Нобелевскую премию в области физиологии и медицины получил специалист по клеточной биологии, почетный профессор Технологического института в Токио Ёсинори Осуми, исследовавший механизмы аутофагии или «самопоедания» клеток.
Голод — самый
эффективный способ запустить процесс спасительного «самоедства» и избавиться от токсинов и болезней.
«Открытия Осуми привели к новой парадигме в нашем понимании того, как клетка перерабатывает свое содержимое. Его исследования открыли путь к пониманию фундаментальной важности аутофагии для множества физиологических процессов, таких как адаптация к голоду и ответ на инфекцию», — гласит официальный «вердикт» Нобелевского комитета. Для обывателя — это сигнал заняться изучением не самого востребованного до сегодняшнего дня термина «аутофагия», означающего процесс утилизации и переработки накопившегося в клетке «мусора» внутренними силами организма. Проще говоря, наш организм способен «поедать» вредные или бесполезные части клеток и даже целые клетки, очищаясь от токсинов или воюя с инфекцией. Вредные вещества деградируют, отходы «упаковываются» в аутофагосомы, а те, в свою очередь, — в лизосомы, где мусор превращается в питание для здоровых и полезных клеток.
Причем здесь голод?
Голод — это идеальный катализатор, провоцирующий интенсивность обновления: «голодающие» клетки более активно ищут «мусор», который можно использовать для переработки и производства «питания». Ученые, принимая во внимание данные открытия, фокусируются на поиске способов «заставить» организм более точечно «поедать» раковые клетки, а мы вспоминаем самые популярные системы голодания, интерес к которым «подогревает» награждение ученого.
У поклонников лечебного голодания — масса кумиров и авторитетов из прошлого: древнегреческий философ и математик, доживший до преклонного возраста, Пифагор регулярно голодал по 40 дней, будучи убежден, что это стимулирует работу мозга, философ Платон называл голодание единственной «истинной медициной», а автор заповеди «Не навреди!» Гиппократ лечил пациентов голодом, веря, что «когда больного кормят слишком обильно, кормят также и болезнь».
Основы современных систем голодания заложили врачи Бирхер-Бенер, Ноорден, Платен, Мюллер и русский ученый-патофизиолог В.В. Пашутин, а наибольший практический опыт был накоплен в Германии и США, где в позапрошлом веке были очень популярны «санатории голодания», позволяющие всем желающим пройти «детокс» под чутким контролем наблюдающего врача. В 40-х годах прошлого века московский врач Н.П. Нарбеков использовал голодание для лечения бронхиальной астмы, а в 50-е академик Л.Н. Бакулев лечил им панкреатит и сердечно-сосудистые недуги.
Системы голодания
Впрочем, голодание популярно не только среди больных, но и среди здоровых, и такое профилактическое использование метода стало особенно популярным благодаря нескольким досконально описанным системам, в том числе трудам Брэгга, Николаева и Войтовича.
Одна из самых популярных систем голодания — «водный» метод Поля Брэгга — натуропата и пропагандиста ЗОЖ, ставшего популярным в России после перевода его книги The Miracle of Fasting, в русском издании вышедшей под названием «Чудо голодания». Система подразумевает еженедельные суточные воздержания от пищи и, после адаптации, 10-дневное голодание раз в три месяца. Питье — не ограничено: пить можно столько, сколько хочется, но не менее 2 литров в сутки. Для более активного растворения токсинов рекомендуется также съедать треть чайной ложки меда или чайную ложку лимонного сока в день. Существует также «русская» версия системы Брэгга — адаптация метода от советского психиатра, доктора медицинских наук и автора работ на тему разгрузочно-диетической терапии Ю.С. Николаева. Из серьезных отличий — рекомендация побольше двигаться в «голодные» дни, вместо «лежачего голодания» Брэгга и использование слабительных средств для предотвращения интоксикации организма.
Голодание по Г.А. Войтовичу — система длительного голодания по 40-50 дней, изложенная в книге «Исцели самого себя. О лечебном голодании в вопросах и ответах». Отдельная тема в данном случае — аккуратный выход из голодания, подразумевающий постепенное смешивание продуктов и поэтапное увеличение количества еды, начиная с яблочного и морковного соков в разбавленном виде.
Стоит упоминания и японская школа голодания Имамуры Мотоо, без которой, возможно, исследования Ёсинори Осуми были бы невозможны. Здесь голодание практикуется повсеместно и массово, а руководителям так называемых «школ голодания», действующих по всей стране, даже не нужно иметь медицинского образования — достаточно получить документ, подтверждающий, что «учитель» хотя бы раз голодал сам.