В Нью-Йорке стартовала Неделя моды: одним из наиболее многообещающих шоу этого февраля станет показ первой коллекции Рафа Симонса для Calvin Klein.
В ожидании
важного для индустрии события мы решили оглянуться назад: Posta-Magazine вспоминает 6 самых громких подиумных премьер в истории моды.
В 2016 году мы едва успевали следить за молниеносным развитием событий в fashion-бизнесе. Дизайнеры покидали одни модные Дома, чтобы возглавить другие: Кьюри перешла в Dior, Гвасалия дебютировал в Balenciaga, а Вакарелло — в Saint Laurent. Начало этого года тоже выдалось насыщенным. Мы с нетерпением ждем показа первой коллекции Рафа Симонса для Calvin Klein (Неделя моды еще не началась, а новый креативный директор уже успел заменить логотип и представить премьерную рекламную кампанию) и с интересом прислушиваемся к слухам о новой позиции Рикардо Тиши (он ушел из Givenchy и, вероятно, займет пост в Versace). Пристальное внимание к модным дебютам объясняется не только праздным любопытством. По самой первой коллекции можно довольно точно прогнозировать будущий успех взаимоотношений дизайнера и модного Дома — или отсутствие такового. Мы решили оглянуться назад и еще раз вспомнить яркие подиумные дебюты, навсегда занявшие место в истории индустрии.
1. Дебют Карла Лагерфельда в Chanel, 1983 год
25 января 1983 года Дом Chanel изменился навсегда — началась эпоха Карла Лагерфельда. Бывший ассистент Пьера Бальмена на тот момент уже состоялся в мире моды, за его плечами были годы успешной работы в Fendi и Chloé. До прихода нового руководителя в Chanel дела Дома шли неважно: утратив свою былую славу, он, по замечанию самого дизайнера, популярностью пользовался лишь у «жен парижских врачей». Все изменилось после показа первой коллекции Лагерфельда: именно шоу в легендарном особняке на Rue Cambon стало отправным моментом в возрождении империи Chanel. Аккуратные коктейльные платья, камеи, декоративные цепи и костюмная бижутерия — задав собственный курс в 1983 году, Лагерфельд следует ему до сих пор.
2. Дебют Тома Форда в Gucci, 1995 год
На самом деле в Gucci Форд начал работать гораздо раньше, в 1990 году, а позицию креативного директора Дома получил в 1994. Однако официальным дебютом — и прорывом — дизайнера принято считать показ сезона осень-зима 1995/96. Это был безусловный триумф: критики восхваляли творческое видение Форда, коллекция пользовалась невероятных коммерческих успехом и популярностью у звезд (Мадонна, например, вышла в образе с показа на сцену MTV Video Music Awards, а в 1995 году премия была едва ли не главным событием года). В середине 90-х Дом Gucci вновь занял лидирующую позицию в модной гонке — благодаря Форду.
3. Дебют Джона Гальяно в Christian Dior, 1997 год
Кутюрный дебют Джона Гальяно в Christian Dior — яркая черта, пересекающая линию развития моды. Дизайнерская импровизация, состоявшая из «визитных карточек» Дома (включая легендарный силуэт New Look), за ночь превратила Гальяно в живую легенду модной индустрии. В зеленом платье с показа, цена которого, по слухам, составила 2 миллиона долларов, Николь Кидман вышла на красную ковровую дорожку церемонии «Оскар». Даже представив лишь одну эту коллекцию, Гальяно навсегда вошел бы в историю Dior. Впрочем, впереди его ждало немало триумфов — вплоть до скандала 2010 года.
4. Дебют Марка Джейкобса в Louis Vuitton, 1998 год
В 1997 году Марк Джейкобс покинул свою нью-йоркскую студию ради Парижа. Нанимать американского дизайнера было рискованным шагом для консервативного французского модного Дома, однако он себя оправдал. Первая коллекция Марка Джейкобса для Louis Vuitton (осень-зима 1998/99) стала знаковой. Сегодня она может показаться довольно простой, но в конце девяностых минимализм пришелся весьма кстати. После удачного дебюта Джейкобс задержался в Louis Vuitton еще на 16 лет, и именно его видение задало современное направление развития Дома.
5. Дебют Николя Гескьера в Balenciaga, 1998 год
В конце прошлого века дела у Balenciaga шли неважно: бельгиец Жозеф Мельхиор Тимистер довольно безуспешно пытался вернуть Дому вес в модной индустрии. В середине 90-х ему в этом стал помогать Николя Гескьер — и уже к 1998 году молодому амбициозному таланту удалось получить пост креативного директора. Дизайнер дебютировал сольно с лаконичной коллекцией в черно-белых тонах: невероятного успеха она ему не принесла, однако заставила крупные компании присмотреться к Balenciaga. В 2001 году Дом приобрела Gucci Group, а спустя еще четыре года сделка полностью окупилась — благодарить за это стоит творческое видение Гескьера.
6. Дебют Эди Слимана в Saint Laurent, 2013 год
Наиболее громкий дебют текущей декады — премьерная коллекция Эди Слимана для Yves Saint Laurent. Вскоре первое слово из названия Дома неожиданно исчезнет (вернулось оно лишь в прошлом году, после ухода дизайнера с поста креативного директора), а визуальная эстетика бренда полностью поменяется. Впрочем, тогда мы об этом еще не знали и просто внимательно наблюдали за шагами Слимана на новой позиции. Его премьеру — шоу весна-лето 2013 — критики назвали одной из «самых сильных в истории моды», а гости показа (Кейт Мосс, Марк Джейкобс, Диана фон Фюрстенберг и Альбер Эльбаз) лишь подтвердили приближение ошеломительного успеха, встретив коллекцию Слимана для Saint Laurent овациями.