Рассказываем о новых выставках и спектаклях ближайших месяцев, ради которых стоит отправиться в Санкт-Петербург.
Смотрим «бедное искусство» в Эрмитаже, балет глазами фотографа Эрвина Олафа и антиутопический театральный блокбастер Андрея Могучего.
«Арте повера. Творческий прорыв»
Течение Arte Povera, или «бедное искусство», зародилось в Италии в конце 1960-х — начале 1970-х как противовес сложившимся культурным и политическим институтам и арт-рынку. Художники арте повера противопоставляли себя развивавшемуся в то же время американскому минимализму, который, по их мнению, решал формальные задачи, оставляя за скобками важные для итальянцев социальные аспекты. Используя самые простые материалы — тряпки, газеты, землю, ветки деревьев, и обращаясь к традиционным художественным и ремесленным практикам, художники арте повера стремились освободить искусство от диктата рынка, вывести его за пределы устоявшейся галерейной системы. Выставка разместится в залах Зимнего дворца: намеренный, ярко выраженный контраст между «бедным искусством» и пышной дворцовой архитектурой — часть кураторской концепции. В экспозицию войдут работы Джованни Ансельмо, Алигьеро Боэтти, Пьера Паоло Кальцолари, Янниса Кунеллиса, Джузеппе Пеноне, Микеланджело Пистолетто и других представителей движения.
Детали
Государственный Эрмитаж, Главный музейный комплекс
7 апреля — 8 июля
|
«Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех»
Масштабная ретроспектива самого известного из современных российских художников и крупнейшего представителя московского концептуализма перемещается из залов Тейт Модерн в Эрмитаж, где будет представлено более ста работ разных лет, позволяющих проследить его творческую эволюцию за шестьдесят лет художественной карьеры. Илье Кабакову современное искусство обязано появлением жанра тотальной инсталляции — комплексного, сложносочиненного пространства из множества объектов, в котором оказывается зритель: нахождение внутри произведения является неотъемлемым условием восприятия произведения и понимания заложенных в него смыслов. В заглавие выставки вынесено название одной из инсталляций Кабаковых, которая была впервые показана в 2001 году на Венецианской биеннале. Она представляет собой безлюдную железнодорожную станцию, где на платформе в беспорядке разбросаны картины; «В будущее возьмут не всех» — сообщает надпись на поезде без места назначения. Ретроспектива, являющаяся совместным проектом Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи и Тейт Модерн, включает в себя работы из ряда музеев и частных коллекций России, Европы и США.
Детали
Государственный Эрмитаж, Главный штаб
21 апреля — 29 июля
|
«Эрвин Олаф. Гармония диссонансов. Мания совершенства»
Голландский художник Эрвин Олаф работает на стыке фото, видео и инсталляции. Его мир сюрреалистичен и формален, за внешней красотой в его работах всегда возникает какой-то разрыв, травма, искажение, которые создают тревожное ощущение разворачивающейся внутренней драмы. Так, в сериях Skin Deep и Tamed and Anger Олаф сталкивает зрителя с тем, что тот не хочет видеть и признавать: собственную трагическую уязвимость и смертность. А в провокационном цикле Royal Blood ряд членов правящих семей — Мария-Антуанетта, императрица Сиси, леди Диана, Юлий Цезарь — предстают стерильными, почти обезличенными персонажами с атрибутами их насильственных смертей. Экспозицию в «Эрарте» составили фотографии, посвященные балету, которые Олаф снимал с 1985 по 2016 год. На них вы не увидите «волшебства» одного из самых эфемерных искусств — напротив, на этих кадрах художник препарирует танец с хладнокровностью хирурга, обнажая перед публикой совершенную и, кажется, сверхчеловеческую анатомию. Тщательно срежиссированные сцены он превращает в емкие метафоры человеческой жизни, расширяя вроде бы бытовой сюжет до эпического масштаба.
Детали
Музей современного искусства «Эрарта»
До 25 мая
|
«Три толстяка»
Одна из самых ожидаемых премьер сезона в постановке одного из главных новаторов современного российского театра. Спектакль Андрея Могучего разворачивается в далеком будущем человечества, соединяя в себе фабулу сказки Юрия Олеши с сюжетами антиутопических блокбастеров. Три толстяка в его версии — не люди вовсе, а сгусток темной космической энергии «Т-3», который, проникнув на Землю из параллельного измерения, наполняет жизнь людей бессмысленным злом. В духе голливудских франшиз постановка представляет собой дилогию из двух самостоятельных по сути спектаклей: «Три толстяка. Эпизод первый. Восстание». Вторая — «Три толстяка. Эпизод второй. Железное сердце». Вас ждет буффонада в сочетании с эстетикой комикса и цирковыми элементами — одновременно страшный и завораживающий мир, в котором погибнет или возродится человеческая цивилизация.
Детали
БДТ им. Г. А. Товстоногова
Ближайшие спектакли: 29 марта, 12 апреля («Эпизод первый»); 31 марта, 14 апреля («Эпизод второй»)
|
«Гамлет»
Шекспировский Гамлет, по Юрию Бутусову, давно перестал быть человеком и даже мифом, превратившись в духовную субстанцию. А для духа вопрос «Быть или не быть?» не стоит по определению. Субстанция обречена на вечное существование, а значит, на бесконечную трансформацию. Она вбирает в себя время, она — само время, поэтому теряют значение человеческие категории пола, возраста и смерти. Поэтому так органична хрупкая и изящная Лаура Пицхелаури в роли Гамлета, уязвимого ребенка, трагической жертвы века и одновременно его движущей силы. Отношения между персонажами пьесы оказываются моделью человеческого существования в широком смысле: метафорой потерянности в мире, где смерть является условием продолжения жизни. В спектакле звучит текст в переводе современного поэта Андрея Чернова — лишенный витиеватостей, точный и емкий, он позволяет услышать Шекспира сегодняшнего, свободного, насколько это возможно, от четырех веков комментариев и интерпретаций.
Детали
Театр им. Ленсовета
Ближайшие спектакли: 30 марта, 11, 24, 25 апреля, 11 мая
|
«Солярис»
Балетный спектакль «Солярис» солиста Мариинского театра, режиссера и хореографа Юрия Смекалова, вдохновленный одноименным романом Станислава Лема, не иллюстративен, вы не обнаружите здесь прямых отсылок к сюжету книги, а скорее ее атмосферу. Странствующие в межпланетном пространстве персонажи неизбежно остаются один на один с собственным внутренним космосом. Собственно, в определенный момент становится понятно, что шесть героев спектакля — части целого, различные инкарнации одной личности, заключающей в себе историю как предшествующих, так и будущих поколений. Юрий Смекалов собрал впечатляющий состав из танцовщиков Большого и Мариинского театров. Музыку к спектаклю, в которой неоклассика соединяется с африканскими ритмами, а также трип- и хип-хопом, написал современный петербургский композитор Бхима Юнусов.
Детали
Театр «Приют комедианта»
Ближайшие спектакли: 26 и 30 апреля