Я хотела стать певицей, но мама меня отправила в Нижегородское театральное училище: «Там поют и танцуют, иди туда». Так что по первому образованию я актриса, и в Москву я приехала актрисой становиться. Здесь я четче поняла, что такое сценарист — и мне захотелось писать. Я закончила сценарный факультет ВГИКа, потом училась в Лаборатории короткого метра. А потом захотелось снимать самой. Такой у меня многоэтапный вход в режиссуру: поначалу мне казалось, что режиссеры — это вообще люди-небожители, что режиссером нужно родиться — а в сценаристы можно даже трусливому пойти и научиться. Но уже на сценарном факультете мастер мне сказал: «Ты не будешь сидеть и писать сценарии для кого-то, ты будешь снимать и продюсировать сама». Так и вышло. Как актриса я снималась лишь в эпизодических ролях в сериалах «Рублевка. Лайф» и «Талисман любви». И насколько я вообще хочу сниматься — вопрос. Любопытно попробовать после 15 лет без практики? Да. Но я совершенно точно знаю, что я в первую очередь режиссер, сценарист и продюсер, я так себя определяю. А кастинги я не люблю и как актриса, и как режиссер: мне каждого актера хочется обнять и поцеловать, потому что я все сама это проходила. Мне каждый раз жутко неловко, когда я говорю: «Спасибо! Мы вам позвоним».
Как написать сценарий? Ведь и это уже было, и это было… Мой мастер учил: «Пишите каждый день по странице — и в конце года будет роман». Так, конечно, у меня не получается, потому что я не только пишу истории, я еще снимаю, продюсирую, «фестивалю». Но иногда я сажусь и пишу: у меня сильно натренирован мозг на предмет наблюдения за людьми и ситуациями. Моя профессия достаточно циничная: иногда я наблюдаю какую-то ситуацию, и вместо того, чтобы кому-то помочь, я включаю сценариста, наблюдаю и параллельно думаю, как бы это применить в кино, в сценарии. А еще мне очень хорошо думается за рулем. А писать я сажусь разом, а не по абзацу. Вот «S как доллар» я написала часа за четыре. Долго думала, а потом просто села и написала. Полнометражные истории пишу, конечно, дольше: мне нужна определенная атмосфера, чтобы никто не мешал — лучше ночью! А свой дипломный сценарий ВГИКа я написала после некоторого количества вина — иначе никак не могла расслабиться.
Как женщина-продюсер я никакой дискриминации не чувствую: никто не говорит мне: «Ты нашла 200 миллионов, но ты женщина, мы с тобой работать не будем». Да, женщина рожает детей, да, она собирается на встречу дольше, у нее другой темпоритм, но нам и не надо, чтобы нас воспринимали так же, как мужчин. Мы не мужчины. Но к нам должны относиться серьезно — и в этом плане я никакой дискриминации в стиле «женщина поди вон» не ощущаю. Ни как режиссер, ни как продюсер. Как режиссер, я стою 14 часов под Хорошевской эстакадой на улице на морозе и снимаю. И несу свой проект продюсеру: если он потенциально может принести прибыль, от моего проекта никто не откажется.
Почему девочки реже снимают кассовое кино? Потому что мы больше копаемся в себе, мы снимаем истории про то, что нас сильно волнует на уровне личного, а не глобального масштаба. Мы не снимаем о космосе или мировой экономике, нас волнуют семья, любовь. Мы не низко летаем, мы просто интересуемся более бытовыми темами.