Культура

Кино недели: «Мысленный волк» Валерии Гай Германики

В прокате — третья полнометражная картина скандальной постановщицы Валерии Гай Германики.

Фильм способен удивить даже преданных поклонников режиссера — он не похож ни на одну из ее предыдущих работ.

Валерия Гай Германика, снявшая крайне натуралистичные, в стилистике, близкой к датской «Догме», сериалы «Школа» и «Краткий курс счастливой жизни» и фильм «Все умрут, а я останусь», определенно умеет бесить общественность — и не только своими провокационными киноработами. Вот и на премьере ее новой картины «Мысленный волк» Валерии удалось настроить против себя некоторых зрителей еще до начала ленты: в фойе кинотеатра «Октябрь» любой мог сфотографироваться с двумя самыми настоящими волками. К счастью, во время сессии Q&A с Германикой после показа выяснилось, что это все же были собаки породы волкособ (и все равно явно уставших животных было жалко). Истинная природа самого фильма тоже прояснилась для многих лишь после комментария постановщицы, которая, в отличие от большинства своих коллег, не стала увиливать от ответа на вопрос «Так о чем же ваше кино?», простодушно заданного кем-то из зрителей. На обсуждение, кстати, остались почти все, и негативных отзывов о ленте не было.

Кино недели: «Мысленный волк» Валерии Гай Германики

Кино недели: «Мысленный волк» Валерии Гай Германики

Кино недели: «Мысленный волк» Валерии Гай Германики

О чем это кино, премьера которого состоялась еще в конкурсе «Кинотавра», действительно вот так сразу и не поймешь. Молодая мама (Лиза Климова) с маленьким сыном (Ася Озтюрк) приходит на сельскую дискотеку, где развлекается ее сексуально раскрепощенная мать (Юлия Высоцкая). Потом будет долгая дорога к хутору через ночной холодный лес, где легко потеряться или даже погибнуть — героиня Высоцкой пугает рассказами об огромном страшном волке, рыскающем в этих краях в поиске жертв. Общение с циничной матерью, впрочем, столь невыносимо, что, кажется, лучше встретиться с волком-людоедом, чем делить дорогу с ней. Дочери, живущей в Петербурге, очень нужны деньги, и она надеется уговорить мать продать дом. Зачем ей вообще эта деревенская жизнь, если в городе у нее была успешная танцевальная карьера? Но, кажется, эти переговоры бесперспективны.

Кино недели: «Мысленный волк» Валерии Гай Германики

Кино недели: «Мысленный волк» Валерии Гай Германики

Кино недели: «Мысленный волк» Валерии Гай Германики

Сценарий «Мысленного волка», основанный на идее Валерии Гай Германики, принадлежит перу культового Юрия Арабова, долгое время работавшего с Александром Сокуровым. Также среди его недавних работ, например, «Орлеан» Андрея Прошкина и «Монах и бес» Николая Досталя. Как и эти две картины, «Мысленный волк» — эксцентричная религиозная притча с хлесткими, насыщенными смыслами и игрой слов диалогами, которые способны в равной степени развлекать и раздражать. Можно назвать «Мысленного волка» и комедийным хоррором, в котором саспенс сочетается с мрачным юмором. В общем, если не знать, что это фильм Валерии Гай Германики, то и не догадаешься: ничего похожего она прежде не делала. И, несмотря на некоторые забавные эпизоды, пожалуй, ничего столь депрессивного не снимала (а речь ведь об авторе «Школы»!)

Кино недели: «Мысленный волк» Валерии Гай Германики

Кино недели: «Мысленный волк» Валерии Гай Германики

Между главными героинями пролегла такая глубокая пропасть, что, вероятно, ничто уже не может их сблизить. О пропасти, точнее, о внутренней пустоте, растущей внутри человека, говорила и сама Германика, отвечая на вопрос из зала. «Этот фильм о том, что в каждом из нас живет черная яма апокалипсиса, предчувствия конца света. И эта яма угнетает. Вы иногда грустите, потому что она ничем не заполнена, и пустота в ней кормит мысленного волка, который совсем маленький сначала, а потом растет вместе с вами». Заполнить эту пустоту, очевидно, с точки зрения постановщицы, пришедшей какое-то время назад к православию, может религия. Понять это можно в том числе и из пролога ленты, сюжетно никак не связанного с основным действием. Но к своим героиням Германика немилосердна: им такой выход недоступен.

Кино недели: «Мысленный волк» Валерии Гай Германики

Кино недели: «Мысленный волк» Валерии Гай Германики

В фильме, впрочем, есть некоторое противоречие: ведь именно перед лицом страха смерти две женщины наконец восстанавливают связь друг с другом, испытывают истинную любовь. Когда страх-волк пропадает, исчезает и тепло между ними. Почему же тогда ужас столь губителен — он ведь в данном случае способствует восстановлению христианского чувства любви? В общем, вопросы к ленте остаются и после того, как о ее смыслах поведала его создательница.

Кино недели: «Мысленный волк» Валерии Гай Германики

Кино недели: «Мысленный волк» Валерии Гай Германики

Понравится вам картина или нет, но финальный тревожный образ наверняка надолго застрянет в памяти. Равнодушная девушка, ребенок и пылающий за окнами электрички лес. Апокалипсис сегодня. Внезапно вспоминаю, что в ночь накануне показа мне самой приснился конец света. За окном мгновенно вспыхивают огнем бело-красные домики черногорского острова-курорта Свети-Стефан. Меня охватывает ужас, который становится еще сильней, когда, по странной логике сна, в следующую секунду стихия набрасывается уже на мой московский двор, пытаясь ворваться в квартиру. Скепсис по отношению к фильму пропадает: похоже, мысленный волк и правда где-то рядом.

17 октября 2019
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура