Культура

Арт-уикенд в Москве: скульптурный импрессионизм Паоло Трубецкого

В Третьяковской галерее проходит выставка одного из самых ярких представителей Серебряного века скульптора-импрессиониста Паоло Трубецкого.

В экспозицию вошло порядка семидесяти произведений из собраний Третьяковской галереи, Русского музея и частной коллекции мецената Давида Якобашвили.

Сын русского князя Петра Петровича Трубецкого и американской пианистки Ады Винанс, Паоло Трубецкой родился и вырос в Италии. Искусствоведы говорят о нем как об одном из тех дарований, что появляются из ниоткуда, приходят в мир уже сложившимися художниками. Разумеется, на Паоло Трубецкого оказали влияние и богемная среда, в которой прошло его детство, и сама Италия, где искусство и жизнь неразделимы, и его первый учитель, представитель веризма Джузеппе Гранди. (Веризм — реалистическое направление в североитальянском искусстве, литературе и музыке, распространившееся в 1870–1880-е годы, одним из основных принципов которого было следование «правде жизни», причем в ее изображении подчеркивалось право художника на субъективный взгляд на действительность.)

Паоло Трубецкой. Московский извозчик. 1898

Паоло Трубецкой. Московский извозчик. 1898

Паоло Трубецкой. Сидящая дама. Госпожа Хернхеймер. 1897

Паоло Трубецкой. Сидящая дама. Госпожа Хернхеймер. 1897

Не получив систематического художественного образования, Паоло Трубецкой, для которого скульптура была всепоглощающим увлечением и делом всей жизни, тем не менее быстро завоевал признание в Европе и в Россию в 1897 году приехал уже приглашенной знаменитостью — преподавать скульптуру в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Из ранних, итальянских, работ, ставших на тот момент его визитной карточкой и вызывавших восхищение российской и европейской публики, на выставке представлена бронзовая скульптура «Сидящая дама. Госпожа Хернхеймер» (1897) — женская фигурка, завораживающая как будто невесомой фактурой, изящно закрученным силуэтом и контрастами света и тени. В Москве, однако, не все приняли его пластическую манеру, наряду с восхищением (в том числе со стороны художников «Мира искусства», в чьих выставках он участвовал) в его адрес звучали и весьма едкая критика и обвинения в декадентстве. Впрочем, Трубецкой не оставался в долгу, называя академических скульпторов ремесленниками, не способными создать ничего оригинального. Почитателей же он привлекал не только живым и раскованным творчеством, но и столь же легкой манерой общения и игнорированием условностей.

Паоло Трубецкой 
Неизвестная (Боткина?) с девочкой. 1900 
Мария Сергеевна Боткина. 1901

Паоло Трубецкой

Неизвестная (Боткина?) с девочкой. 1900

Мария Сергеевна Боткина. 1901

Паоло Трубецкой. Девочка с собакой (Друзья). 1901

Паоло Трубецкой. Девочка с собакой (Друзья). 1901

Популярности Паоло Трубецкого способствовала и его дружба со Львом Толстым, который регулярно приезжал к нему позировать в мастерскую — в экспозицию вошли два скульптурных портрета писателя, 1899 и 1900 годов, в которых мастерски передан даже не характер, а некая, не поддающаяся описанию аура одного из крупнейших интеллектуалов эпохи. (Кстати, Трубецкой бравировал тем, что совершенно не читает книг, чтобы не потерять свою индивидуальность.) В Москве Трубецкой много работает, создавая целую галерею портретов аристократии и артистической элиты: здесь и внучка Вяземского графиня Екатерина Павловна Шереметева, и Федор Шаляпин, и Исаак Левитан, и Сергей Витте. Последний изображен с сидящим у него в ногах беспокойным сеттером, который, кажется, вот-вот сорвется с места — животные были большой любовью Трубецкого и полноценными моделями наряду с людьми.

Паоло Трубецкой. Портрет княгини Элин Трубецкой. 1911

Паоло Трубецкой. Портрет княгини Элин Трубецкой. 1911

Паоло Трубецкой. Портрет графа Л. Н. Толстого. 1899

Паоло Трубецкой. Портрет графа Л. Н. Толстого. 1899

Паоло Трубецкой. Детские головки. 1898

Паоло Трубецкой. Детские головки. 1898

В 1914 году по приглашению мецената, основателя Испанского общества Америки Арчера Хантингтона скульптор отправился в США, где вынужденно задержался на несколько лет. Этот период его жизни в экспозиции среди прочего представлен портретами звезд Голливуда, как, например, Мэри Пикфорд и Чарльза Чаплина, которые были частыми гостями его дома, а также этнографическими сюжетами — изображениями индейских вождей, ковбоев, охотников. В 1920-е годы был непродолжительный парижский период, который также отмечен дружбой с многочисленными представителями тогдашней богемы, запечатленными в его работах, а затем возвращение в родную Италию.

П.П. Трубецкой. Джордж Бернард Шоу. 1926

П.П. Трубецкой. Джордж Бернард Шоу. 1926

Вообще, по портретам Паоло Трубецкого разных лет можно изучать художественную и литературную жизнь начала прошлого века. Огюст Роден, Джакомо Пуччини, Бернард Шоу, Энрико Карузо — в этих и других скульптурах отражаются не только характеры и физический облик конкретных людей, но и сам дух эпохи — утонченно-элегантной, богемной, интеллектуальной. Неслучайно Бернард Шоу назвал Паоло Трубецкого «самым удивительным скульптором современности».

Детали
Выставка работает до 26 августа
Третьяковская галерея, Инженерный корпус, Лаврушинский пер., 12

 

 

 

28 июня 2018
Инна Логунова для раздела Культура