С 8 ноября по 20 декабря пройдет международный фестиваль нового европейского театра NET, который в девятнадцатый раз соберет в Москве самые актуальные постановки и крупнейшие имена.
Помимо спектаклей, зрителей ждет серия мультижанровых перформансов и кинопрограмма, посвященная берлинскому Фольксбюне, одному из самых ярких явлений не только немецкого, но и мирового театра.
«Проект необычных погодных явлений»
Спектакль из ветра и дождя? Думаете, странность? Не более чем времена года, наступающие в обратном порядке, или четырехкратный закат, которые описывает в своей книге «Руководство по необычным природным явлениям» американский физик Уильям Р. Корлисс. Она и легла в основу постановки швейцарского художника и режиссера Тома Луца, в которой четыре музыканта, именуемые «погодными мужчинами и женщинами», разыгрывают погодную же симфонию для тромбона, трубы, скрипки, кассеты и световой машины. Люди на сцене существуют вместе с воздушными шарами, кассетными магнитофонами и кофрами для театрального реквизита, которые оказываются не только декорациями, но и участниками спектакля. Луц работает на пересечении музыкального и драматического театра, его занимает все, что алогично, противоречиво и (почти) не поддается объяснению, оттого его спектакли напоминают материализованные сны.
Детали
8 и 9 ноября в 20:00
Театр Наций
|
Martin Luther Propagandapiece
В постановке еще одного швейцарца, Бориса Никитина, богословские тезисы соединяются с атеистической проповедью. Его спектакль, который на русском языке называется «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», задается вопросами веры в широком смысле — не только и не столько в конкретного бога, сколько в некую абстрактную, часто недоказуемую, идею. В какой момент она становится настолько сильной, что ради нее у человека возникает желание кардинально изменить окружающий мир? А этот вопрос порождает следующий — о природе и законах развития революции, зачастую возникающей из фанатичного убеждения в собственной правоте и безусловном отрицании старого. Замысловатым образом эта тема рифмуется с «вечным вопросом» театра — убедительности актера, его способности создать на сцене иллюзию, которая в то же время была бы правдой. Во всех своих работах на стыке перформанса и документального театра Борис Никитин исследует, каким образом общество конструирует реальность и формирует идентичность людей. При этом его спектакли не чужды ни высокой поэтичности, ни развлечения.
Детали
21 и 22 ноября в 20:00
ЦТИ «Фабрика» / Арт-клуб «Шаги»
|
The Great Tamer («Великий укротитель»)
Рассказывать о «Великом укротителе» греческого режиссера Димитриса Папаиоанну — дело неблагодарное, так же как описывать картины Эль Греко или Рембрандта: их сила — в визуальном воздействии. В этом полуторачасовом спектакле совершенно нет слов, в них просто нет необходимости. Сменяющие друг друга живые картины — чувственные, сюрреалистические, фантастические, наполненные отсылками к истории искусств от Возрождения до Магритта — зачаровывают настолько, что не отпускают еще долгое время после спектакля. Тела десяти перформеров предстают то полностью обнаженными, то задрапированными, то облаченными в скафандры, врастают в землю, уплощаются, множатся, как зеркальные отражения, и превращаются в сиамских близнецов. О чем же все это? О человеческой жизни от рождения до смерти, о поиске смысла, о сакральном и профанном, о мироздании и вечности.
Детали
14 декабря
Театр Наций
|
«Наизусть»
Спектакль «Наизусть» португальского драматурга и актера Тьяго Родригеса рождается на глазах у зрителей. За час с небольшим он разучивает с десятью людьми одно стихотворение, о котором тем ничего не известно заранее. Разучиваемый текст перемежается фрагментами из Шекспира, Рэя Брэдбери, Джорджа Стайнера, Иосифа Бродского, а также личными историями из жизни Тьяго, которые, в свою очередь, перекликаются с историями известных писателей и персонажей их книг. В этом словоплетении рождаются смыслы и обнаруживают себя какие-то общечеловеческие закономерности. Тьяго Родригес побывал со своим спектаклем во Франции, Испании, США, Канаде, разучив с участниками десятки строф на разных языках. Зачем, собственно, учить наизусть? А затем, что человек — это его память, и слова, записанные в лабиринтах головного мозга, невозможно запретить и уничтожить. А еще потому, что поэзия помогает понять мир.
Детали
14 декабря в 20:00
Театр Наций
|
Oil
Действие пьесы британского драматурга Эллы Хиксон Oil («Нефть») охватывает полтора века, в течение которых главная героиня Мэй проживает несколько реинкарнаций. Сначала она жена английского фермера в конце XIX века, источником света в жизни которой становится новое изобретение, керосиновая лампа. Затем мы встречаем ее служанкой в Тегеране в 1908 году, в то время, когда в Персии была обнаружена нефть, а потом — главой международной нефтяной компании в 1970-е. Спектакль переплетает историю «черного золота» не только с историей героини и ее семьи, но и с историей мирового театра. Стилистика каждого акта отсылает к разным авторам — О’Нилу, Брехту, Беккету. Постановка развернется в Театре Труда, занимающемся экспериментами в области современной производственной драмы — жанра, осмысляющего реальность через призму профессии, в которой преломляются личностные и социальные конфликты.
Детали
Декабрь
Театр Труда
|
Серия мультижанровых перформансов
Между танцем и архитектурой много общего: оба искусства работают с пространством и движением. Если танец состоит из движения, то архитектура задает ему физические границы и направление. Первым из серии мультижанровых перформансов в Новом пространстве Театра Наций станет «Per Forma: Градостроительство» — совместный проект хореографов и студентов-архитекторов, в основу которого легли трактаты Адольфа Лооса и Ле Корбюзье. За ним последует сценическая кантата SOS — о жизни после катастроф, в которой ветхозаветная «Песнь песней» соединится с новостными сводками и сигналами бедствия. Также в программе музыкальный перформанс Down to Zero, исследующий звуковую среду и влияние ее на человека, и тактильный перформанс «Со-прикосновение», который через телесные и слуховые ощущения позволяет зрителю-участнику услышать что-то важное в разговоре с собственным я.
Детали
Ноябрь — декабрь
Новое пространство Театра Наций
|
Кинопроект «Последний год Фольксбюне / Уходящая эпоха Франка Касторфа»
Берлинский Фольксбюне имеет репутацию не просто одного из лучших современных мировых театров, но настоящего феномена, который обязан своим возникновением интенданту театра Франку Касторфу, руководившему им на протяжении 25 лет. Смелые поиски новых форм, остросоциальные спектакли, лучшие актеры и интеллектуальная аудитория — все это Фольксбюне Касторфа. В этом году по решению властей театр возглавил бывший директор Тейт Модерн бельгиец Крис Деркон. Кинопроект фестиваля NET, оммаж уходящей эпохе, дает возможность увидеть спектакли трех выдающихся немецких режиссеров, которые работали на сцене театра: Герберта Фритча («Пфуш»), Кристофа Марталера («Знакомые чувства, смешанные лица») и самого Франка Касторфа («Фауст»). Все показы будут сопровождаться выступлением театральных критиков и арт-директоров фестиваля Марины Давыдовой и Романа Должанского.
Детали
16–19 ноября
Сеть кинотеатров «Каро»
Полная программа событий фестиваля NET на сайте www.netfest.ru