Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства проходит выставка «New Olds. Классика и инновации в дизайне», представляющая концептуальные работы молодых дизайнеров из России, Германии и других стран.
Фото © ifa, Made in August
Дизайнеры с большой изобретательностью и юмором переосмысливают традиции прошлого от архаики до наших дней, наглядно демонстрируя условность таких понятий, как «старое» и «новое».
Выставка организована в сотрудничестве с немецким Институтом связей с зарубежными странами ifa (Штутгарт) и Гёте-институтом, и большинство экспонатов составляют предметы немецкого промышленного дизайна. За российскую часть проекта отвечал Московский музей дизайна, который дополнил выставку проектами российских дизайнеров: Дениса Милованова, Анастасии Кощеевой, Александра Каныгина, которые используют в своих работах национальные мотивы, а также Анны Кулачек и Екатерины Копытиной, предлагающих свежий взгляд на русские промыслы.
В дизайне находят отражение не только эстетические, но и ценностные представления той или иной эпохи, что особенно бросается в глаза на выставке. Экологичность как образ жизни, умеренность в противовес бездумному потреблению и антибуржуазность — всё это прослеживается в концепциях предметов и выборе материалов. Дизайн как таковой лишен социальной критики, но при этом обладает потенциалом влиять на мышление, создавая не только вещи, но и модели их использования, а значит, и определенного поведения.
Катрин Зонляйтнер. Персидский ковер-пазл. |
Например, новое звучание приобретает такой символ благополучия и домашнего уюта, как восточный ковер. Катрин Зонляйтнер предлагает украсить дом каучуковым персидским ковром-пазлом, орнамент которого можно сложить разными способами, но так или иначе следуя некоей заданной дизайнером матрице. В этой игре два уровня. На первый взгляд все просто: перед нами декоративный предмет, придающий определенное настроение интерьеру. Но тут же возникает невольный вопрос: а знаем ли мы что-нибудь о символике цветов и узоров традиционного персидского ковра да и в целом восточной культуре, которая для нас скорее непонятная экзотика? Казалось бы, при чем здесь шовинизм и антимигрантские настроения? |
Но обратимся к западной истории искусств и европейскому наследию. Барокко — эпоха излишеств и нескрываемой роскоши, порой в ущерб утилитарности и удобству. Сильвия Кнюппель создает «гардероб», внешне напоминающий классическую барочную модель, только его функциональность — совершенно иного рода. Вы не сможете открыть дверцы и положить что-то внутрь, потому что он не полый, а сделан из цельного куска пенопласта. Зато на поверхности шкафа — многочисленные прорези, в которые можно поместить всё, что угодно от светильника и фена до зонтика и стула. Такой предмет мебели — воплощение организованного «художественного беспорядка», столь ценимого творческими натурами. Подойдет он и не обремененным домашним скарбом молодым людям с «охотой к перемене мест». |
Сильвия Кнюппел. Симулянт. Серия: Домашний порядок. Платяной шкаф. 2007 |
Студия Big-Game. Лось. 2004 |
Образованные, социально активные современные горожане, конечно, сочтут варварским атавизмом присутствие в интерьере охотничьих трофеев в виде чучел убитых животных или оленьих рогов. Дизайнеры европейской студии Big-Game предлагают остроумную декоративную замену — фанерную лосиную голову, которая будет абсолютно по-разному смотреться в интерьерах той или иной стилистики и назначения, скажем, детская комната в скандинавском доме или прихожая в альпийском шале. Традиция здесь тесно переплетается с новаторством, которые не отрицают, а органично дополняют друг друга. |
У российского дизайнера Виталия Жуйкова иной подход к традиции — для создания мебели и предметов интерьера он использует старые наличники с окон, амбарные доски и деревянные сундуки, найденные в заброшенных домах удмуртских деревень. При этом он старается узнать историю каждого предмета, который, трансформируясь, продолжает «биографию» в новом качестве в новом времени. |
Студия Made in August. Наличник-стеллаж Portal Brut. 2015 |
Особенность выставки New Olds в том, что подавляющее большинство демонстрируемых здесь предметов — концепты, которые не были запущены в массовое производство. Она представляет именно тренды и идеологическую подоплеку современного дизайна, наглядно показывая, что вещи, которыми мы себя окружаем, — это мы сами.
Детали:
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Делегатская, 3.
До 28 августа.