Культура

Кино недели: «О теле и душе» Ильдико Эньеди

В прокат выходит драма «О теле и душе» венгерки Ильдико Эньеди, названная лучшей картиной на Берлинском кинофестивале 2017 года.

Мир главного фильма прошлой недели, «Бегущего по лезвию 2049», напоминает о сновидениях — прекрасных и ужасных одновременно. В картине «О теле и душе» сны вплетены в ткань повествования.

Пожилой поджарый Эндре работает финансовым директором на мясокомбинате в Венгрии. Молодая женщина Мария — новая сотрудница на том же предприятии, инспектор по качеству. Какова реальная разница в возрасте между героями, не вполне понятно, но, если заглянуть в биографии актеров Гезы Морчани и Александры Борбей, то оказывается, что их разделяет почти 35 лет. Кстати, для шестидесятипятилетнего Морчани это первая работа в кино, и справляется он прекрасно. Оба персонажа — одиночки. У него почти нет друзей, живет один, в быту аскет, все любовные связи в прошлом. У нее явно какие-то проблемы психологического характера: с людьми общаться совсем не умеет, необходимость коммуникации вызывает панику. Мария ходит на приемы к детскому психологу. Ментально она еще ребенок, период взрослости — впереди (в то время как для Эндре, смирившегося со статусом старика, он остался позади).

Кино недели: «О теле и душе» Ильдико Эньеди

Кино недели: «О теле и душе» Ильдико Эньеди

Однажды в ходе расследования, вызванного диким инцидентом на комбинате, герои выясняют, что каждую ночь видят один и тот же сон. Во сне герои перевоплощаются в оленей (самку и самца), обитающих в живописном заснеженном лесу. Вместе пьют воду из ручья, вместе ищут пропитание. И без того сразу же заинтересовавшиеся друг другом люди понимают, что между ними особенная связь, и решают пойти на сближение. Оказывается, что, несмотря ни на что, для них это не так просто.

Кино недели: «О теле и душе» Ильдико Эньеди

Неожиданный для многих триумф Ильдико Эньеди на Берлинале случился спустя восемнадцать лет после выхода ее предыдущего полнометражного фильма. Всего в копилке у венгерской сценаристки и режиссера пока пять картин. Снятый в 1989 году «Мой XX век» завоевал каннскую «Золотую камеру» — награду за лучший дебют. Это безумно странная работа, где сплелись в клубок сон и явь: обезьяна и звезды разговаривают с человеком, герой Олега Янковского крутит любовь с двумя разлученными сестрами-близняшками (распутной авантюристкой и невинной анархисткой), принимая их за одну девушку, персонажей по неведомой логике бросает из Америки в Сибирь и т. д. Мир в двадцатом веке связывают невидимые нити — недаром в финале Эдисон рассказывает об усовершенствованном им, быстром телеграфе — поэтому ничего удивительного во всех этих сплетениях нет. Мир становится целостным, как и женщина: она обретает в глазах общества право быть одновременно и страстным «телом», и чистой «душой» — близняшки-антиподы в конце «Моего XX века» находят друг друга.

Кино недели: «О теле и душе» Ильдико Эньеди

Во вселенной фильма «О теле и душе» мироздание вновь, как и во времена романтизма, трагически разделено. Идеал и действительность, реальность и сон находятся по разные стороны баррикад, между ними — пропасть.

У Габриэля Гарсиа Маркеса есть замечательный рассказ «Глаза голубой собаки». Безымянные женщина и мужчина каждую ночь во сне оказываются в одной и той же комнате. Они всего лишь разговаривают, не смея перейти условную границу разделяющей их лампы. Никого дороже друг друга у них нет, и главная их мечта — встретиться в реальном мире. Но она во сне не может вспомнить, в каком городе живет, а он, просыпаясь, не в состоянии воспроизвести придуманную им фразу-пароль, по которой они друг друга опознают: «глаза голубой собаки». Наверное, так они и будут ночь за ночью видеть эти грезы, так и будут раз за разом оставаться с разбитым сердцем — как и читатели этого щемящего рассказа Маркеса.

Кино недели: «О теле и душе» Ильдико Эньеди

В новой картине Эньеди этот конфликт заострен донельзя: души-олени с пробуждением героев уходят в небытие, а на смену им приходит суровая действительность, где коровам отрезают головы. Да, кстати, в этом неторопливом фильме находится место и для нескольких сцен не для слабонервных (снимали на настоящей скотобойне), и для специфического черного юмора — сочетание весьма необычное и свежее. Но, возвращаясь к главному: казалось бы, родственные души уже чудесным образом нашли друг друга, значит, дело за малым — преодолеть смущение и обрести свое счастье. Да, это непросто, особенно для таких необычных людей, как Мария и Эндре, но мир грез и мир прозы жизни все-таки могут и должны быть соединены. И вдруг внезапно, в финале, Ильдико Эньеди выкидывает такое, что все смыслы ее картины переворачиваются с ног на голову. С точки зрения Эньеди (впрочем, правомерны и ровно противоположные трактовки), прикосновение жизни убивает магию и поэзию. Человек трагически неспособен сохранить все самое хрупкое и прекрасное, ведь он всегда стремится привязать духовное к телесному. Так, может быть, герои Маркеса с их неосуществленной любовью на самом деле счастливейшие из людей?

 

 

 

12 октября 2017
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура