия, то творчество его младшего современника Пьеро Марсили Либелли (р. 1947) — соединение театра и кино. В его фотографиях репортажность причудливо переплетается с феллиниевским эротизмом и фантасмагоричностью. Добавьте к этому все тот же национальный итальянский юмор, замешанный на доброй самоиронии и подспудной гордости за то, что нет земли прекраснее Италии. Молодой Либелли стал фотографом, посмотрев «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони, который позже, узнав его историю, даже подарил тому камеру Дэвида Бейли — прототипа главного героя фильма. Кино, с которого начиналась творческая биография Либелли, осталось с ним на всю жизнь. Среди работ, представленных на выставке, — целая галерея режиссеров и актеров: Вим Вендерс, Марчелло Мастроянни, Пенелопа Крус, Абель Феррара и многие другие.

Пьеро Марсили Либелли. Сульмона. 2001

Пьеро Марсили Либелли. Сульмона. 2001

Пьеро Марсили Либелли. Микеланджело Антониони и Энрика Фико. 1988

Пьеро Марсили Либелли. Микеланджело Антониони и Энрика Фико. 1988

Джонни Монкада (1928–2011) воплощает в себе еще одну национальную итальянскую черту — врожденное чувство стиля. Фотографией моды он увлекся, познакомившись с моделью Дома Givenchy Джоан Велан, ставшей его музой и женой. Камера Монкады запечатлела известных моделей 1960-х: легендарную Верушку (урожденную немецкую графиню Веру Готлибе Анну фон Лендорф), Барбару Бах (жену Ринго Старра и исполнительницу роли девушки Бонда в фильме «Шпион, который меня любил»), Джин Шримптон, Альберту Тибурци. Его фотографии отличают геометричность и блистательное владение пространством кадра. 1960-е — это еще и время всеобщего увлечения космосом, которого не избежал и Монкада. На протяжении семи лет в своих работах он создавал образ «футуристической женщины», помещая своих моделей в космические интерьеры из пластика, зеркал, плексигласа и алюминия и часто снимая их снизу, так что возникала иллюзия парения в невесомости. Эти идеи впоследствии развили в фильме «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрик и его оператор Джеффри Ансуорт.

Джонни Монкада. Эли Макгроу в Albertina, Linea Italiana, весна — лето 1968

Джонни Монкада. Эли Макгроу в Albertina, Linea Italiana, весна — лето 1968

Джонни Монкада 
Костюм Luisa Spagnoli, декорация Гастоне Новелли и Ахиллес Перилли, осень — зима 1960–1961
Мирелла Петтени в Titti Brugnoli, Linea Italiana, осень — зима 1967–1968

Джонни Монкада

Костюм Luisa Spagnoli, декорация Гастоне Новелли и Ахиллес Перилли, осень — зима 1960–1961

Мирелла Петтени в Titti Brugnoli, Linea Italiana, осень — зима 1967–1968

Итальянские фотографы соседствуют с большой ретроспективной выставкой издательского дома «Коммерсантъ», представляющей срез российской истории за последние четверть века. Как ни странно, столь разные по стилистике и настроению проекты смотрятся рядом абсолютно органично. В 1990-е «Коммерсантъ» создал новые стандарты российской фотожурналистики. Репортажную фотографию издательского дома с итальянцами роднит именно ироничность, как и замечательное чувство момента.

Эдди Опп. Старик сидит на ящике перед горящей баррикадой во время октябрьских событий 1993 года — попытки государственного переворота, расстрела здания

Эдди Опп. Старик сидит на ящике перед горящей баррикадой во время октябрьских событий 1993 года — попытки государственного переворота, расстрела здания

Дмитрий Коротаев. Чемпионат России по футболу. Июль 2017

Дмитрий Коротаев. Чемпионат России по футболу. Июль 2017

Кристина Кормилицына. Куба скорбит о Фиделе. Декабрь 2016
Павел Кассин. Президент России Борис Ельцин. 1997

Кристина Кормилицына. Куба скорбит о Фиделе. Декабрь 2016

Павел Кассин. Президент России Борис Ельцин. 1997

Детали
Выставки открыты до 27 мая
Центральный Манеж, Манежная пл., 1

 

 

 

19 апреля 2018
Инна Логунова для раздела Культура