В Москве в двенадцатый раз проходит Фотобиеннале, традиционно организованная Мультимедиа Арт Музеем. Столь же традиционно выставочной площадкой наряду с МАММ стал Центральный Манеж, где представлено восемь крупных фотопроектов.
В числе главных проектов в Манеже — выставки канадского фотографа Барбары Дэвидсон и классиков итальянской фотографии Пьеро Либелли, Джанни Беренго Гардина и Джонни Монкады.
Выставка Барбары Дэвидсон Moments, расположенная в самом начале экспозиции, производит необычное впечатление. Вроде бы сцены обычной жизни современного города (Копенгагена): люди переходят дорогу, ездят на велосипедах, выгуливают собак — но герои черно-белых фотографий обрамлены цветными прямоугольниками, как в видоискателе или на какой-нибудь технической схеме. Возникает иллюзия присутствия, кажется, что камера — в руках у зрителя, что перед нами — не зафиксированный момент, а история, разворачивающаяся прямо сейчас.
Барбара Дэвидсон. Из проекта Moments. 2017
Проект обладательницы трех Пулитцеровских премий Дэвидсон уникален: это первая в мире серия фотографий, сделанных на камеру автомобиля, а именно Volvo City Safety, которой оборудован внедорожник Volvo XC60. Собственно, камера снимала видео, из которого фотограф потом отбирала стоп-кадры. Отсюда — ощущение динамики и непосредственности жизни.
У Барбары Дэвидсон с автомобилем Volvo очень личные отношения. «Подростком я попала в серьезную аварию, наш автомобиль перевернулся, — говорит фотограф, — и, будь я в любой другой машине, я бы, скорее всего, погибла. После аварии мне так и сказали: выжила я только благодаря Volvo».
Барбара Дэвидсон. Из проекта Moments. 2017
Фотография Джанни Беренго Гардина (р. 1930) проникнута неизбывной итальянской радостью жизни, добрым юмором и поэзией — заглавие выставки, «Поэтика реальности», очень точно передает суть его работ, в которых самые рядовые моменты приобретают образность и даже некую сказочность. Целующиеся влюбленные, любопытные дети, статные итальянские домохозяйки — разглядывая снимки Беренго, невольно ловишь себя на мысли, что хочется немедленно оказаться там, внутри кадра, в этом неидеальном, но пронзительно прекрасном мгновении. Джанни Беренго Гардин — внимательный и тонкий наблюдатель и мастер композиции: можно бесконечно рассматривать геометрические линии и фигуры, которые образуют в кадре взлетающие птицы, солнечные блики, городские здания или ухоженные поля.
Джанни Беренго Гардин. Мюнхен, Германия. 1958
Джанни Беренго Гардин. Маренго, после празднования Наполеоновского сражения. 1994
Если Беренго Гардин — это поэзия, то творчество его младшего современника Пьеро Марсили Либелли (р. 1947) — соединение театра и кино. В его фотографиях репортажность причудливо переплетается с феллиниевским эротизмом и фантасмагоричностью. Добавьте к этому все тот же национальный итальянский юмор, замешанный на доброй самоиронии и подспудной гордости за то, что нет земли прекраснее Италии. Молодой Либелли стал фотографом, посмотрев «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони, который позже, узнав его историю, даже подарил тому камеру Дэвида Бейли — прототипа главного героя фильма. Кино, с которого начиналась творческая биография Либелли, осталось с ним на всю жизнь. Среди работ, представленных на выставке, — целая галерея режиссеров и актеров: Вим Вендерс, Марчелло Мастроянни, Пенелопа Крус, Абель Феррара и многие другие.
Пьеро Марсили Либелли. Сульмона. 2001
Пьеро Марсили Либелли. Микеланджело Антониони и Энрика Фико. 1988
Джонни Монкада (1928–2011) воплощает в себе еще одну национальную итальянскую черту — врожденное чувство стиля. Фотографией моды он увлекся, познакомившись с моделью Дома Givenchy Джоан Велан, ставшей его музой и женой. Камера Монкады запечатлела известных моделей 1960-х: легендарную Верушку (урожденную немецкую графиню Веру Готлибе Анну фон Лендорф), Барбару Бах (жену Ринго Старра и исполнительницу роли девушки Бонда в фильме «Шпион, который меня любил»), Джин Шримптон, Альберту Тибурци. Его фотографии отличают геометричность и блистательное владение пространством кадра. 1960-е — это еще и время всеобщего увлечения космосом, которого не избежал и Монкада. На протяжении семи лет в своих работах он создавал образ «футуристической женщины», помещая своих моделей в космические интерьеры из пластика, зеркал, плексигласа и алюминия и часто снимая их снизу, так что возникала иллюзия парения в невесомости. Эти идеи впоследствии развили в фильме «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрик и его оператор Джеффри Ансуорт.
Джонни Монкада. Эли Макгроу в Albertina, Linea Italiana, весна — лето 1968
Джонни Монкада
Костюм Luisa Spagnoli, декорация Гастоне Новелли и Ахиллес Перилли, осень — зима 1960–1961 |
Мирелла Петтени в Titti Brugnoli, Linea Italiana, осень — зима 1967–1968 |
Итальянские фотографы соседствуют с большой ретроспективной выставкой издательского дома «Коммерсантъ», представляющей срез российской истории за последние четверть века. Как ни странно, столь разные по стилистике и настроению проекты смотрятся рядом абсолютно органично. В 1990-е «Коммерсантъ» создал новые стандарты российской фотожурналистики. Репортажную фотографию издательского дома с итальянцами роднит именно ироничность, как и замечательное чувство момента.
Эдди Опп. Старик сидит на ящике перед горящей баррикадой во время октябрьских событий 1993 года — попытки государственного переворота, расстрела здания
Дмитрий Коротаев. Чемпионат России по футболу. Июль 2017
Кристина Кормилицына. Куба скорбит о Фиделе. Декабрь 2016 |
Павел Кассин. Президент России Борис Ельцин. 1997 |
Детали
Выставки открыты до 27 мая
Центральный Манеж, Манежная пл., 1