Культура

О Средиземье, прекрасных корейцах и Джеке Воробье: киношедевры, которым исполняется 20 лет

О Средиземье, прекрасных корейцах и Джеке Воробье: киношедевры, которым исполняется 20 лет

Говорить о любимых фильмах — дело крайне занимательное. Вдвойне приятно, когда для подобных бесед есть еще и хороший повод. Сейчас как раз такой случай: в этом году многие чудесные ленты, уже возведенные в ранг современной классики, отмечают вторую круглую дату.

Posta-Magazine кратко, но с безмерной любовью вспоминает как культовые попкорно-газировочные блокбастеры Голливуда, так и изящные авторские картины, высоко оцененные на международных кинофестивалях.

«Весна, лето, осень, зима… и снова весна», режиссер Ким Ки Дук

Начнем с лучшего, на наш взгляд, фильма 2003 года. А если и не лучшего, то по крайней мере нашего любимого. Кажется, что южнокорейский артхаус делится только на два типа: либо омерзительные из-за своей жестокости, но до безумия умные триллеры/детективы (еще не раз скажем о них), либо медитативные разговорные драмы, каждый кадр которых пропитан гармонией мироздания и поэтичностью жизни. Этакая пища для души. Картина Ким Ки Дука «Весна…» относится ко второму типу.

«Весна, лето, осень, зима… и снова весна», режиссер Ким Ки Дук

Как нетрудно догадаться, сюжет не пышет интенсивностью действий: главное — в притягательном умиротворении и возможности погрузиться в себя. Восточные ценности, по-другому никак. Да и главные герои здесь — монах и его маленький последователь, живущие в деревянном храме, вокруг которого сплошь вода. Понятно, что все немногочисленные реплики пожилого мудреца будут связаны с воспитанием, духовностью и любовью.

Учитель учит, ученик учится, при этом совершает ошибки, преступления, искупает вину. Ничего сложного и сверхзаумного в сценарии нет. Но настолько глубоко-интимное погружение в жизнь чужого человека вызывает даже больше мыслей и эмоций, чем поход к психотерапевту.

«Весна, лето, осень, зима… и снова весна», режиссер Ким Ки Дук

«Пираты Карибского моря: Проклятие Черной Жемчужины», режиссер Гор Вербински

Одна из самых удачных приключенческих франшиз. Блокбастер, не кажущийся тупой, как принято сейчас говорить, жвачкой. Удачная игра с пиратским фольклором: здесь есть и «Черная Жемчужина», полная проклятых скелетов, и золото ацтеков, и база пиратов Тортуга, утопающая в роме. А о ярчайшей роли Джонни Деппа и всем знакомом саундтреке, который автоматически начинает играть в голове после очередного упоминания франшизы, и говорить нечего. Филигранная фантастика и отличный пример того, как нужно снимать развлекательное кино.

«Пираты Карибского моря: Проклятие Черной Жемчужины», режиссер Гор Вербински

«Догвилль», режиссер Ларс фон Триер

Кто-то называет «Догвилль» лучшим фильмом главного датского провокатора. Вряд ли уместно вешать громкие ярлыки (в хорошем смысле) на картины фон Триера: у режиссера что ни премьера, то однозначно знаменательное событие для всего мира кино. Но согласимся: экспериментальный «Догвилль» — беспощаднейший и примечательнейший опыт датчанина над зрительской психикой.

«Догвилль», режиссер Ларс фон Триер

Фирменное новаторство фон Триера в этой картине пестреет всеми красками и в каждой сцене. Помимо соблюдения правил движения «Догма-95» (ручная съемка, безмузыкальность, пренебрежение освещением и т. д.), режиссер решает еще и убрать из кадра практически все декорации, показывая зрителям, по сути, съемочную площадку. Вместо домов в деревне Догвилль есть лишь начерченные на земле белые линии, а вместо настоящей собаки — ее кривовато нарисованное тело.

Ну и сюжет ленты по-триеровски острый: девушка, убегая от гангстеров, попадает в странную деревню, где ей приходится лезть из кожи вон, чтобы войти в доверие к местным жителям, ведь в противном случае они ее сдадут. Можно ли за пару недель влюбить в себя незнакомых людей? Как устоять от абьюза, если человек полностью находится в твоей власти? Что правильнее сделать в ответ на унижения? Датский кинопсихолог опять задает каверзные вопросы зрителю, приправляя все это дело щепоткой кошмарного насилия. Зрелище неповторимое.

«Догвилль», режиссер Ларс фон Триер

«Реальная любовь», режиссер Ричард Кертис

Обласканный и в России, и за рубежом рождественский ромком, который, говорят, пересматривается (и очень даже заслуженно!) так же часто, как «Один дома». Девять историй о людях, которые в канун Рождества упорно борются за счастье, заводят новые знакомства, разбираются в своих чувствах и находят любовь. В общем, как наши «Елки», только адекватно, смешно и мило.

«Реальная любовь», режиссер Ричард Кертис

«21 грамм», режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту

Наверное, один из самых сложноустроенных фильмов в нашем списке. «21 грамм» начинается с конца, продолжается началом, перемешанным с эпилогом и серединой, и заканчивается черт знает чем. Картина кажется колодой карт, которую случайно рассыпал великолепный мексиканский режиссер и не стал заморачиваться с расставлением всего на свои места. Но чтобы играть с временными линиями и не довести зрителя до агрессивного нажатия кнопки «Выключить», нужно иметь изысканнейшее чувство такта, с чем у маэстро Иньярриту все в полном порядке.

«21 грамм», режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту

Джек случайно сбивает пешеходов, тяжелобольной Пол доживает свои последние дни, Кристина подсаживается на наркотики после гибели родных. Умирая, человек теряет всего 21 грамм. Жизнь кажется самым дорогим на свете, но она весит, как шоколадный батончик. Здесь лучше помолчать: не будем раскрывать замысел этого сильнейшего высказывания Иньярриту на вечные темы. Скажем только, что в ленте ко всему прочему невообразимо ярко блистает Бенисио дель Торо, которого мы считаем одним из лучших актеров современности.

«21 грамм», режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту

«Властелин колец: Возвращение короля», режиссер Питер Джексон

Вряд ли существует хотя бы одна трилогия, которая завершилась более величественно, чем «Властелин колец». Эталон жанра фэнтези, образцовый триквел. Идеальная смесь из масштабных битв за Средиземье, приключений отважного хоббита и добрых сказочных мотивов оставляет после просмотра «Возвращения короля» эмоции исключительно приятные. Академики, кстати, тоже восторга не скрывали: аж 11 «Оскаров» надавали. Почему бы и нет, если кино хорошее.

«Властелин колец: Возвращение короля», режиссер Питер Джексон

«Воспоминания об убийстве», режиссер Пон Джун-хо

Как и обещали, говорим о жестоких, граничащих с тошнотворностью южнокорейских детективах. В 2019 году, после выхода «Паразитов», гениальный Пон Джун-хо стал триумфатором престижных кинопремий и ярчайшей суперзвездой. Но нам кажется, что лучше «Воспоминаний об убийстве» режиссер так ничего и не снял. Не потому, что все его последующие картины какие-то плохие: вовсе нет, они изумительны. Просто «Воспоминания» — это удивительно ловкий и техничный прыжок выше головы.

«Воспоминания об убийстве», режиссер Пон Джун-хо

1986 год, городок Хвасон. Местный маньяк насилует и жестоко убивает женщин. Детективы усердно, но абсолютно безуспешно пытаются вычислить самого опасного потрошителя Южной Кореи. Ни один хоррор не сравнится с ужасом, который предлагает истории об убийцах, основанные на реальных событиях. Пон Джун-хо с каждой минутой все сильнее накаляет действо, используя при этом самые изощренные методы. Прямо как тот маньяк. Кстати, его личность установили только 4 года назад; мужчина по имени Ли Чун-чжэ признался в 14 убийствах и 30 изнасилованиях.

«Воспоминания об убийстве», режиссер Пон Джун-хо

«В поисках Немо», режиссер Эндрю Стэнтон

Хватит страшных историй, поскорее о чем-нибудь веселеньком. «Пиратов» назвали, «Властелина колец» — тоже. И вот опять говорим о картине, которую совершенно не нужно представлять: восхитительный мультик «В поисках Немо» — чуть ли не самый популярный фильм в нашем списке и, безусловно, лицо студии Pixar.

«В поисках Немо», режиссер Эндрю Стэнтон

Ленте исполняется 20 лет, а она все еще удивляет своей невообразимой живописностью и буйно красочным изображением подводного мира. К тому же «В поисках Немо» — работа умная и рассудительная, не набитая всякой подряд чушью для привлечения внимания детской аудитории, чем сейчас грешат диснеевские новинки. В общем, услада и для глаз, и для души.

«В поисках Немо», режиссер Эндрю Стэнтон

«Возвращение», режиссер Андрей Звягинцев

Приз за лучший фильм на Венецианском кинофестивале, публика 15 минут аплодировала стоя. Звягинцев (сложно в это поверить, но для него работа была дебютной) отвоевал Золотого льва даже у Иньярриту с его сильнейшим «21 граммом», о котором мы говорили выше. Показательная картина, опровергающая странное мнение о том, что в России в нулевых снимали один несмотрибельный чернушный треш.

«Возвращение», режиссер Андрей Звягинцев

Согласимся, «Возвращение» — тоже лента не из самых радужных, но по-другому говорить о проблеме безотцовщины, ставшей в России чуть ли не традицией, никак нельзя. Жили спокойно два пацана-оборванца с мамой и бабушкой, но в один день к ним приехал отец, ушедший из семьи 12 лет назад. На протяжении полутора часов зритель наблюдает за сплошными надрывными ссорами между объявившимся родителем и детьми.

Переносить все это местами чересчур тяжело, но Звягинцев с большой настырностью и талантом просто не дает отвести глаза от очередной ругани героев или ее ужасных последствий. Если сюжет нисколько не тронул, должно тронуть другое: 16-летний одаренный исполнитель главной роли Владимир Гарин утонул за два месяца до премьеры ленты. Совсем чуть-чуть не дожил до международного признания, так и оставшись заточенным в своем первом и последнем фильме.

«Возвращение», режиссер Андрей Звягинцев

«Убить Билла. Фильм 1», режиссер Квентин Тарантино

Сразу скажем, что не относимся к числу обожателей этой картины и уж точно не считаем ее тарантиновским бриллиантом. Но отрицать культовость «Убить Билла» и влияние ленты на мир искусства — затея совершенно дурацкая.

«Убить Билла. Фильм 1», режиссер Квентин Тарантино

Да, фильм до безумия прост: только Тарантино может снять кино о бешеной женщине с самурайским мечом, которая хочет убить какого-то Билла и в конце его убивает, потому что как минимум так сказано в названии. Но это только доказывает наличие у режиссера магической способности создавать из любого безумного, ненормального материала настольное и бессмертное кино.

«Убить Билла. Фильм 1», режиссер Квентин Тарантино

«Кофе и сигареты», режиссер Джим Джармуш

Если вот придумывать незамысловатую и притом изящную мясиловку — поприще исключительно Квентина Тарантино, то захватывающе снять (еще и в ч/б), как знаменитости полтора часа сидят за столиком и только пьют кофе да курят сигареты, по силам лишь Джиму Джармушу. Один из простейших и величайших разговорных фильмов за всю историю кинематографа.

«Кофе и сигареты», режиссер Джим Джармуш

О других прекрасных картинах Джармуша читайте в нашем материале «С днем рождения, Джим Джармуш: экскурсия по великолепной семерке фильмов режиссера».

«Олдбой», режиссер Пак Чхан-ук

Снова рассыпаемся в комплиментах ленте из Южной Кореи — что уж поделать, если в этой стране живет так много талантливых кинематографистов. «Олдбой» (да и вообще вся «Трилогия о мести» Пак Чхан-ука) — достойная замена голливудским малоадекватным триллерам, в которых из примечательного только, как говорится, кровь да кишки. Но и тут корейцы на шаг впереди: в киножестокости равных им нет. Да и во многом другом тоже — новаторы они непревзойденные. Не за красивые корейские глазки все-таки «Олдбой» получил гран-при жюри Каннского кинофестиваля.

«Олдбой», режиссер Пак Чхан-ук

Кратко: мужчина идет домой, кто-то его похищает и запирает в маленькой комнате; спустя 15 лет он выходит на свободу, мечтая отомстить обидчикам. История о мести в искусстве стара как мир, но не стоит воротить нос раньше времени: Пак Чхан-ук довел знакомый всем мотив до совершенства и снял, что называется, невероятно крепкое кино.

«Олдбой», режиссер Пак Чхан-ук

«Трудности перевода», режиссер София Коппола

Даже как-то тяжело сходу назвать фильм, который получил больше любви от критиков со всей планеты, чем вторая режиссерская работа дочери Фрэнсиса Форда Копполы, «крестного отца» американского кинематографа. Кто-то, конечно, скажет: «Хватит все время упоминать известного отца Софии, когда речь идет об ее творчестве», — но мы в этом не видим ничего плохого. Скорее наоборот: так зато появляется возможность посравнивать папины картины с дочкиными.

«Трудности перевода», режиссер София Коппола

Ода меланхолии, лаконичное запечатление настроения всего человечества на экране, один из лучших независимых фильмов — можно как угодно называть и хвалить ленту «Трудности перевода», но нам кажется, что самым приятным комплиментом будут слова о том, что София этой работой максимально приблизилась к величию своего отца.

«Трудности перевода», режиссер София Коппола

«Слон», режиссер Гас Ван Сент

В Венеции 20 лет назад, как мы сказали ранее, блистал Звягинцев с «Возвращением», а вот в Каннах в тот год главный приз забрал Ван Сент, приведя на фестиваль своего «Слона». Большого такого, неудобного, неприятного — в общем, как будто в посудной лавке топчущегося. Но безумно важного. Рано или поздно кто-то обязан был взять на себя ответственность снять фильм о скулшутинге. У Ван Сента получилось это сделать если не отлично (вряд ли такое слово здесь уместно), то по крайней мере очень убедительно.

«Слон», режиссер Гас Ван Сент

В центре внимания — событие вроде «Колумбайна». Один абсолютно непримечательный день из жизни школьников, который станет для многих из них последним. Страшное и очень нужное кино, больше нечего и незачем говорить.

«Слон», режиссер Гас Ван Сент

«Мечтатели», режиссер Бернардо Бертолуччи

Безграничная и неистощимая любовь к свободе, сексу и кино. Синефильское упоение жизнью и вином. Искренняя страсть и беззаботная мечтательность. Думается, в нашем списке еще не было столь романтичного и чистого сердцем фильма. Подлинное искусство от несравненного итальянского классика.

«Мечтатели», режиссер Бернардо Бертолуччи
23 февраля 2023
Артём Гирик для раздела Культура