Музей современного искусства «Гараж» открыл весенний сезон серией новых выставок, центральное место среди которых занимает проект «Трансатлантическая альтернатива. Кинетическое искусство и оп-арт в Восточной Европе и Латинской Америке в 1950–1970-е».
Кураторы сместили традиционный для истории послевоенного искусства фокус на США и Западную Европу, обратившись к художественным процессам, которые разворачивались параллельно в других странах по обе стороны Атлантики.
В то время как в США развивается абстрактный экспрессионизм, а в Западной Европе — лирическая абстракция, восточноевропейские и латиноамериканские столицы переживают расцвет кинетического и оптического искусства, что во многом определялось политическими и экономическими причинами. Так, в СССР кинетизм имел официальную поддержку в силу того, что рассматривался скорее как воплощение технического прогресса. Кинетическое искусство, являющее собой синтез архитектуры, скульптуры, живописи, графики, звука и света и исследующее движение во всех возможных воплощениях, наследует художественным поискам русского и европейского авангарда: динамическая пластика интересовала футуристов, дадаистов, конструктивистов. Абстрактные динамические конструкции, приводимые в движение мотором, или мобили, в 1930-е годы начал создавать один из основоположников кинетизма американский художник Александр Колдер. Но окончательно движение оформилось в 1960-х.
Александр Колдер. Красный, белый, черный и медь. 1934
Зарождение оптического искусства, основанного на особенностях восприятия человеческим глазом плоских и пространственных фигур, также относится к 1930-м годам. Одним из первых произведений оп-арта считается «Зебра» (1937) венгерско-французского художника Виктора Вазарели: тела животных переплетаются так, что граница между ними неразличима, а черно-белые полосы на черном фоне в зависимости от угла зрения выглядят то как абстракция, то как фигуративный образ.
Виктор Вазарели. Зебра. 1937
На выставке, подготовленной «Гаражом» совместно с Варшавским музеем современного искусства, где проект был показан в 2017 году, представлено более ста кинетических и оп-артистских произведений, солидную часть которых составляют работы советских художников, которых не было в польской версии проекта.
В 1962 году в Москве вокруг молодого харизматичного лидера Льва Нусберга сложилась группа «Движение», объединившая недавних выпускников Московской средней художественной школы: Татьяну Калинкину, Римму Сапгир-Каневскую, Михаила Дорохова, Франциско Инфанте-Арану, Виктора Степанова и других. Отказываясь от воспроизведения существующих форм, они видели свою цель, с одной стороны, в переосмыслении авангарда, а с другой — в создании искусства, отражающего дух времени. Отсюда выбор материалов — среди прочего, они использовали плексиглас, зеркала, электролампы. Следуя той же логике, художники также стремились интегрировать искусство в повседневность, работая в жанре паблик-арта, самым масштабным проектом которого было праздничное оформление бульваров и площадей к 50-й годовщине Октябрьской революции.
Одна из таких работ — монументальная цветодинамическая скульптура «Атом» Вячеслава Колейчука — будет реконструирована на площади перед зданием музея в начале мая. Созданная изначально по заказу Института атомной энергии им. И. В. Курчатова, она представляла собой огромную сферу из металлических трубок, приводимую в движение ветром и создающую причудливые узоры в окружающем пространстве за счет отражения солнечных лучей днем и искусственного освещения в темное время суток.
Вячеслав Колейчук и группа «Мир». Светокинетичсекая установка «Атом». 1967
Авангардистские поиски начала XX века получают развитие и в творчестве бразильского художника с русскими корнями Абрахама Палатника: его кинетические объекты отсылают к геометрическим абстракциям Кандинского, супрематическим композициям Малевича и проунам Лисицкого, только исполненным не на плоскости, а в трехмерном пространстве.
Абрахам Палатник. Кинетический объект KK 9а. 1966/2009
Инсталляция французского художника аргентинского происхождения, пионера кинетизма и оп-арта Хулио Ле Парка в буквальном смысле вызывает головокружение: здесь мы оказываемся в пространстве, стены, пол и потолок которого покрывает рисунок из черных и белых полос, иллюзию движения которых дополняют зеркала, в которых многажды отражаются и зритель, и само пространство — возникает ощущение, что оно составлено из нескольких замкнутых помещений.
В атриуме музея находится еще одна инсталляция художника, которая состоит из множества свободно висящих синих пластиковых лесок — пробираясь через них, в буквальном смысле кожей чувствуешь окружающий цвет и его оттенки. Однако собственно оптические эффекты — не самоцель Ле Парка: он моделирует нестабильные ситуации, в которых зритель переживает определенный эмоциональный и интеллектуальный опыт.
Карлос Крус-Диес. Хроматическая индукционная среда с двойной частотой. 2017
Там же, на первом этаже, один из классиков оп-арта венесуэльский художник Карлос Крус-Диес создал масштабную инсталляцию-интервенцию «Хроматическая индукционная среда с двойной частотой», которая отсылает к одному из самых известных проектов — оформлению международного аэропорта в Каракасе в 1974 году. Череду полос, покрывающих пол и стену, зритель воспринимает по-разному в зависимости от точки обзора и скорости движения: видит одни или другие цвета, порой физически отсутствующие, но возникающие только как оптическая иллюзия. Наглядная метафора искусства, которое существует на грани физического мира и воображения.
Детали
Выставка открыта до 9 мая
Музей современного искусства «Гараж», ул. Крымский Вал, 9, стр. 32