До 27 марта в Музее им Н. К. Рериха проходит выставка, посвященная Маньчжурской экспедиции художника 1934-1935 годов.
«Героика Китая»
Дважды номинированный
на Нобелевскую премию мира живописец в своих путешествиях создавал картины, стремившиеся как паззл собрать по кусочкам мировую Культуру.
Именно так, с большой буквы, Николай Рерих относился к культуре, ставя ее понимание и сохранение превыше всего. С юности серьезно занимаясь археологией, а затем, будучи захвачен древней русской культурой и иконописью, Рерих много путешествует по России и даже создает эскизы росписей для церквей. Параллельно художник становится частью авангарда современной российской культуры того времени и создает театральные декорации для знаменитых «Русских сезонов» Дягилева в Париже.
Помимо традиций Руси Рерих изучает философию Востока, в частности Индии и Японии. Мечта отправиться в Индию много лет спустя сбудется, и позже именно там художник будет похоронен. А пока, в 1916 году, по состоянию здоровья Николай Рерих переезжает в Финляндию, на побережье Ладожского озера, и почти сразу, после Октябрьской революции, оказывается отрезан от родины. Впереди — только путешествие длинною в жизнь.
«Китайские башни»
Художник отправляется в Швецию, затем в Лондон, где с большим успехом проходят его выставки, а в 1920 году директор Чикагского института искусств приглашает Рериха устроить масштабное трехлетнее турне по 30 городам США. Затем был Париж и долгожданная Индия, где, налаживая культурные связи, он преодолевает более 3000 километров. В своих философских изысканиях художник даже увлекался спиритизмом и в трансе рисовал наброски портретов, однако считая это не мистицизмом, а поиском истины — посредством таких вот тонких материй.
Талант художника вкупе с неординарным умом и огромными познаниями сделали Рериха культовой фигурой, буквально очаровывающей современников. Легко добиваясь поддержки сильных мира сего, художник основывает культурные институты в Нью-Йорке и Индии, многочисленные музеи своих работ и, следуя свой культурной миссии, выходит на высочайший уровень. В 1928 году Рерих становится идеологом и принимает участие в разработке Договора о защите культурных ценностей, ратифицированного 10-ю из 21 стран американского континента. «Пакт Рериха» в последствии ляжет в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», принятой уже после Второй мировой.
«Буря»
Путешествие на территорию Китая и Внутренней Монголии, результаты которого можно увидеть на выставке «Н.К. Рерих. Маньчжурская экспедиция (1934-1935 гг.)» в московском музее художника, началось в Японии. За время экспедиции были открыты новые виды растений — официальная цель поездки — и проведена масштабная научно-исследовательская деятельность, велись археологические раскопки и этнологические наблюдения. Рерих писал этюды, собирал материалы по лингвистике и фольклору и стал заметным культурным лидером среди местных русских эмигрантов… что и погубило экспедицию. Спонсировавшие исследования власти США досрочно отозвали художника, а после и отказали в поддержке всем его учреждениям на территории страны.
Последнее большое путешествие Николая Рериха подарило мировой культуре, той самой, что так чтил художник, десятки картин. Захватывающие дух пейзажи и необычайные цветовые решения вместе с тем отличаются невероятной исторической достоверностью. Каждую деталь Рерих-художник «согласовывал» с Рерихом-ученым.
«Монголия»
Детали от Posta-Magazine:
Музее им Н. К. Рериха, Знаменский пер., 3/5
www.icr.su