Рассказываем о текущих и открывающихся выставках, которые стоит увидеть в Москве в сентябре.
Метафизика Владимира Янкилевского, роботы ::vtol: и улицы Владимира Лагранжа — в сентябре в нашей выставочной программе московский концептуализм, сайнс-арт, а также классика советской фотографии.
«TECHNE x vtol: Интерфейс происходящего»
ГЦСИ, до 29 сентября
Дмитрий Морозов, известный под псевдонимом ::vtol::, использует современные технологии и научные концепции иррационально, без малейшего намека на прагматику, исключительно как инструмент для выражения концептуальных идей и осмысления актуальных социальных процессов. Он создает роботы и сложносочиненные механические звучащие объекты, с помощью которых взаимодействует с настоящим временем. Выставка «Интерфейс происходящего» объединяет в тотальной технологической инсталляции порядка двадцати работ художника, созданных им в разное время на протяжении десяти лет, что он занимается искусством. Многие работы предполагают активное участие зрителей. Так, «Mayak» — это кластер из четырех открытых точек wi-fi, подключившись к которым посетители оказывают влияние на процесс формирования звуков. Другая инсталляция, «oil», представляет собой гидравлический пресс, который может разрушить любой предмет (зритель волен положить в машину все, что считает достойным разрушения ради искусства). Шум от деформации объекта под прессом записывается, а затем с помощью компьютерного алгоритма преобразуется в звуковое произведение.
«Владимир Янкилевский. Героический монумент»
Мультимедиа Арт Музей, 18 сентября-13 ноября
Владимир Янкилевский (1938-2018) — один из самых ярких художников московского концептуализма, чье творчество с трудом поддается классификации. Его коллажи и ассамбляжи, в которых он из-за постоянного безденежья использовал дешевые материалы, попадавшиеся ему под руку (фанера, стенки ящиков из-под мебели), причудливо соединяют в себе абстракцию и образы советского быта. Как говорил сам художник, искусство для него было способом познания, плодом его размышлений о мироустройстве, вечности, мужском и женском начале в ней. Так, в 1960-е Янкилевский создает цикл абстракций «Пространство переживаний», стараясь передать в них некие универсальные законы Вселенной через человеческие переживания. А в 1970-е начинает делать «экзистенциальные ящики», символизирующие социальные ограничения человеческой жизни, драматический разрыв между устремлениями и реальностью. Разумеется, подобная метафизика не могла быть понята и тем более одобрена советской властью. На разогнанной Никитой Хрущевым выставке «30 лет МОСХа» в 1962 году картины 24-летнего Янкилевского были среди тех, что вызвали у генсека особое раздражение, получив приговор «мазня». Вторая половина жизни художника складывалась довольно успешно — 40 персональных и более 170 групповых выставок, в том числе хрестоматийная выставка советского неофициального искусства RUSSIA! в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке в 2005 году, а также работы, вошедшие в коллекции крупнейших музеев: Третьяковской галереи, Русского музея, Центра Помпиду и других.
«Николай Наседкин. Нефть. Личная история»
Новая Третьяковка, 18 сентября-10 ноября
Более двадцати лет Николай Наседкин создавал картины из нефти — «черного золота», аморфной субстанции, на которой держится шаткое благополучие сегодняшней России. Нефть в российском сознании — это не просто природный ресурс, а часть современной мифологии. В своем проекте Наседкин препарирует этот миф, размышляя о том, как личная история преломляется в глобальной. Так, здесь можно будет увидеть цикл работ из серии «Родня» — выполненные на крафтовой бумаге портреты нескольких поколений родственников: простых безызвестных людей, переживших революции, войны, голод, раскулачивание и другие лишения XX века. Их образы художник реконструирует по семейным рассказам или редким сохранившимся фотографиям. Другая работа, нефтяные «колонны-выставки», символизируют новую архаику: отсылая к мотивам древних храмовых скульптур, они являются воплощениями постиндустриального общества. Большинство произведений на выставке составят крупноформатные экспрессионистские панно. Также в экспозицию войдут видеодневники путешествия художника на его малую родину в Воронежскую область в поисках родственников.
«Улицы Лагранжа»
Центр фотографии им. братьев Люмьер, 5 сентября-17 ноября
Центр фотографии им. братьев Люмьер открывает новый сезон ретроспективой живого классика Владимира Лагранжа. Начав работу в Фотохронике ТАСС, спустя несколько лет он стал фотокорреспондентом журнала «Советский Союз», где прослужил почти три десятилетия. Наряду с этим Лагранж печатался в «Литературной газете», журнале «Soviet Life», сотрудничал с зарубежными изданиями и агентствами: «Paris Match», «Freie Welt», «Sipa Press». На выставке покажут более ста работ фотографа, запечатлевших повседневную жизнь СССР и России 1960-1990-х годов. «Мы долго не могли определиться с названием выставки, но чем дальше шли, чем глубже исследовали его творчество, тем больше понимали, что смысл его работы — быть наблюдательным участником событий на каждой „улице“, куда его забрасывает жизнь, — говорит куратор проекта Наталья Григорьева-Литвинская. — Этих улиц великое множество — как и одноименных „les rues Lagrange“ на его исторической родине, во Франции».
«Птица-тройка и ее пассажиры»
Музей AZ, до 29 сентября
Марк Шагал, Анатолий Зверев и Вадим Космачев — этих трех совершенно не похожих друг на друга художников разных эпох XX века объединяет то, что все они в определенный момент обращались к поэме Гоголя «Мертвые души». Музей AZ по сложившейся традиции представляет творчество советского нонконформиста Анатолия Зверева в диалоге с другими выдающимися авторами, находя не только общие темы, но и порой удивительные параллели в судьбах. Так, офорты Марка Шагала, созданные им по заказу французского мецената Амбруаза Воллара, впервые увидели свет в 1927 году, но потом оказались забыты и снова были напечатаны лишь 21 год спустя. История взаимоотношений Зверева с гоголевской поэмой тоже растянулась на несколько десятилетий: с 1950-х до 1980-х с многолетним перерывом между. Этих двух художников символически соединяет во времени и пространстве скульптура Вадима Космачева «Птица-тройка», созданная специально для выставки. Ровесник Зверева, Космачев, один из главных адептов модернизма в советской монументальной пластике, сегодня живет в Австрии и разрабатывает техноорганическую скульптуру, меняющуюся в зависимости от состояния среды.