В Третьяковской галерее проходит выставка одного из самых ярких представителей Серебряного века скульптора-импрессиониста Паоло Трубецкого.
В экспозицию вошло порядка семидесяти произведений из собраний Третьяковской галереи, Русского музея и частной коллекции мецената Давида Якобашвили.
Сын русского князя Петра Петровича Трубецкого и американской пианистки Ады Винанс, Паоло Трубецкой родился и вырос в Италии. Искусствоведы говорят о нем как об одном из тех дарований, что появляются из ниоткуда, приходят в мир уже сложившимися художниками. Разумеется, на Паоло Трубецкого оказали влияние и богемная среда, в которой прошло его детство, и сама Италия, где искусство и жизнь неразделимы, и его первый учитель, представитель веризма Джузеппе Гранди. (Веризм — реалистическое направление в североитальянском искусстве, литературе и музыке, распространившееся в 1870–1880-е годы, одним из основных принципов которого было следование «правде жизни», причем в ее изображении подчеркивалось право художника на субъективный взгляд на действительность.)
![]()
Паоло Трубецкой. Московский извозчик. 1898
![]()
Паоло Трубецкой. Сидящая дама. Госпожа Хернхеймер. 1897
Не получив систематического художественного образования, Паоло Трубецкой, для которого скульптура была всепоглощающим увлечением и делом всей жизни, тем не менее быстро завоевал признание в Европе и в Россию в 1897 году приехал уже приглашенной знаменитостью — преподавать скульптуру в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Из ранних, итальянских, работ, ставших на тот момент его визитной карточкой и вызывавших восхищение российской и европейской публики, на выставке представлена бронзовая скульптура «Сидящая дама. Госпожа Хернхеймер» (1897) — женская фигурка, завораживающая как будто невесомой фактурой, изящно закрученным силуэтом и контрастами света и тени. В Москве, однако, не все приняли его пластическую манеру, наряду с восхищением (в том числе со стороны художников «Мира искусства», в чьих выставках он участвовал) в его адрес звучали и весьма едкая критика и обвинения в декадентстве. Впрочем, Трубецкой не оставался в долгу, называя академических скульпторов ремесленниками, не способными создать ничего оригинального. Почитателей же он привлекал не только живым и раскованным творчеством, но и столь же легкой манерой общения и игнорированием условностей.
![]()
Паоло Трубецкой
|
Неизвестная (Боткина?) с девочкой. 1900 |
Мария Сергеевна Боткина. 1901 |
![]()
Паоло Трубецкой. Девочка с собакой (Друзья). 1901
Популярности Паоло Трубецкого способствовала и его дружба со Львом Толстым, который регулярно приезжал к нему позировать в мастерскую — в экспозицию вошли два скульптурных портрета писателя, 1899 и 1900 годов, в которых мастерски передан даже не характер, а некая, не поддающаяся описанию аура одного из крупнейших интеллектуалов эпохи. (Кстати, Трубецкой бравировал тем, что совершенно не читает книг, чтобы не потерять свою индивидуальность.) В Москве Трубецкой много работает, создавая целую галерею портретов аристократии и артистической элиты: здесь и внучка Вяземского графиня Екатерина Павловна Шереметева, и Федор Шаляпин, и Исаак Левитан, и Сергей Витте. Последний изображен с сидящим у него в ногах беспокойным сеттером, который, кажется, вот-вот сорвется с места — животные были большой любовью Трубецкого и полноценными моделями наряду с людьми.
![]()
Паоло Трубецкой. Портрет княгини Элин Трубецкой. 1911
![]()
Паоло Трубецкой. Портрет графа Л. Н. Толстого. 1899
![]()
Паоло Трубецкой. Детские головки. 1898
В 1914 году по приглашению мецената, основателя Испанского общества Америки Арчера Хантингтона скульптор отправился в США, где вынужденно задержался на несколько лет. Этот период его жизни в экспозиции среди прочего представлен портретами звезд Голливуда, как, например, Мэри Пикфорд и Чарльза Чаплина, которые были частыми гостями его дома, а также этнографическими сюжетами — изображениями индейских вождей, ковбоев, охотников. В 1920-е годы был непродолжительный парижский период, который также отмечен дружбой с многочисленными представителями тогдашней богемы, запечатленными в его работах, а затем возвращение в родную Италию.
![]()
П.П. Трубецкой. Джордж Бернард Шоу. 1926
Вообще, по портретам Паоло Трубецкого разных лет можно изучать художественную и литературную жизнь начала прошлого века. Огюст Роден, Джакомо Пуччини, Бернард Шоу, Энрико Карузо — в этих и других скульптурах отражаются не только характеры и физический облик конкретных людей, но и сам дух эпохи — утонченно-элегантной, богемной, интеллектуальной. Неслучайно Бернард Шоу назвал Паоло Трубецкого «самым удивительным скульптором современности».
Детали
Выставка работает до 26 августа
Третьяковская галерея, Инженерный корпус, Лаврушинский пер., 12










