Культура

КиноБизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: интервью с режиссером и сценаристом Оксаной Михеевой

КиноБизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: интервью с режиссером и сценаристом Оксаной Михеевой

Ведущая рубрики «КиноБизнес изнутри» Рената Пиотровски поговорила с генеральным продюсером «Горький fest», сценаристом и режиссером Оксаной Михеевой, среди недавних работ которой — новелла «Эс как доллар, точка, джи» из киносборника «Очень женские истории».

Я девочка!

Я все дезинфицирую, но в маске ходить не могу: я же девочка! Три недели назад я опубликовала в Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) фото в красивой маске — в шутку, а шутка оказалась никакой не шуткой! Безусловно, я за безопасность во всех отношениях: теперь я на даче с хорошим роутером и бесперебойным интернетом, совмещаю удаленную работу и дзен от природы. Я работаю, монтирую. Продуктами не закупаюсь специально: гречка у меня есть, я вообще запасливая от природы! (Смеется.)

Паниковать, но верить

Паника накрывает меня волнами — но это нормально: мы в кинематографе всегда существуем в таком состоянии, мы всегда работаем на конечный результат и с минимальными финансами, это наше органичное состояние — паниковать, но верить в светлое будущее. Паника бесполезна и раздражает, стрессоустойчивость — наше все: да, я нервничаю, иногда даже плачу, но это секундные моменты.

Рената Пиотровски

Жить размеренно

Сейчас у нас есть возможность жить размеренно: первую неделю непривычно, а потом этот ритм — поел супчик, поговорил по конференц-связи, вышел во двор подышал воздухом — начинает восприниматься как вполне здоровый. Знаете, Пушкин самые лучшие свои произведения написал как раз в период изоляции. Вот поеду сейчас в Нижегородскую область, откуда я родом, возьму с собой компьютер и, может быть, напишу какой-нибудь сценарий!

В черном списке

Один актер в разгар пандемии приехал из Европы и пришел на пробы, радушно всех обнимал-целовал, не сказав ни кастинг-директору, ни режиссеру, ни тем, кто был его партнерами, про свою поездку. Что ж, можно быть уверенным: в нашей среде он теперь в черном списке! Одно дело не заботиться о своем личном здоровье, другое — подвергать опасности других, особенно людей в возрасте. Это не конец света, но это настолько серьезно, что каждый должен понимать меру своей ответственности.

Оксана Михеева

Жить без лоска

Вчера люди страдали, что закрывают ЦУМ: как жить? Но, оказывается, без многого можно жить, тем более без ЦУМа. Можно жить без этого внешнего лоска. Это время нам всем дано, чтобы подумать и остановиться. И это нормальная остановка — спасибо, не атомная бомба. Доиграемся — будет еще хуже. Шучу. Или нет?

Учимся думать наперед

Проект, над которым я сейчас работаю, находится в подготовительной стадии и не требует командных сборов. В крайнем случае мы можем общаться в формате конференц-колла. Пострадал другой мой бизнес — театральные показы, которые я привожу в Нижний Новгород. Я перенесла на осень гастроли Московского художественного театра имени Чехова, спектакли «13Д» и «Крейцерова соната», которые должны были состояться там 9 и 10 апреля. Да, это потери, но такого рода бизнес — это всегда риск. В целом, волнение даже добавляет стимулов к дальнейшей работе и учит продумывать все наперед: вот так не выживет проект, нужно предусмотреть вот это и это…

Рената Пиотровски и Оксана Михеева

«Горький fest»

На первом курсе ВГИКа в 2008 году я была волонтером на Московском международном кинофестивале. Меня там заметили, и в итоге я много лет делаю разные фестивали по городам и весям как креативный продюсер: в Ярославле, в Абхазии, в Вологде, в Тамани… И много-много лет делала фестиваль «Святая Анна» в Москве. И переживала, что в моем родном городе-миллионнике, который буквально «за углом» от Москвы, нет своего кинофестиваля. И в какой-то момент мы с моим другом Мишей Пореченковым вдруг встретили правильного человека и быстро-быстро все организовали. Официальные даты «Горький fest» этого года — с 17 по 23 июля. И мы его, пусть и удаленно, активно готовим. И надеемся на лучшее. Приглашаю всех! Мы с Мишей и с нашей командой очень стараемся, чтобы нашим коллегам там было классно, а я знаю, что такое и комфорт, и классные программы, так как сама часто езжу по фестивалям. У нас здорово! И Нижний — очень красивый, я его безумно люблю. А в следующем году Нижнему — 800 лет, а у фестиваля будет первый юбилей — 5 лет.

Оксана Михеева

Я хотела стать певицей

Я хотела стать певицей, но мама меня отправила в Нижегородское театральное училище: «Там поют и танцуют, иди туда». Так что по первому образованию я актриса, и в Москву я приехала актрисой становиться. Здесь я четче поняла, что такое сценарист — и мне захотелось писать. Я закончила сценарный факультет ВГИКа, потом училась в Лаборатории короткого метра. А потом захотелось снимать самой. Такой у меня многоэтапный вход в режиссуру: поначалу мне казалось, что режиссеры — это вообще люди-небожители, что режиссером нужно родиться — а в сценаристы можно даже трусливому пойти и научиться. Но уже на сценарном факультете мастер мне сказал: «Ты не будешь сидеть и писать сценарии для кого-то, ты будешь снимать и продюсировать сама». Так и вышло. Как актриса я снималась лишь в эпизодических ролях в сериалах «Рублевка. Лайф» и «Талисман любви». И насколько я вообще хочу сниматься — вопрос. Любопытно попробовать после 15 лет без практики? Да. Но я совершенно точно знаю, что я в первую очередь режиссер, сценарист и продюсер, я так себя определяю. А кастинги я не люблю и как актриса, и как режиссер: мне каждого актера хочется обнять и поцеловать, потому что я все сама это проходила. Мне каждый раз жутко неловко, когда я говорю: «Спасибо! Мы вам позвоним».

Циничная профессия

Как написать сценарий? Ведь и это уже было, и это было… Мой мастер учил: «Пишите каждый день по странице — и в конце года будет роман». Так, конечно, у меня не получается, потому что я не только пишу истории, я еще снимаю, продюсирую, «фестивалю». Но иногда я сажусь и пишу: у меня сильно натренирован мозг на предмет наблюдения за людьми и ситуациями. Моя профессия достаточно циничная: иногда я наблюдаю какую-то ситуацию, и вместо того, чтобы кому-то помочь, я включаю сценариста, наблюдаю и параллельно думаю, как бы это применить в кино, в сценарии. А еще мне очень хорошо думается за рулем. А писать я сажусь разом, а не по абзацу. Вот «S как доллар» я написала часа за четыре. Долго думала, а потом просто села и написала. Полнометражные истории пишу, конечно, дольше: мне нужна определенная атмосфера, чтобы никто не мешал — лучше ночью! А свой дипломный сценарий ВГИКа я написала после некоторого количества вина — иначе никак не могла расслабиться.

Оксана Михеева

Мы не мужчины

Как женщина-продюсер я никакой дискриминации не чувствую: никто не говорит мне: «Ты нашла 200 миллионов, но ты женщина, мы с тобой работать не будем». Да, женщина рожает детей, да, она собирается на встречу дольше, у нее другой темпоритм, но нам и не надо, чтобы нас воспринимали так же, как мужчин. Мы не мужчины. Но к нам должны относиться серьезно — и в этом плане я никакой дискриминации в стиле «женщина поди вон» не ощущаю. Ни как режиссер, ни как продюсер. Как режиссер, я стою 14 часов под Хорошевской эстакадой на улице на морозе и снимаю. И несу свой проект продюсеру: если он потенциально может принести прибыль, от моего проекта никто не откажется.

Копаемся в себе

Почему девочки реже снимают кассовое кино? Потому что мы больше копаемся в себе, мы снимаем истории про то, что нас сильно волнует на уровне личного, а не глобального масштаба. Мы не снимаем о космосе или мировой экономике, нас волнуют семья, любовь. Мы не низко летаем, мы просто интересуемся более бытовыми темами.

Рената Пиотровски

«Очень женские истории»

Киноновеллы «Очень женские истории» собрали меньше, чем хотелось бы, но главная цель была, чтобы фильм увидели люди. И знаете, на сайте Отзовик.ру, где пишут, какая гречка хорошая и где бумага еще продается, люди обсуждают это кино! Я довольна, что мой фильм, фильм моих коллег увидели зрители. Надеюсь, скоро его можно будет посмотреть и дома на какой-то платформе.

Искусство — вещь честная

Продвигать за деньги бездарность? Наверное, только если на другой чаше весов стоит какая-то очень серьезная проблема, которую это поможет тебе решить. Пока, к счастью, у меня достаточно работы для того, чтобы заниматься творчеством, и предложений по обмену денег на чью-то славу в моей жизни пока не было. Дай Бог, и не будет. Но осуждать кого-то я бы не стала: обстоятельства бывают разные. Просто искусство — вещь честная, если заниматься своей работой только ради денег, то и получится нечто соответствующее. Лично мне жить пока есть на что, а все бросить и купить дом на Мальдивах мне не хочется: я хочу дальше заниматься кино, для меня важна репутация.

Оксана Михеева

Пишите!

Для платформы Okko я сняла два сериала: «Любовь по поводу и без» уже доступен, а «Вампир Алеша», который мы с такой любовью снимали под эстакадой с классным оператором М. Диановым, готовится к выходу. Пожалуйста, смотрите и пишите отзывы — любые!

Потом нас накроет

Давайте сейчас притормозим, соскучимся друг по другу, дадим от себя отдохнуть — и потом нас накроет такая любовь к жизни! После изоляции точно вырастет КПД: когда еще выпадет шанс соскучиться по работе!

Генеральный продюсер проекта: Аниса Ашику
Фото: Дарья Орлова