Культура

Кино недели: «Убийство в Восточном экспрессе» Кеннета Браны

Британский кино- и театральный актер и режиссер Кеннет Брана собрал в своем «Убийстве в Восточном экспрессе» одну из самых звездных актерских команд года.

Новая версия знаменитого детектива Агаты Кристи оказалась не только невероятно красивой, но и действительно оригинальной.

Кеннет Брана, Джонни Депп, Мишель Пфайффер, Пенелопа Крус, Джуди Денч… — и это далеко не полный список знаменитых имен в актерском составе фильма. Новая экранизация «Убийства в Восточном экспрессе» Агаты Кристи может сравниться по количеству и отчасти даже по калибру звезд с легендарной картиной Сидни Люмета 1974 года с участием Ванессы Редгрейв, Майкла Йорка, Шона Коннери и других. А как еще не запутаться в многочисленных персонажах, у каждого из которых своя история, если не взять на главные роли людей с узнаваемыми лицами? Кеннету Бране удается создать запоминающихся героев, хотя некоторых рецензентов и насторожило, что сыгранному им же самим Эркюлю Пуаро режиссер все равно уделяет наибольшее внимание.

Кино недели: «Убийство в Восточном экспрессе» Кеннета Браны

Загадка, разгадку которой большинство зрителей, увы, знает заранее, все та же. В роскошном спальном вагоне Восточного экспресса, следующего зимой 1934 года из Стамбула в Лондон, происходит убийство: жертву, пренеприятного типа Рэтчетта, жестоким образом закололи. Поезд из-за снежной лавины застрял на опасном участке пути. Убийцей явно был кто-то из двенадцати пассажиров вагона, хотя улики и указывают на другую версию событий. Легендарный бельгийский сыщик с не менее легендарными усами Эркюль Пуаро, разумеется, справится с этой тайной, но даже ему придется поломать голову.

Конечно, ключевые моменты романа Агаты Кристи Кеннет Брана и сценарист Майкл Грин в своем фильме оставляют. Но, чтобы актуализировать этот классический детектив, они все-таки изменяют некоторые сюжетные детали. Например, два персонажа — доктор (не из числа подозреваемых) и полковник Арбэтнот — превращаются в одного: теперь перед нами чернокожий врач Арбэтнот (Лесли Одом-мл.) Шведская миссионерка и торгующий машинами итальянец становятся персонажами испаноязычными. «Убийство в Восточном экспрессе» поменяло не только расовый состав, но и динамику: действие стало более энергичным и драйвовым, а встречи Пуаро с подозреваемыми — более разнообразными. Если у Люмета почти все они происходили в одной и той же точке поезда, то в картине Браны возможен даже снежный пикник на улице или экшен-сцена на крыше состава.

Кино недели: «Убийство в Восточном экспрессе» Кеннета Браны

Несмотря на все нововведения, «Убийство в Восточном экспрессе» остается фильмом традиционным в самом хорошем смысле слова: даже хочется назвать его «породистым». В конце концов, не зря же Кеннет Брана принимал участие в таком количестве кино- и театральных постановок Шекспира и как актер, и как режиссер. Картина пропитана ностальгией по старой Европе, которая скоро окончательно уйдет в небытие. Герой Уиллема Дефо, немец, уже позволяет себе высказывания в нацистском духе. Но, тем не менее, пока что на экране еще довольно безоблачный на первый взгляд мир аристократов и их прислуги, хороших манер, красивых нарядов и изысканных блюд. Глубина кадра, его насыщенность красками и деталями стали возможны благодаря тому, что снимали фильм на особенную, 65-миллиметровую пленку.

«Убийство в Восточном экспрессе», как ни странно, вызывает ассоциации с «Гарри Поттером» — еще одной визитной карточкой Великобритании. В экранизациях книг Джоан Роулинг поезд также разрезал живописные просторы, но если в истории о «мальчике, который выжил» магия вплетена в повествование, то в «Убийстве в Восточном экспрессе» волшебство присутствует лишь незримо, двадцать пятым кадром. Еще одна ассоциация — работы Уэса Андерсона, и в первую очередь его «Отель „Гранд Будапешт“», где есть и поезд, и трагическое предчувствие скорых перемен середины XX века. Однако главной связующей нитью становится, как ни странно, перфекционистский взгляд Уэса Андерсона на мир, совпадающий со взглядом Эркюля Пуаро. Каждый кинокадр у Андерсона идеально симметричен. В мире Пуаро тоже очень важны баланс и симметрия. Даже яйца, которые он ест на завтрак, должны быть совершенно одинаковыми по размеру. Добро и зло, с точки зрения частного детектива, четко разделены и не могут быть смешаны, иначе его мир разрушится. В своей версии «Убийства…» Брана предельно заостряет моральную дилемму, перед которой оказывается Пуаро, — и в этом его кардинальное новаторство. Герой приходит к этически непростому для него выводу о том, что иногда простительно наказать человека, исходя из высшей справедливости, не доступной суду. Фильм об убийстве оказывается редким по-настоящему гуманистическим высказыванием о человеке и его страданиях. Сегодня в кино это почти радикальный жест: крупные режиссеры, начиная с Андрея Звягинцева и заканчивая Дарреном Аронофски, видят в людях все меньше хорошего. Мизантропия — главный кинотренд года.

Кино недели: «Убийство в Восточном экспрессе» Кеннета Браны

Брана же еще и своего Пуаро делает слишком человечным: сомневающимся, забавным, порой мягким, влюбленным. И уставшим: главная цель героя — отдохнуть, а не браться за новое, пусть и интересное дело. Все это — вопреки тенденциям детективов последнего десятилетия, главные герои которых — социопаты и, прямо скажем, довольно неприятные личности. Даже Пуаро Альберта Финни, к слову, хоть и был «смешным человечком», мог агрессивно кричать во время допроса. Что же, встречайте новую инкарнацию сыщика: рослого обходительного блондина, которому есть чему поучиться у подозреваемых в преступлении.

 

 

 

09 ноября 2017
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура