Возвращаясь из путешествия, всегда хочется прихватить с собой на память какую-нибудь вещицу от местных дизайнеров или ремесленников. Но порой покупка искусно сделанного сувенира превращается в увлекательный квест со всевозможными головоломками и препятствиями, отнимающими немало времени и сил.
Виниловые сумки, компас как у первых мореплавателей и кожаная маска туземца — рассказываем о заповедных местах, где можно без труда и лишней беготни найти неординарные подарки.
Сумки и кошельки из старых газет и виниловых пластинок
Болгарская столица София считается одним из самых древних европейских городов. За свою двухтысячелетнюю историю ее захватывали и римляне, и греки, и османы. Сегодня благополучию вымощенного брусчаткой города угрожают тонны мусора. Впрочем, война с вещами, отжившими свой век, ведется во всех мегаполисах мира. Только вот не каждая страна может похвастаться экологичным брендом, таким как Zona Urbana, все сумки и кошельки которого сделаны вручную из старых газет и виниловых пластинок.
Впервые с таким явлением в индустрии моды, как апсайклинг — то есть вторичная переработка вещей с творческим подходом, — основатель бренда Zona Urbana Джулиан Кирилов столкнулся в Барселоне, когда ему на глаза попались аксессуары из различного хлама. В то время в родной Софии он мастерил кожаные браслеты, но цены на натуральную кожу были очень высокими.
Старые коммунистические газеты, виниловые пластинки, сантиметровые ленты, географические карты, комиксы, нотные тетради — вот неполный перечень отслуживших свою службу вещей, которым дизайнеры Zona Urbana дали второй шанс. Стоит отметить, что, несмотря на то что все сумки и кошельки бренда и сделаны из довольно хрупких материалов, они достаточно долговечны. На каждое изделие Zona Urbana дается гарантия.
Превращение никому ненужного хлама в функциональную вещь представляет собой настоящую феерию, поэтому Джулиан Кирилов назвал свой магазин The Fashion Theatre Zona Urbana. Всего в Софии два таких магазина: один находится на улице Ангела Канчева, второй — на популярном среди туристов бульваре Витоша.
Цены на продукцию бренда разнятся в зависимости от материала, из которого они сделаны. Например, кошелек из советской газеты сорокалетней давности «Студенческая трибуна» стоит 51 евро, а аналогичная вещь из карты 2009 года с подробным описанием района Бронкс в Нью-Йорке обойдется покупателю на 10 евро дороже.
Детали
24, Angel Kanchev Str., София, Болгария
37, Vitosha Blvd., София, Болгария
www.zurbana.com
Стилизованные под старину карты, компасы и часы
В замысловатом лабиринте узких улочек старинного римского района Трастевере расположилась настоящая лавка древностей Polvere di Tempo, или, в переводе с итальянского, «Пыль времени», в которой можно отыскать вещи, как будто сошедшие со страниц учебника истории. Песочные часы с нарисованными на их крышке средневековыми кельтскими узорами, маленькие компасы, установленные внутри деревянных изящных ящичков, а также глобусы и географические карты, при взгляде на которые создается впечатление, что они остались со времен первых мореплавателей, — все эти вещицы сделаны вручную Адрианом Родригесом Коцанни. Впрочем, 71-летний аргентинец с белой бородой и проницательным взглядом и правда походит на древнего алхимика, владеющего тайными знаниями о том, как укротить время.
Творения Адриана Родригеса Коцанни нарасхват: его магазин сувениров давно облюбовали не только местные жители, но и туристы. А иностранные телеканалы и газеты выстраиваются к нему в очередь, чтобы снять сюжет и взять интервью. Однако Коцанни не сильно разбогател на своем деле — по его словам, богатый человек не тот, у кого много денег, а у кого есть время. Песочные часы в представлении пожилого аргентинца — это инструмент, который дает человеку ощущение владения временем. Поворачивая, останавливая и вновь их запуская, он тем самым замедляет его течение.
Помимо сделанных вручную диковинок, на полках «лаборатории» — так Коцанни называет свой магазин — можно приобрести вещицы, сделанные на заказ, исходя из ваших пожеланий. К примеру, аргентинец может смастерить песочные часы величиной с восьмилетнего ребенка. Правда, стоить это будет недешево — 1000 евро.
В целом же цены на творения Адриана Родригеса Коцанни варьируются в зависимости от их размера от 10 до 1000 евро. Приятным бонусом к покупке будет то, что каждый пакет запечатывается инициалами покупателя.
Детали
Via del Moro, 59, Трастевере, Рим, Италия
www.polvereditempo.com
Засушенные листья диффенбахии с росписью в османском стиле каллиграфии
На обширной территории стамбульского Гранд-базара, или, по-турецки, Kapalıçarşı, что означает «крытый рынок», можно не только приобрести любой товар, но и жить, есть, молиться, учиться, работать и даже умереть. Ведь на его площади 30 000 кв. м расположилось более 4000 магазинов, около шести десятков улиц, две мечети, баня, сорок гостиниц, школа и кладбище. Каждый из многочисленных и перепутанных между собой переулков на нем носит название ремесла или товара, который в этом месте продается. Одной из самых древних считается улица Золотых Ювелиров, или Kalpakçılar Caddesi. На ней среди множества магазинов с изящными украшениями из драгоценных металлов приютилась маленькая лавочка Ника Мерденяна, в которой продаются настоящие произведения искусства — сухие листья диффенбахии и каладиума, расписанные в османском стиле каллиграфии.
Но всех этих прекрасных шедевров могло и не быть, если бы не знакомый каллиграф из соседнего книжного магазина, заглянувший на огонек в лавку к Нику Мерденяну. Рассматривая засушенные листья, Мерденян в задумчивости спросил у соседа, как усовершенствовать их красоту. Каллиграф решил поэкспериментировать и расписал два из них. На одном он вывел подпись султана Сулеймана I Великолепного, а на другом — слова из стихотворения знаменитого поэта Юнуса Эмре «Люблю тебя любящего».
Буквально через пару часов после того, как эти листья попали на прилавок лавки Мерденяна, они были куплены одной американской парой. Увидев, в каком восторге были покупатели от изысканного каллиграфического орнамента на пожелтевших листьях, турок решил посвятить этому искусству всю свою жизнь.
Перепробовав в качестве материала кучу растений, Ник Мерденян остановился на диффенбахии и каладиуме. Причем в Турции они не произрастают, оба эти растения мастер привозит из Флориды. Но не только их — кисти из кошачьей шерсти он заказывает в Лондоне. Подобные материалы для него не прихоть, а необходимость: вкупе с красками из безопасных для растений компонентов они позволяют изделиям сохраняться в целости на протяжении двадцати лет. Правда, держать их нужно между двумя стеклами.
В своем творчестве Ник Мерденян старается обращаться не только к исламской, но и христианской, и еврейской традициям. Каждое изречение несет в себе определенный посыл — например, просит человека стать чуточку добрее и терпимее к тем, кто рядом с ним находится. При этом Мерденян использует такие слова, которые будут близки людям всех национальностей, независимо от их вероисповедания.
Несмотря на то что стоят засушенные листья диффенбахии с выведенными на них мудрыми афоризмами довольно дорого — от 970 до 2250 долларов, прийти полюбоваться на них все же стоит.
Детали
Kalpakçılar Caddesi, Гранд-базар, Беязыт, Стамбул, Турция
kapalicarsi.com.tr/tr
Жизнерадостные картины с изображением быта камбоджийцев
Улыбающиеся девушки с волосами цвета воронова крыла, несущие на своей голове тяжелые корзины с фруктами, счастливые дети, катающиеся на слоне, буддистский монах в веселом расположении духа — полные оптимизма картины Стефана Делапри резко контрастируют с мрачными городскими камбоджийскими пейзажами. Это древнее королевство, разоренное бесконечной войной и бесчисленными толпами беженцев из соседних стран, только сейчас начало понемногу крепнуть и восстанавливаться.
Увлеченный кхмерской культурой француз Стефан Делапри приехал в Камбоджу сначала на короткое время, но потом, получше познакомившись с ее культурой и бытом местных жителей, решил задержаться еще ненадолго. И вот уже сорок с лишним лет он не только живет в столице королевства — Пномпене, но и нашел себе дело по душе — рисовать картины, изображающие радостных камбоджийцев. В своих работах Делапри намеренно отказался от сложных художественных приемов, им он предпочел четкие контуры и яркие сочные цвета. Глядя на его картины с простыми и наивными мотивами, благодаря которым они приобретают сходство с детскими рисунками, хочется улыбаться и заливисто смеяться. По словам художника, он старается изобразить на своих полотнах наслаждение жизнью во всех ее ипостасях.
Магазины с произведениями француза находятся по всей Камбодже, в том числе и в Пномпене. Магазин Stef’s Happy Painting, или «Счастливая живопись от Стефа», так Делапри называет свое творчество, расположен на живописной набережной Сисоват, тянущейся вдоль реки Тонлесап.
Цены на позитивные полотна Стефана Делапри колеблются от 10 евро за маленький рисунок до 5000 евро за большую оригинальную картину. Также можно купить копию произведения художника, которую он сам нарисовал на уникальной сделанной вручную бумаге, за 2200 евро.
Детали
#363, Sisowath Quay, Пномпень, Камбоджа
Кожаные маски туземцев, животных и маньяков из фильмов ужасов
Колумбиец Эдуардо Мойя Герреро уже двадцать лет мастерит маски из коровьей кожи. Есть среди его работ бюсты с обнаженной женской грудью, барельефы с изображением животных, а также неимоверное количество масок на любой вкус, причем настолько реалистичных, что при прикосновении к ним кажется, что это лицо живого человека. Такой правдоподобности мастер достигает не только благодаря искусно выделанной коже, но и за счет использования природного красителя танина — он содержится в древесине и коре трех видов субтропических деревьев, носящих собирательное название «квебрахо». Именно танин из экстракта квебрахо придает коже эффект загара. Что немаловажно, например, при изготовлении масок амазонских индейцев племен корегуа, макуна и эмбера. Впрочем, большинство изделий Эдуардо Герреро, вне зависимости от тематики, имеют характерный красновато-коричневый цвет. Танин не только окрашивает кожу, но и позволяет ей сохраняться эластичной и мягкой в течение многих лет.
Раньше Эдуардо Мойя Герреро создавал в основном маски туземцев из Колумбии, Панамы, Африки и Новой Гвинеи. Взять курс на современную культуру ему помогла колумбийская актриса и театральная постановщица Фанни Мики, попросившая Герреро сделать официальную маску для Иберо-американского театрального форума — крупнейшего мероприятия, на которое раз в два года в Латинскую Америку съезжаются десятки драматических театров с пяти континентов. Теперь на полках мастерской кожевника можно увидеть маски супергероев, маньяков из фильмов ужасов, а также персонажей из аниме, манги и компьютерных игр.
Приобрести жутковатую маску чумного доктора или милую рожицу панды от Эдуардо Мойи Герреро можно в колумбийской столице Боготе, в Taller Art-Cuero, или, в переводе с испанского языка, Арт-мастерской кожаных изделий.
Цены на работы Эдуардо Мойи Герреро весьма демократичные: например, маска Ганнибала стоит 26 долларов, а бюст с обнаженной женской грудью — 30 долларов.
Детали
Carrera 26a #39-77, Богота, Колумбия