Культура

КиноБизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: интервью с агентом, кастинг-директором и продюсером Натальей Гнеушевой

КиноБизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: интервью с агентом, кастинг-директором и продюсером Натальей Гнеушевой

Ведущая рубрики «КиноБизнес изнутри» Рената Пиотровски поговорила с Натальей Гнеушевой о будущем российской киноиндустрии, работе ее актерского агентства и коротком метре.

План Б

Актерский агент — это человек, который помогает актеру реализоваться в своей профессии — а это и кино, и телевидение, и реклама, и театр. Он же ведет юридическое сопровождение и работает как менеджер. Так это устроено у нас в России. Юридический момент — очень важный. Например, в контракте не всегда самое важное и основное — актерский райдер, это еще и много других моментов, связанных с интеграцией, которые агент должен согласовать с продакшеном перед подписанием. В общем, российский агент — это и юрист, и менеджер, и директор. Это сложно. Но индустрия развивается, и сейчас появляются агентства, где все эти функции выполняют уже несколько человек. Впрочем, все это развивалось в рамках идеального «плана А», который, к сожалению, приказал долго жить, и вся индустрия сейчас в процессе того, чтобы найти какие-то новые возможности, перестроиться, переформатироваться и четче обозначить «план Б», чтобы быть успешными и развиваться дальше в предлагаемых обстоятельствах.

Наталья Гнеушева и Рената Пиотровски

Искать работу

Даже для признанной звезды нужно искать работу. Потому что, как правило, само приходит только то, что лежит на поверхности. А агент должен быть еще немножко продюсером, должен искать какие-то интересные запуски, иметь возможность договориться с кастинг-директором, с режиссером или с продюсером, чтобы посмотрели его актеров. Даже если медийный актер уже сходил на пробы, помощь агента все еще нужна — общение с продюсерами, обратная связь, «психологическая работа» — если есть еще сомнения, утверждать ли актера, можно, например, попросить повторные пробы или пробы в другом ансамбле. Нюансов много.

Рената Пиотровски и Наталья Гнеушева

Что ты готов сделать?

Если актер выходит на международный рынок, я сама помогу ему найти и зарубежного агента — это командная работа. Например, Данияр Алшинов исполнил главную роль в мини-сериале «Инфинити» (вместе с французской актрисой Селин Саллетт), но пока он не принял решение о том, что пора искать агента в Европе или США. Александр Кузнецов получил свой первый зарубежный проект, еще не имея зарубежного агента. Потом он нашел себе агента, потому что Александр максимально ориентирован на западные проекты. Но не все наши артисты хотят этого — и кому-то достаточно агента в России.

Рената Пиотровски
Наталья Гнеушева

Я не политик

Кирилла Серебренникова взяли в Канны, это факт. И хочется верить, что искусство вне политики и спорт вне политики. Я не экстрасенс, не предсказатель, я не знаю, что будет дальше, и это очень сложно спрогнозировать в нынешней ситуации — даже как человеку из индустрии. Многие актеры уехали и будут пытаться как-то состояться где-то в других странах. А у нас закрылась масса проектов. Сократилось финансирование. Да, Минкульт готов поддержать какие-то определенные темы, он дает определенную тематику на фильмы, но какие-то коммерческие истории, сериалы, платформы, которые манили наших артистов возможностью сыграть что-то без цензуры, — с этим сложно. Да, без цензуры бывают перекосы и люди снимают в кадре трусы там, где в этом нет необходимости, но цензура — это все равно не выход.

Нужны комедии

До недавнего времени писалось много сценариев про эмансипацию женщин, про отношения женщин с женщинами, например, и эти проекты снимались. И наш «Кинотавр», начал оживать: появилось авторское кино, Минкульт давал деньги, режиссеры «вылуплялись», был настоящий всплеск артхауса. Но сейчас наметился другой тренд: нужны комедии. Вокруг грустно, преобладает настроение-вопрос «А что же завтра?» — и зрителя надо поддержать. В Голливуде в период Великой депрессии был всплеск кино — красивого, позитивного — и у нас сейчас очень высок запрос на комедии, на доброе семейное кино, на детское кино. Ушел Disney — значит у нас появятся свои мультфильмы, и эту историю будут развивать. В этом вопросе у каналов есть поддержка.

Наталья Гнеушева

Выйти из зоны комфорта

Выйти из зоны комфорта всегда полезно. А иногда мне кажется, что мы стремимся жить вне этой зоны. (Смеется.) Ты бежишь, ты пытаешься, придумываешь, у тебя куча каких-то планов, которые ты хочешь реализовать, ты выстраиваешь эту пирамидку, забираешься наверх — и понимаешь, что верх пирамидки — это не то, тебе нужно дальше. И ты все думаешь, что, когда заберешься достаточно высоко и убедишься, что все работает, можно будет наконец просто записаться в тренажерный зал и ходить туда три раза в неделю. Но умеем ли мы остановиться?

Они хотят большего

Полтора года назад, когда я занималась только актерами, я вдруг поняла, что мне интересно смотреть материал и, условно, на своих артистов его выстраивать, — а это уже продюсирование. Нет, я никогда не хотела быть большим продюсером, исполнительным продюсером, у меня не было таких амбиций, но я поняла, что мои актеры растут, они хотят большего, они хотят определенных ролей, они хотят не то, что им предлагают — и это вечная нехватка хорошего материала. А я как агент получаю очень много сценариев, я их читаю — и это тоска, хороших сценариев крайне мало, и это целая удача, если твой артист попадет в хороший сценарий, будет хорошая премьера, она прозвучит и даст возможность актеру сделать какой-то шаг дальше, а не топтаться на месте. Результат этих размышлений — два моих коротких метра как продюсера.

Рената Пиотровски и Наталья Гнеушева

Короче!

Короткий метр — это всегда про будущее. Известные актеры помогают обратить внимание на молодых режиссеров, которыми заинтересуются продюсеры, увидевшие короткометражку на «Кинотавре», эти же «коротыши» дают шанс и молодым актерам — ведь продюсеры тоже постоянно ищут «свежую кровь». Плюс короткометражные проекты позволяют поднимать нестандартные темы и предлагать актерам нетипичные роли, дают попробовать себя немножко в другом. Кстати, наш актер, снявший короткий метр, взял приз на фестивале «Короче», а продюсеры собрали несколько коротких метров в альманах и будут их прокатывать в кинотеатре.

Наталья Гнеушева

В Канны

В Канны мы тоже возили короткий метр «Возвращение Зои»: мы снимали в Казахстане с казахстанским режиссером, которого знает весь европейский мир, Адильханом Ержановым, так что представляли этим проектом Казахстан. Он просто чертов гений, гениальный в своем этом авторском кино человек. Адильхан — мой клиент, я поклонница его творчества, и я сразу понимала, что если возьму своих артистов (Яглыч, Степанковская, Алшинов, Валтер) и соединю их в историю, а Адильхан это снимет, будет круто. А сейчас я планирую снимать пилот для платформы и думаю реализовать полный метр в Казахстане. Финансирование есть, люди есть.

Рената Пиотровски и Наталья Гнеушева

Нет слова нет

Это нормальная история, когда актер сам на себя ищет материал, ищет сценарий, творческие кадры — как Де Ниро, Ди Каприо, Сандра Буллок. И в России тоже многие актеры пытаются реализовать себя в продюсировании. Своим актерам я все время говорю: давай искать, давай продюсировать. Это действительно сложно — но это независимость. Ты не сидишь и не ждешь, когда тебя позовут, ты сам себя продюсируешь, ты сам потом на этом зарабатываешь, не просто получаешь и тратишь гонорар, но вкладываешь в себя и в свое будущее. Это тяжело, это некомфортно — и я это знаю, так как два раза выходила на площадку как продюсер в короткометражках, это жуткий стресс. Я как агент с закалкой, живущий по принципу «нет безвыходных ситуаций и нет слова „нет“», иногда еле выдерживала. Как найти на завтрашнюю смену в два часа ночи на выходной день второго режиссера, который тебе спасет смену? Можно все бросить — а можно в четыре руки обзвонить всех вторых режиссеров и в три часа ночи найти того, кто придет и будет держать всю площадку и спасет проект. Но сидеть в вагоне и думать, что «завтра отмена смены, но я все равно получу свой гонорар», безусловно проще.

Рената Пиотровски и Наталья Гнеушева

Давайте со мной что-то сделаем

Агент и актер — это партнерство. Ты будешь тянуть самого талантливого актера за волосы, вывернешься наизнанку и выпрыгнешь из трусов, но ничего не получится без желания актера реализоваться. Тут нельзя в процентном соотношении посчитать, это совместная работа. Если ко мне приходит актер — я всегда готова помочь. Но приходит не со словами «я пришел, давайте со мной что-то сделаем», а приносит пятьсот идей, что и куда он хочет, и пятьсот предложений о том, как сделать так, чтобы у него случились эти проекты, контакты с режиссерами, с продюсерами, с актерами, чтобы оказаться там, где нужно, забрать, получить, вырвать, убить своих конкурентов. Кого ведет наше агентство? Викторию Толстоганову, Сашу Кузнецова, Алену Михайлову, Лену Тронину, Сабину Ахмедову, Максима Лагашкина, Яглыча и многих других.

Наталья Гнеушева

Генеральный продюсер проекта: Аниса Ашику
Фото: Вова Поло