Культура

Опасная красота: Медуза Горгона от античности до наших дней

На протяжении столетий фигура Медузы Горгоны, являющаяся воплощением красоты и ужаса, увлекала и вдохновляла художников. В мировом искусстве она стала прообразом роковой женщины, сочетающей в себе женственность, эротическое желание, насилие и смерть.

По мере того как в обществе возрастала роль женщины, менялся образ Медузы Горгоны, который со временем приобрел женские черты. В мире, где вся власть принадлежала мужчинам, независимая женщина была угрозой, ее внешность старались демонизировать, придавая ей сходство с чудовищем. Подобная участь была уготована для большинства бунтарок, от Марии Антуанетты до Хиллари Клинтон, — всех их изображали в виде змееволосого монстра.

От звероподобного монстра до пленительной красавицы

Человеческое воображение породило множество чудовищ в женском обличье: чарующие пением сирены с девичьей головой и птичьим телом, которые погубили не один корабль, заманив его на подводные рифы; пожирающий людей Сфинкс — ужасного вида дева с телом собаки, пернатыми крыльями и человеческой головой; а также похищающие детей и души гарпии с когтистыми лапами и крыльями, как у грифа, и с женским лицом и грудью. Но, несомненно, самым главным персонажем среди них была Медуза Горгона — прекрасная девушка со страшным взглядом, превращающим все живое в камень, и извивающимися змеями, примостившимися у нее на голове вместо волос. Впрочем, первые ее изображения, датированные древнегреческим архаическим периодом (VII — начало V века до нашей эры), далеки от современных представлений об этом жутком персонаже мифов. На старинных керамических вазах и надгробных памятниках, найденных археологами, Медуза изображена в образе звероподобного существа с кабаньими острыми клыками, выпученными глазами и даже с густой бородой (работа древнегреческих ремесленников — гончара Эрготимоса и художника Клейтиаса, терракотовая чернофигурная подставка, около 570 года до нашей эры, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Древнегреческий поэт Гесиод в своей поэме «Теогония» («Происхождение богов») описывал Медузу как безобразное чудовище с острыми стальными когтями, все тело которого покрыто сверкающей чешуей.

Но в V и IV веках до нашей эры — классический период Древней Греции, когда античная культура достигла своего наивысшего расцвета, — образ Медузы Горгоны начал преобразовываться: исчезли борода и клыки, а им на смену пришли красиво очерченные губы и пухлые щеки. Так, глиняный кувшин, вылепленный в эпоху расцвета эллинской культуры, изображает мирно спящую женщину с кудрявыми волосами и большими белыми крыльями, которую хватает Персей, при этом оглядываясь на Афину (работа древнегреческого живописца Полигнота, терракотовый кувшин из Южной Италии, около 450–440 годов до нашей эры, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Это одно из самых ранних изображений Медузы в виде красивой женщины, а не внушающего ужас монстра. Гораздо позже — во времена Римской империи — на ее голове появились змеи. О чем свидетельствует, например, бронзовое украшение с римской церемониальной колесницы триумфатора I–II веков нашей эры, декорированное вставками из серебра и меди и головой Горгоны с аккуратно связанными у нее под подбородком маленькими змейками.

Опасная красота: Медуза Горгона от античности до наших дней


Выставка чудовищ в женском обличье

По словам куратора выставки Dangerous Beauty: Medusa in Classical Art («Опасная красота: Медуза в классическом искусстве») Кики Кароглоу, такие миниатюрные змейки скорее больше похожи на аксессуар, чем на ядовитых гадов.

Проходящая в нью-йоркском Метрополитен-музее выставка посвящена трансформации образа Медузы Горгоны, на примере которого можно проследить то, как общество воспринимало независимых женщин в разные эпохи. Стоит отметить, что, кроме предметов искусства с изображением Медузы, в экспозиции представлено множество статуэток в виде других чудовищ из древнегреческих мифов — гарпий, сирен, сфинксов. Выставка охватывает период, начиная от Древнего мира (терракотовая фигурка всадника на коне. Начало III века до нашей эры. Из святилища Аполлона Гилата в Курионе на Кипре. На щите — горгонейон) до наших дней. Среди современных экспонатов — знаменитый логотип Versace, представляющий собой созданное в графическом виде мраморное изваяние Медузы Ронданини, а также жутковатая картина Эдварда Мунка «Гарпия».

Опасная красота: Медуза Горгона от античности до наших дней


Оберег от злых сил и дурного глаза

В I веке нашей эры между вторым и восьмым годами древнеримский поэт Публий Овидий Назон написал поэму «Метаморфозы», в которой по-своему интерпретировал историю Медузы Горгоны. По его версии, Медуза, или Медуса — с древнегреческого ее имя переводится как «защитница, повелительница», — была прекрасной морской девой, красота которой пленила бога морей Посейдона. Он надругался над ней в храме Афины Паллады, в котором девушка пыталась укрыться от его посягательств. Вместо того чтобы наказать похотливого бога, дева-воительница обрушивает весь свой гнев на Медузу, превращая красавицу в крылатое чудовище. Скрывая свой безобразный облик, Горгона бежит на край света. Там ее и находит Персей, мечтающий заполучить голову несчастной Медузы, которая даже после расставания с телом не теряла своей чудовищной силы. Вооружившись подаренным Афиной медным щитом с отполированной до блеска поверхностью, который он, чтобы случайно не встретиться со смертоносным взглядом змееволосого чудовища, использовал как зеркало, Персей отрубает голову Медузе (картины Кристиана Бернхарда Роде «Афина вручает Персею зеркальный щит», Эжена-Ромена Тириона «Персей, победитель Медузы», 1867). Что интересно, из пролитой крови поверженного монстра появились не только ядовитые гады, уничтожающие все живое вокруг себя, но и кораллы, которые так и назвали — красные горгонарии. Это говорит о двойственности натуры Медузы Горгоны, которая, с одной стороны, приносила смерть, а с другой — давала жизнь.

Опасная красота: Медуза Горгона от античности до наших дней

По одной из легенд, у Медузы были еще и две старшие сестры, которые разделили с ней ее участь, вот эту троицу и назвали Горгонами, что означает в переводе с древнегреческого «ужасные». Голову с копошащимися на ней змеями Персей подарил Афине, которая украсила ею свой щит, получивший эпитет «горгонейон» — «принадлежащий горгоне». С тех пор так стали называть все изображения головы Медузы, которые стали довольно популярными у народа — горгонейоны использовали воины для устрашения врагов, покрывая ими свое оружие, к тому же считалось, что они оберегают от злых сил и дурного глаза, поэтому змееволосыми образами стали украшать амулеты и входы в жилище (горгонейон на дверной панели отеля Амело де Биссё в Париже, художник Тома Реньядин, приблизительно 1660). Горгонейоны, отсылающие к античному наследию, встречаются и в искусстве классицизма. Например, в Санкт-Петербурге изображениями головы Медузы декорированы кованая чугунная решетка Летнего сада и ограда 1-го Инженерного моста.

Опасная красота: Медуза Горгона от античности до наших дней


«Медузы» Караваджо и Леонардо да Винчи

Новое толкование Овидием мифа о Медузе Горгоне одобрили последующие поколения художников, которые увидели в ужасном чудовище человеческие черты. Так, например, Караваджо изобразил отрубленную голову Медузы с хоть и злобным, но все же женским лицом, монстра в нем выдает только леденящий кровь взгляд да гнездо извивающихся змей на голове («Медуза», 1598). Впрочем, картина с подобным изображением уже была написана другим художником — Леонардо да Винчи, — который первым решил нарисовать клубок змей, обвивающих голову Медузы и разинувших свои, готовые в любой момент укусить, пасти, причем сделал это так мастерски, что здорово напугал ими своего отца. Работа Леонардо да Винчи была натянута на деревянный щит, который его отец продал за солидную сумму во Флоренции. По легенде, щит купила семья Медичи, а когда он был утерян, всесильных вельмож выгнал из родного города восставший народ. Через много лет кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо нарисовать точно такую же картину, которую он подарил Фердинандо I Медичи в честь женитьбы его сына.

Опасная красота: Медуза Горгона от античности до наших дней


Молчи, женщина, молчи

В наше время интерес к образу Медузы Горгоны только усилился — не так давно один за другим вышли в кинопрокат фильмы «Битва титанов» и «Перси Джексон и Похититель молний», в которых чудище со смертоносным взглядом сыграли супермодель Наталья Водянова и актриса Ума Турман. Перевоплотилась в роковую мифическую красавицу в совместном проекте с Дэмиеном Хёрстом и эпатажная Рианна, которая снялась полностью обнаженной в юбилейном выпуске британского мужского журнала GQ в 2013 году.

Опасная красота: Медуза Горгона от античности до наших дней

Опасная красота: Медуза Горгона от античности до наших дней

Правда, не все женщины добровольно примеривают на себя образ змееволосого монстра. Не по собственной воле в Медузу Горгону во время президентских выборов 2016 года превратилась Хиллари Клинтон. Всему виной ее оппонент Дональд Трамп или, точнее, его команда, решившая видоизменить рисунок с изображением бронзовой статуи «Персей» итальянского скульптора Бенвенуто Челлини, приделав с помощью фотомонтажа к телу древнегреческого героя голову будущего президента Америки, который топчет распростертого под ним обезглавленного монстра. В руках у него отрубленная голова Медузы с испуганным лицом Клинтон.

Опасная красота: Медуза Горгона от античности до наших дней

Стоит заметить, что Хиллари Клинтон — далеко не первая женщина, посягающая на господство мужчин, которую изобразили в виде змееволосого чудовища. Так, например, еще в 1791 году в гравюре Les deux ne font qu’un («Обе они едины») Мария Антуанетта появляется в образе Медузы-полузверя.

Опасная красота: Медуза Горгона от античности до наших дней

«Введите в поисковик имя любой известной женщины и слово „Медуза“, — предлагает профессор английского языка Элизабет Джонстон, преподающая гуманитарный курс по женским иконам в массовой культуре в нью-йоркском Колледже Монро. — И вы увидите, что почти на каждую влиятельную женскую фигуру был сделан фотомонтаж с использованием волос-змей. Медузообразными стали Марта Стюарт, Кондолиза Райс, Мадонна, Нэнси Пелоси, Опра Уинфри и Ангела Меркель. Как же заставить замолчать всех этих женщин-бизнесменов, политиков, активисток и артисток, несогласных с мужским мнением? Есть только один действенный метод — отрубить им голову».

Детали
Выставка «Опасная красота: Медуза в классическом искусстве»
Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
До 6 января 2019 года

 

 

 

15 июня 2018
Мария Бабичева для раздела Культура