Третьяковская галерея представляет проект «Архетипы авангарда» — попытку раскрыть русское искусство начала XX века через призму психологии. Выставка, открывшаяся 24 декабря в корпусе на Кадашевской набережной, предлагает увидеть в ключевых фигурах авангарда не только новаторов, но и живых людей, чье творчество отражает универсальные психологические модели.
Основой для концепции стала теория архетипов Кэрол Пирсон, развивающая идеи Карла Юнга. 12 архетипов — от «Дитяти» и «Бунтаря» до «Мудреца» и «Творца» — стали ключом к интерпретации творчества Малевича, Кандинского, Гончаровой, Родченко и других мастеров. Всего в экспозиции представлено около 120 работ из собраний Третьяковки, Русского музея, Пушкинского музея и региональных коллекций.
Кураторы подчеркивают, что цель проекта — «очеловечить» авангард, показав, какие глубинные психологические паттерны двигали художниками в их радикальных поисках. Для этого привлечены и современные технологии: цифровой гид в образе Василия Кандинского, созданный нейросетями Сбера, и тест на определение собственного архетипа, помогающий зрителю найти точки пересечения с художниками прошлого.



















