Культура

КиноБизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: интервью с актером Никитой Тарасовым

Никита Тарасов и Рената Пиотровски

Ведущая рубрики «КиноБизнес изнутри» Рената Пиотровски поговорила с актером и режиссером Никитой Тарасовым о становлении в профессии, режиссерских амбициях и ансамбле «Минутка».

Отражение зрителя

Каждый из актеров — это отражение зрителя. То есть зритель, смотря на того или иного актера, видит в нем прежде всего себя. Если вы говорите, что у меня все гладко, сладко и волшебно, значит, я могу сказать то же самое о вас. Если вы видите во мне только хорошее, значит, вы удачливый человек.

Никита Тарасов

В хвосте

Без творческих поисков и неудач в актерской профессии не бывает. Из Школы-студии МХАТ, например, меня постоянно хотели отчислить — с первого дня поступления меня хотели отправить домой. Как говорил Олег Павлович Табаков, на каждом его курсе есть локомотивы, которые всех везут, обычные вагончики и те, кто плетется в самом конце — обычно они отцепляются и пропадают навсегда. До середины второго курса я постоянно был в хвосте, и надо мной висела гильотина. Мне все время говорили, что я профнепригоден. «С вами нам придется, видимо, попрощаться. Ну, давайте еще полгода посмотрим, дадим шанс».

Никита Тарасов и Рената Пиотровски

Все дороги перед тобой открыты

Следующее испытание: после четырех лет обучения в Школе-студии любимые педагоги говорят тебе «спасибо», дают тебе диплом и сообщают: «Все дороги перед тобой открыты». И ты понимаешь, что прошел гигантское испытание, отучился у Табакова — но дальше ты абсолютно никому не нужен. Вроде бы ты можешь все, потому что у тебя есть диплом, ты можешь работать гипотетически в любом месте, с другой стороны, ты молодой малоопытный выпускник, и тебя никто не знает. И я сидел без работы. Мне повезло, что я быстро понял, что надо прыгать через заборы киностудии: тебя нигде не ждут, и если ты хочешь чего-то добиться, ты сам должен идти и стучаться во все двери.

Никита Тарасов
Никита Тарасов
Никита Тарасов

Веселый мальчик с рюкзачком

Пропуск на «Мосфильм» сделать было сложно, но тогда еще активно работала Киностудия Горького — и туда я просачивался всякими обманными способами. Тогда еще можно было разносить фотографии — и где-то еще не отказывали. Только благодаря этому я с третьего курса начал сниматься, и к получению диплома у меня в послужном списке было несколько работ, в том числе очень громкий сериал, благодаря которому меня даже узнавали. Олег Павлович не всегда отпускал на съемки: однажды меня утвердили на одну военную картину, но мне было отказано в возможности сниматься, поскольку нужно было все оформлять, а Олег Павлович сказал, что мне еще рано. А с третьего курса нам сказали: все можно, только не пропускайте учебу. На самые первые свои съемки я убежал на ночь — это была реклама газировки в ГУМе. Учебу не пропустил и заработал 300 долларов. Мы жили на 200 в месяц — а я заработал 300. Роль называлась — веселый мальчик с рюкзачком. Полночи я ходил с улыбкой по кадру просто с рюкзаком — вот и вся роль.

Никита Тарасов и Рената Пиотровски

Живой организм

Принести свой первый гонорар в общежитие я не решался. Я из приличной рижской семьи, мама с двумя высшими образованиями, с красными дипломами, папа — композитор, музыкант… А тут я попал в общежитие и не знал его законов. Мама дала мне с собой французскую посуду, вилки, ложки приличные, чтобы мне не стыдно и удобно было есть — но это все куда-то делось за две недели, весь сервиз. Потом кто-то мысленно попросил у меня поносить мою кожаную куртку — и она тоже ко мне не вернулась. Принести живые деньги в этот живой организм, где все движется само собой, было страшно.

Никита Тарасов

Школа выживания

После окончания Школы-студии я месяц жил на кухне у ребят во МХАТовской общаге — на стульях. Днем я гулял по городу, а в половине двенадцатого возвращался: приходил, стучался, садился на стул, подставлял табуретку и так спал. Для многих артистов по сей день аренда жилья — это очень больной вопрос. Если ты хочешь быть московским артистом, ты должен априори закладывать в бюджет довольно большую сумму на то, чтобы просто здесь жить. Ну а с едой проще: ходи на мероприятия в приличном костюме, ешь и улыбайся! (Смеется.) Я до сих пор знаю гостиницы, где можно прийти, спуститься на минус первый этаж и там позавтракать в столовке для персонала, тихонечко сойдя за своего. Четыре года во МХАТе — мощная школа выживания.

Никита Тарасов

Ноги зрителей

Однажды от недосыпа и плотной учебной программы я потерял сознание на танцах — и на меня упала моя партнерша. Наш педагог кричала: «Поднимай ее, выше, выше, выше!» Потом склейка — я лежу, мне хорошо, отдыхаю. Партнерша на мне, мне подносят нашатырь, и сумасшедшее лицо нашего педагога: «Скорую ему, скорую!» Во время спектакля я тоже однажды упал в обморок: смешно, но ты приходишь в себя и не понимаешь, где ты, а это Малая сцена Московского художественного театра, и ты сначала видишь черный потолок, а потом, повернув голову, ноги зрителей. И ты не понимаешь, сколько ты лежал и в каком месте спектакля ты сейчас находишься. И надо как-то выкручиваться. Но сейчас, конечно, все это безумно весело вспоминать.

Никита Тарасов

Просто помыть лицо

Я работал в Московском Художественном театре с третьего курса, у меня было три спектакля, шли разговоры о том, что меня хотят оставить. Но, как бывает в жизни, «этонеточно». Потом мне предложили главную роль в художественном фильме, и я был вынужден уехать сниматься. Вернувшись, понял, что терять время бессмысленно, потому что ребята работают, а я как-то сижу. Я пошел за угол, в Российский академический молодежный театр. Там мы не очень поняли друг друга, плюс у меня еще не было российского гражданства. Летом я зашел в гости в Театр Станиславского к своей знакомой — просто помыть лицо, на самом деле, от жары. И из соседней двери вышла Оля Ломоносова и сказала: «О, привет! А что ты здесь делаешь? Мы тут как раз ставим спектакль, и нам нужен главный герой». Так я остался там на три года — и было замечательно. Там чувствовалась принадлежность к профессии. Но потом нагрянули сразу три проекта, и стало понятно, что я буду сниматься, а с театром как-то не задалось.

Никита Тарасов и Рената Пиотровски

Пустил корни

Я готов, возможно, вернуться в театр, но, вспоминая 2002–2003 годы, когда я стоял в очереди на показ в Театр «Шалом», в Театр Джигарханяна, в ТЮЗ, ожидая, примут меня или нет, сейчас мне уже хотелось бы какого-то равноправного диалога. В целом, конечно, очень странно, что актер Никита Тарасов не выходит на сцену. Честно признаюсь, я трижды жертвовал съемочными предложениями во имя репетиций за последние лет семь. Но дальше премьеры и пары спектаклей не шло. Либо стоит вообще отказаться, отрубить эту мечту — регулярно выходить на сцену театра, либо нужно быть поразборчивее, наверное. Так что живу я в кино — снял свой короткий метр, даже награды имею. У меня есть диплом креативного продюсера, и раз я уже на киношной грядке сижу и пустил корни, возможно, в театр мне стоит ходить, чтобы отсматривать актеров к себе на проекты.

Никита Тарасов

«Минутка»

Мой ансамбль «Минутка» — это шуточные песни о кино и не только длиною в минуту. Пока выпущены всего три песни. Этот проект — шутка, карантинная игра моего больного воображения. Во-первых, хотелось сказать спасибо Татьяне Хречковой, кастинг-директору, с которой мы знакомы очень давно по сериалу «Кухня»: она в самый тяжелый карантинный период, когда мы боялись выходить на улицу, вдруг позвонила мне и пригласила на «Окаянные дни» Семена Слепакова. Я помню, что пробы к этой работе я записывал на лестничной клетке, потому что мы не могли выходить за периметр дома. Эта работа стала для меня настоящим серьезным глотком творческого воздуха — и мне захотелось как-то сказать за это спасибо, и так родилась первая песня ансамбля.

Никита Тарасов и Рената Пиотровски

Мы часто благодарим режиссеров, сценаристов, продюсеров, а люди, которые протягивают нам эту спасительную веточку и приглашают нас в те проекты, по которым нас потом знают и любят, обычно остаются в тени. Кстати, в нашей стране на сегодняшний день есть только одна награда в номинации «Кастинг-директор» — премия АПКиТ, и по счастливой случайности первую премию получила именно Таня Хречкова.


Моя вотчина

Как появился ансамбль «Минутка»? Я звонил всем своим друзьям — поющим актерам, и те четыре прекрасных человека, которые стали командой, — это те, кто пришли на первую запись. Огромное спасибо Марии Иващенко, Глебу Бочкову, Ольге Винниковой. «Минутка» — это моя вотчина, я там что хочу, то и кручу. Когда ты выходишь на съемочную площадку актером, ты существуешь в заданных рамках, утвержденных на заседаниях на канале, в продакшене, ты — один из винтиков большой машины. Здесь же я сам себе хозяин. В рамках, конечно, возможностей, потому что это не доходное предприятие, работающее на чистом энтузиазме. Я удивляюсь, как вообще нас куда-то пускают, потом говорят: «Давайте мы сейчас вам все это смонтируем». Три песни: «Кастинг-директор», песня про Сашу Петрова «Съемочки» и «Мой режиссер». Еще пять треков готовы и записаны, моя жена говорит, что «Баба-продюсер» — это гениальный хит. Как говорил Олег Павлович Табаков, даже у самого посредственного актера есть поклонники — родственники со стороны жены. А еще ждите душещипательный лирический хит «Любить твою любовь».

Никита Тарасов

Нужен другой специалист

Можно превратить «Минутку» в доходный бизнес, для этого есть все слагаемые, но я не маркетолог, у меня диплом креативного продюсера. Все, что касается креатива — придумать песню, написать аранжировку, записать с ребятами вокал, придумать концепцию клипа, снять, смонтировать — это все ко мне. А что касается маркетинговой части, рекламы, продвижения, здесь мне нужен, к сожалению, другой специалист. Бессмысленно придумывать какие-то потрясающие, бешеные, нереальные идеи, если их никто не увидит. А это юмористический контент короткой формы, который легко должен преуспеть.

Никита Тарасов

«Спасибо, коучер!»

Федор Сергеевич Бондарчук, когда я ему сказал, что я хочу пойти учиться к нему в «Индустрию», засмеялся и сказал: «Перестаньте! Ну, Никита Борисович, перестаньте». Но я честно на общих основаниях проходил конкурс, отбор, поступил, заплатил деньги, учился, получил диплом. И короткометражная комедия под названием «Спасибо, коучер!» являлась не то что бы частью учебной работы, поскольку к «Индустрии» фильм не имеет отношения, но неким резюме той информации и знаний, которые я получил там. Я учился на курсе Вячеслава Александровича Муругова. Нашими педагогами были руководящий состав «СТС Медиа». Я сознательно шел к ним, потому что я хочу заниматься зрительским кино, а именно комедией. У нас достаточно много авторов и режиссеров, которые работают в жанре драмы — то ли ввиду климата, то ли ввиду общей атмосферы. В конкурсной программе короткого метра 99 процентов всегда это драмы. Чем страшнее драма, тем лучше. А меня интересует комедия.

Никита Тарасов и Рената Пиотровски

УТП

Мне, как дяденьке взрослому, надо понимать, чем я выгодно отличаюсь от других, в чем мое уникальное торговое предложение, УТП. И это комедия. Когда в конкурсной программе короткого метра зритель видит комедию, у него случается разрыв шаблона, и он не сразу понимает, что здесь можно выдохнуть и просто смеяться. Я вот первые три показа не понимал, почему люди не смеются — и мне было страшно. Что не так? Вот эта шутка не работает? И эта шутка не работает? Но ближе к концу люди начинали хохотать в полный голос, и я думал: фу, отлегло. А потом я понял, что просто люди разгоняются. К сожалению, случился антифестивальный год: сначала мы с прокатчиками обсуждали, в каком отеле Канн мы будем жить и в какую программу Каннского фестиваля мы можем попасть, а потом стало понятно, что фестиваль «Короче» в формате онлайн на «Кинопоиске» — это предел наших мечтаний. Но в итоге наш фильм был показан и в Индии, и в Румынии, и в Чехии, правда, к сожалению, без моего личного участия. И у нас четыре награды, в том числе и за режиссуру, и за лучшую женскую роль. Для первой такой пробной весточки, я считаю, это более чем прекрасно.

Рената Пиотровски и Никита Тарасов

Всему свое время

Планы большие: все написано, все придумано на ближайшие год-два. Просто надо запускать в производство. За время карантина было придумано два проекта — пилотные серии и заявки на комедийные сериалы. Есть дипломная работа, с которой мы выпускались в «Индустрии», это тоже комедийный сериал. Вопрос, наверное, в том, что надо снять еще один «коротыш» и прокатать его уже нормальной фестивальной жизнью, чтобы люди увидели, что я не только актер, но еще и автор, и режиссер. Я отношусь к этому спокойно. Я в прошлом году рефлексировал и кусал локти, а сейчас я спокоен: всему свое время. Кто видел «Спасибо, коучер!», тот понимает, о чем автор Никита Тарасов.

Никита Тарасов

Лестница эволюции

Ситуация такая: сижу я у себя на вилле, в комфортном кресле. Открываю сценарий. Если на первой и последней странице есть реплики моего героя, я соглашаюсь. Стоп, я хотел бы так сказать, но, к сожалению, так сказал не я, а прекрасный артист Майкл Кейн. Но я уверен, что и он тоже лукавит, потому что я видел несколько картин, где в финале фильма нет его реплик, а он давно уже за кадром — и он все равно соглашается. На одном из фестивалей в Швейцарии я встретил одного из своих кумиров: актер легендарного фильма мило с нами гулял по окрестностям, пока не раздался звонок, после которого он тут же превратился в маленького кролика и побежал разговаривать за кусты — было понятно, что в этот момент он получил какое-то очень важное предложение. Вывод простой: на любом уровне этой лестницы актерской эволюции существует голод, безработица, творческое недомогание, ломка по съемочному процессу. И я не исключение уж тем более. Поэтому, когда я получаю какие-то «входящие», я говорю: давайте почитаем, а дальше посмотрим.

Никита Тарасов

Оставаться равнодушным

Не буду скрывать: когда на съемочной площадке от своих коллег, блогеров-миллионщиков, я слышу суммы гонораров с шестью нолями за один пост, мне сложно оставаться равнодушным. Но мой «Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)» — это, безусловно, прежде всего возможность прямого общения со зрителем, с аудиторией, в обход телевизора. Во-вторых, это мощнейший рупор в борьбе со стереотипами, которые вокруг меня вьются. И это возможность решить какие-то производственные вопросы, сопряженные с ограниченным бюджетом: во многом благодаря «Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)» мы для съемок можем найти бесплатно квартиру, костюмы и т.д. «Фейсбук* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)» — это совершенно другая история, это деловая беседа с коллегами.

Никита Тарасов

TikTok

Когда мы учились в «Индустрии», нам преподавали медиа-бизнес и медиа-рынок, и мне в лицо сказали: «Если вас нет, Никита, в TikTok, вас нет в этой Вселенной». После чего я зарегистрировался и даже поймал вау-эффект от нескольких своих роликов. Но я не миллионник.

Никита Тарасов

Стали старше

Моя аудитория в соцсетях стала старше. Те люди, которые ко мне пришли после сериала «Кухня», уже поняли, что я: а) не гей, б) бесполезно спрашивать про продолжение сериала. С теми, кто читает меня сейчас, уже можно разговаривать, общаться и их куда-то вести. Но основная задача, конечно же, развлекать. Я — олицетворение развлекательного контента короткой формы на сегодняшний день.

Никита Тарасов

Система координат

«Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)» — это бикини и разбор полетов, настоящее это или ненастоящее. А даже по первому, не пристальному взгляду на мою прекрасную жену понятно, что она вся настоящая. Поэтому я с ней и создал семью, потому что она настоящая — и внешне, и внутренне. И в моей системе координат так и должно быть.

«Сердце и как им пользоваться»

Есть такие проекты, куда ты приходишь на первую смену и, как собака, нюхаешь всех, присматриваешься, аккуратничаешь. А есть проекты, в которые ты приезжаешь на первый день прямо в тапочках, как к себе домой. «Сердце и как им пользоваться» — фильм именно из этой истории. Практически каждый второй член съемочной группы — это мой «родственник» по кинопроизводству. С режиссером картины Дмитрием Губаревым мы прошли большой путь в сериале «Улетный экипаж». Артист Сергей Белов — один из моих ближайших друзей, человек, с которым в два часа ночи я могу поговорить о чем-то сокровенном. Не могу похвастаться, что у меня там большая какая-то роль и я внес серьезный вклад в эту картину, нет. Но я есть в трейлере, а если мне говорят, что я буду в трейлере, я соглашусь сразу. (Смеется.) И конкретно эти съемки я вспоминаю как Божий подарок после карантина.

Никита Тарасов и Рената Пиотровски

Есть очень ограниченное количество людей, коллег, с которыми ты готов работать вечно: если бы мы попали в киночистилище, где время бы остановилось, я хотел бы работать с людьми из «Сердце и как им пользоваться».


Не обошлось без приключений. Мы снимали лето, а была уже легкая осень, и на съемках финала пошел жуткий ливень, а на море начался шторм. А по сценарию у нас лето, приятный вечер под звездным небом. И человек 20 из съемочной группы натянули огромный тент над сценой и держали его! И раз картина выходит в прокат, значит, все получилось. И раз меня не звали на озвучку, значит, все записано. Спасибо Дмитрию Губареву за этот прекрасный опыт, было очень весело и душевно, вкусно и красиво. Все приходите! Если у вас есть сердце, то вам в кино, на фильм «Сердце и как им пользоваться» — в прокате с 17 июня 2021 года!

Никита Тарасов

Генеральный продюсер проекта: Аниса Ашику
Фото: Иван Пономаренко
Благодарим за гостеприимство «Дом Книги» на ВДНХ и лично Волосатову Татьяну Борисовну

09 июня 2021
Рената Пиотровски для раздела Культура