Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби.
Запуск новой Porsche 911 — одно из немногих событий, ради которых я готов вытерпеть 14 часов в самолете. Компания Porsche решила презентовать последнюю версию своего самого знаменитого автомобиля в Лос-Анджелесе — и кому придет в голову упрекнуть их в выборе солнечного города, где в конце ноября температура уверенно держалась на отметке в 24 градуса?
В автомобильном мире более крупного события, чем премьера новой 911, пожалуй, не бывает. Уже больше семи лет назад увидело свет 991 поколение Porsche 911, но теперь мы можем наконец обсудить его последователя — модель 992. По обыкновению, первой 911 нового поколения выпускают Carrera, но на этот раз вместо базовой и S-модели нам достались Carrera S и 4S. Прошлое 991 поколение стало лишь третьей принципиально новой платформой в истории 911, так что 992 во многом представляет собой эволюцию 991. В итоге новая машина внешне радикально не отличается от старой модели, хотя в некоторых аспектах различия довольно все же впечатляющие.
Внешний вид будущей 992 был нам более-менее знаком заранее благодаря тому, что компания Porsche выводила много прототипов на дороги по всему миру для всестороннего тестирования. С приближением даты запуска эти машины были все менее закамуфлированы. Согласитесь, неплохой способ наращивать интригу и поддерживать интерес людей? Так или иначе, теперь 992 представлена официально, и вряд ли для кого-то станет неожиданностью, что она быстрее, эффективнее и дороже старой. В противном случае она просто не была бы новой 911. Новый автомобиль смотрится мускулистее снаружи, но самые серьезные изменения ждут вас внутри: модифицированные двигатели и абсолютно новый интерьер. Повторю: абсолютно новый интерьер.
Интерьер — это, пожалуй, та часть машины, по поводу которой мнения больше всего разделятся. Новый дизайн — эффектный и смелый визуально, но значительно отличается от прошлых форм, а пуристы Porsche в целом очень не любят больших перемен. Исчезло большинство аналоговых приборов, дисплеи высокого разрешения пришли на смену всему, кроме самого главного — счетчика оборотов. Он по-прежнему занимает доминирующее положение в центре и выделяется старомодной стрелкой, которая указывает число оборотов двигателя. Почему-то аналоговый тахометр, взлетающий к красной линии, до сих пор вызывает больше эмоций, чем то же самое зрелище на ЖК-дисплее. Возможно, вы и меня назовете пуристом, но эту деталь в новом автомобиле компания Porsche сделала идеально. Они даже придали тахометру несколько ретромодерновый вид, и пока что это уникальная черта именно 911.
Единственный момент, где у меня у самого есть сомнения, — это переключатель передач. Теперь это маленький коренастый прибор, позволяющий выбирать лишь между задней скоростью, нейтральной передачей и режимом drive. Паркинг или ручной режим включаются нажатием кнопок рядом с селектором. Полагаю, что в 99.9% случаев новое решение работает без проблем. Однако бывают чрезвычайные ситуации, где одних лишь лепестковых переключателей на руле маловато и обходиться ими будет досадно. Когда я ездил дрифтовать по замерзшему озеру в Швеции в этом году, рычаг коробки PDK был все время в работе: для ручного переключения скоростей лепестки не очень удобны, когда крутишь руль и не успеваешь следить, где какой лепесток, да и тянуться к ним придется, неестественно выгибая руку. Знаю, это не самая частая ситуация в реальной жизни, но лучше бы они все-таки не меняли эту небольшую деталь.
Однако есть и чему порадоваться — много, много перемен к лучшему. Расстояние между колесами — как спереди, так и сзади — теперь значительно шире, чем раньше, а широкие, красиво вылепленные колесные арки придают автомобилю мускулистый вид. Видимо, поскольку 992 и без того уже сильно шире, в Porsche решили отказаться от традиции делать модель 4S с более широким задом по сравнению со стандартной S. Теперь обе версии 911, с приводом на 2 и на 4 колеса, имеют корпус одинаковой ширины, и я это приветствую, поскольку лично я бы предпочел Carrera с двумя ведущими колесами, хотя внешне мне всегда нравилась более широкая задняя часть 4S. Новые дверные ручки расположены вровень с корпусом — кажется, довольно заурядная деталь, но выглядит действительно здорово, да и силуэт становится четче. Намного лучше выглядят и выхлопные трубы — теперь и у стандартного, и спортивного выхлопа наконечники выходят в одном и том же месте. Отличить их друг от друга по-прежнему возможно: на спортивном выхлопе стоят две большие трубы, а на стандартном — четыре, но поменьше. Наконец, колеса теперь имеют разный размер: сзади более крупные, диаметром 21 дюйм, а передние остались 20-дюймовые, как раньше.
Новые модели Carrera S и 4S выходят с мощностью в 450 лошадиных сил от уже знакомого 3-литрового оппозитного шестицилиндрового турбодвигателя. Если вы подумаете, что Porsche просто взяли мотор из последней 991 GTS и поставили его на 992 S, то не все так просто. Во-первых, новая система впрыска топлива. Во-вторых, существенные изменения претерпели расположение турбонагнетателей и система охлаждения подаваемого воздуха. Два турбокомпрессора, по одному с каждой стороны двигателя, теперь вращаются в противоположных направлениях, а интеркулер сместили под самую решетку радиатора поверх двигателя. Что касается коробки передач, то здесь стоит новая 8-скоростная PDK, но в будущем станет доступна и знакомая 7-скоростная механическая трансмиссия. Хотя вряд ли это имеет особое значение для российского рынка, где больше шансов попасть под удар молнии, чем встретить современный спортивный Porsche с ручной коробкой передач. И это понятно, учитывая блистательное совершенство PDK.
Чтобы узнать, как ведет себя 992 на дорогах, придется запастись терпением, но заявленные Porsche характеристики и без того поражают воображение, так что на первое время хватит и их. Спринтерский рывок с 0 до 100 км/ч на новой заднеприводной Carrera S с PDK и опцией Sport Chrono занимает «несчастные» 3.5 секунды, а полноприводная Carrera 4S справляется с этим еще на одну десятую быстрее — всего лишь 3.4. Итого 992 поколение на целых 4 десятых секунды быстрее разгоняется до сотни, нежели 991, и даже старую GTS обходит на две десятые. Звучит, возможно, не очень внушительно, но в контексте общего времени меньше четырех секунд любое улучшение на несколько десятых — солидный отрезок выигранного времени. Говорят, новая машина и на Нюрбургринге уделывает старую на пять секунд — тоже немаловажная разница, учитывая, как шустро прошлая модель проскакивала «Зеленый ад».
Сразу после мировой премьеры 992 в лос-анджелесском Porsche Experience Center мне удалось взять небольшое интервью у Томаса Крикельберга, директора линейки 911. Многое из того, что я узнал от него о новой 992, уже изложено в тексте, но я бы хотел поделиться еще несколькими интересными моментами.
Ян Кооманс: В новой 911 есть уникальный «мокрый» режим вождения. Как это работает? Правильно ли я понимаю, что он предназначен для улучшения безопасности на мокрой дороге, а не для повышения скорости на влажном гоночном треке?
Томас Крикельберг: Совершенно верно. Система работает с помощью ультразвуковых акустических датчиков внутри колесной ниши. Используя их сигнал, машина может определить количество воды на дороге. При обнаружении определенного уровня влажности машина даст водителю предупреждение и предложит переключиться в мокрый режим вождения. Это приведет к перенастройке систем контроля тяги и курсовой устойчивости, а также станет плавнее реакция на педаль газа и переключение скоростей во избежание опрокидывания автомобиля.
—
Коробка передач PDK в новой 911 имеет уже 8 ступеней, а не 7, означает ли это, что в новой — более короткие передаточные числа или добавлена новая высшая передача?
—
Ступень 7 и 8 — это повышающие передачи для снижения расхода топлива, максимальная скорость по-прежнему достигается на 6-й передаче, но в новой машине также изменены передаточные числа для низших ступеней.
—
Судя по интернет-форумам на тему Porsche, больше всего сомнений в 992 поколении у людей вызывает новый селектор коробки передач. В чем причина столь радикального изменения?
—
У нас было много дискуссий на эту тему. В конечном счете, это сокращение функциональности с целью освободить место, поскольку крупный рычаг КПП мог помешать при использовании нового большого сенсорного дисплея. Кроме того, это отсылка к Porsche 918, где был селектор похожего типа.
—
Вы сказали, что очень нелегкой задачей было добавить в систему выхлопа новые сажевые фильтры. Их будут ставить на все автомобили или только на тех рынках, где этого требует законодательство?
—
Мы будем ставить их только на автомобили, предназначенные для продажи в ЕС и в Китае, в остальном мире будут поставляться машины без этих фильтров. Но в производительности разницы никакой нет.
Если вам интересны подробности появления новой 911 в России, я также пообщался с доктором Томасом Штерцелем, управляющим директором «Порше Руссланд», и вот что он сообщил:
Доктор Томас Штерцель: Онлайн-конфигуратор автомобилей уже открыт, там можно увидеть все возможные опции, а цены будут начинаться от 7,8 миллионов рублей. Первые новые 911 будут доставлены нам в конце марта, так что самых первых поставок заказчикам мы ожидаем в начале апреля. А в мае у нас пройдет традиционный фестиваль Porsche, где новые автомобили будут доступны в большом количестве для тестов!
Ян Кооманс: Большое спасибо, доктор Штерцель.
Как я уже говорил, никто и не сомневался, что новая 911 превзойдет предыдущую модель по всем вероятным параметрам. 911 была и будет квинтэссенцией Porsche, это легенда, которая постоянно развивается и становится все способнее, эффективнее и уживчивее, не теряя из виду основных принципов своей философии. Конечно, некоторые энтузиасты 911 будут и дальше сетовать, что 911 все больше превращается из необузданного спорткара в автомобиль класса «гран-туризмо». 992 в значительной степени продолжает преобладающую тенденцию, добавляя технологии, комфорт и безопасность за счет увеличения веса и размера. Означает ли это, что мы перестанем хихикать как школьницы, впервые раскрутив турбины и направив машину в поворот с некоторой настойчивостью? Очень сомневаюсь. Истина заключается в том, что нет другой машины, которая едет как 911, и всякий раз при передаче короны новому поколению непроизвольно хочется отпраздновать великолепие прогресса. Так что именно этим я сейчас и займусь, пока не прошел мой джетлаг. Будьте здоровы.