На территории культурно-делового комплекса «Большевик» официально открыли частный Музей русского импрессионизма, основанный меценатом и предпринимателем Борисом Минцем. Для широкой публики музей будет действовать с 28 мая.
Мэр Москвы Сергей Собянин, основатель музея Борис Минц и директор нового комплекса Юлия Петрова на открытии
Полотна Константина Коровина,
Игоря Грабаря, Петра Кончаловского — более 70 работ блестящих русских художников представлены в новом музее. Posta-Magazine побывал на открытии и делится подробностями.
«Мне хочется сделать проект, который был бы значим для русской культуры и для тех людей, которые любят искусство. Наше серьезное преимущество — мы с самого начала делаем абсолютно современный музей», — сказал на открытии Музея русского импрессионизма его учредитель, предприниматель и меценат Борис Минц. Музей действительно получился вполне себе современным. Проектирование поручили известному британскому архитектурному бюро John McAslan + Partners, которое превратило бывшее здание кондитерской фабрики «Большевик» (которое сегодня принадлежит инвестиционной компании Бориса Минца) в настоящий арт-объект — в итоге музей представляет собой круглый в плане павильон, отделанный снаружи серебристым перфорированным металлом. Под выставочные площади отвели более 1 тыс. кв. м.: два этажа для временных выставок — обновлять их планируется 3-4 раза в год, привлекая картины из музейных фондов или частных собраний, — и цокольный — для постоянной экспозиции. Есть в музее помещение и для творческих мастер-классов — как для взрослых, так и детей.
Константин Коровин. «Гурзуф» (1921 г.)
В постоянную экспозицию вошли около семидесяти полотен выдающихся русских живописцев, которых принято относить к приверженцам импрессионистского направления в живописи. Коллекцию свою Борис Минц собирал около 15 лет. Задумав создать музей импрессионизма и определившись с местом его локации, пригласил директором куратора своей личной коллекции, искусствоведа Юлию Петрову. Собственно, музей существует уже более двух лет. «Мы провели большое количество выставок — и в России, и за рубежом, работали с различными культурными институциями, участвовали уже во многих проектах, в том числе на западе — в Германии, Италии, и имеем очень хорошие отклики прессы и высокую оценку, что нас вдохновляло и поддерживало в реализации этого проекта», — рассказал нам на открытии Борис Минц. Среди приоритетных задач команда музея, по словам Юлии Петровой, видит прежде всего работу по продвижению русского искусства как на родине, так и за рубежом: «Наша задача — чтобы о русском импрессионизме заговорили и у нас в стране, и за границей, чтобы оно ассоциировалось не только с иконой и авангардом, но и с тем прекрасным наполнением, которое было между этими периодами».
Николай Горлов. «Натюрморт с виноградом и чайником» (1970-е гг.)
Борис Кустодиев. «Венеция» (1913 г.)
Свою выставочную деятельность музей начал с масштабной ретроспективной выставки художника Арнольда Лаховского (1880-1937 гг.). Признанный мировыми экспертами живописец, замечательный колорист и график, скульптор и архитектор, широкой российской публике он при этом почти не известен. Его принято относить к художникам русского зарубежья — он много работал в разных страна мира, в 1925 г. Лаховский эмигрировал во Францию, в последние свои годы он жил и преподавал в США. Экспозиция включает более полусотни работ из 11 музеев и нескольких частных собраний.
Арнольд Лаховский никогда не ограничивал себя рамками одного жанра или направления. В принципе, то же самое можно сказать и о творчестве многих других наших художников, работы которых представлены в музее. Вообще понятие «русский импрессионизм» считается довольно условным. При несомненном воздействии творчества импрессионистов французских, в работах художников русской школы, как полагают специалисты, заметна ярко выраженная национальная специфика. Так что создание музея именно русского импрессионизма можно считать вполне обоснованным — где, как не там, мы можем попробовать разобраться во всех этих нюансах?
Игорь Грабарь. «Зимний пейзаж» (1940-1950-е гг.)
Валентин Серов. «Окно» (1987 г.)
А чтобы немного окунуться в процесс создания картин, задержитесь подольше на первом этаже музея. Там представлена инсталляция «Дышащие полотна» современного франко-американского художника и документалиста Жана-Кристофа Куэ. Он предлагает нам новый, немного неожиданный способ знакомства с музейной коллекцией. На одной из стен расположилась некое «креативное пространство», состоящее из 34 плавающих экранов и пяти проекторов и включающее в себя 8-часовую анимацию, в основе которой 40 картин из музея. Каждое полотно оцифровано с высоким разрешением и анимировано с учетом характера мазка каждого художника. Зрелище весьма любопытное, поверьте! Вполне в духе современности.
Константин Юон. «Ворота Ростовского Кремля» (1906 г.)
Мэр Москвы Сергей Собянин — в числе первых гостей открытия музея
Борис Минц и Елена Смирнова (глава «BMW Group Россия» — партнера музея в рамках деятельности концерта в сфере поддержки искусства)
Эйдан Поттер (директор бюро John McAslan + Partners) |
Жан-Кристов Куэ |
Леонид Рошаль и член попечительского совета музея Михаил Швыдкой
Борис Минц и Владимир Спиваков
Петр Авен и Владимир Познер
Владимир Мединский
Член попечительского совета музея Михаил Жванецкий
Ольга Свиблова (МАММ) и Михаил Жванецкий
Юлия и Борис Минц и Юлия Петрова
Анатолий Чубайс и Дуня Смирнова
Татьяна Метакса (Музей Востока) |
Зураб Церетели (ММОМА) |
Кирилл Серебренников |
Елена Гагарина (Музеи Московского Кремля) с мужем |
Вера Глаголева |
Алена Долецкая |
Антон Белов |
Композитор Дмитрий Курляндский |
Ксения Тараканова |
Кира Сакарельо |
Оксана Федорова |
Светлана Амова |
Татьяна Геворкян |
Дарья Михалкова |
Петр Аксенов |
Аврора |
Наталья Архангельская |
Анна Ивченко |
Татьяна Геворкян и Мария Жук (JMgroup) |
Константин Гайдай |