Механизмы

Механизмы с Яном Коомансом: вечная молодость Mazda MX-5

русская версия | english version

Mazda MX-5… Если вы фанат автомобилей, то просто не можете не ценить эту малышку. Таковы правила, и не я их выдумал. Это самый успешный на планете автомобиль в категории 2-х местных кабриолетов!

Даже если бы на других планетах

была жизнь, маловероятно, что там появился бы столь же блестяще успешный дизайн, как у MX-5.

В настоящий момент Mazda приближается к цифре 1 000 000 — именно столько MX-5 было построено с момента запуска модели в 1989 году. Поразительно, если учесть, насколько это нераскрученная машина. Большую часть времени она почти невидима, а в те редкие моменты, когда на нее обращают внимание, первые впечатления зачастую не самые благоприятные. Для людей, не интересующихся автомобилями, MX-5 выглядит как машина, которую мог бы водить их парикмахер. На вид она не очень соответствует образу «мачо», точно так же, как хоббит в роли вышибалы в ночном клубе был бы, пожалуй, не лучшим выбором.

По сути, MX-5 — это небольшой автомобиль с откидным верхом и маленьким двигателем, который, судя по внешнему виду, все еще будет жить со своей мамой в возрасте прилично за 40. В такой формулировке, он, вероятно, предстает не в самом блистательном свете, однако как-то Mazda все же умудрилась продать почти миллион экземпляров, и даже серьезные люди, которые ездят на серьезных автомобилях, все-таки уважают ее. Почему же? Одно слово: вождение. Это автомобиль для людей, которые обожают ездить за рулем. Он не может похвастаться ни миллионом лошадиных сил, ни 20-дюймовыми колесами, ни вместимостью багажника на множество чемоданов, но на маленькой извилистой дороге его можно считать автомобильным эквивалентом беговых кроссовок. Они плотно сидят на ноге и большую часть работы должен делать ты сам.

Mazda MX-5. План, который работает.

Простой рецепт для простой машины: двигатель впереди, ручная коробка передач посредине, задний привод. При всей своей простоте, особой конкуренции эта формула не имеет. Как-то так сложилось, что больше ни один автопроизводитель не построил свою собственную модель, которая превзошла бы MX-5. Говоря по правде, Mazda, вероятно, позаимствовала у кого-то основную идею этой машины — но это нас не удивляет, ведь в мире все постоянно что-то заимствуют друг у друга. Концепция MX-5 была явно «навеяна» уже существующим когда-то автомобилем Lotus Elan. Проще говоря, ребята просто исправили изъяны: сделали Lotus Elan, который не только работал, когда ты этого хочешь — в 80-х годах это не удавалось ни одному спорткару британского производства, — но и был достаточно дешевым и доступным любому желающему.

На фото слева — Mazda MX-5, справа — Lotus Elan.

На этом моменте я должен попросить прощения за все эти четыре вступительных абзаца, ибо настоящая-то новость впереди. В мире выходит новая MX-5! Нам предстоит встреча с четвертым поколением, и ожидания автолюбителей понятны. На мой взгляд, всякий раз, когда подобный автомобиль изобретается заново «с нуля», на самом деле, мы лишь гадаем: «удалось ли им все испортить на этот раз»? Только и всего. Любая статья в автомобильном журнале о новом BMW M3 или новом Golf GTI имеет лишь два возможных варианта: либо производитель утратил всякую связь с реальностью и уничтожил машину, которую мы так любили, — либо снес нам крышу, умудрившись каким-то образом сделать ее еще более фантастической. Любая попытка лавировать где-то посередине между этими двумя крайностями означает, что автор из кожи вон лезет, чтобы не обидеть добрых людей, позволивших ему прокатиться на своей новейшей модели авто. Реальность же в автомобильном мире чаще черно-белая. Так что я оставлю светские беседы и сразу говорю вам, какого цвета получился предмет нашего разговора.

4-е поколение Mazda MX-5 во всей красе.

Белого. Ну, или если ваш любимый цвет — черный, тогда черного. То есть, новое поколение ничем не хуже всех предыдущих MX-5. Напротив.

У базового двигателя размер всего 1.5 литра безо всяких турбо- и супернаддувов. Но выдает он около 130 лошадиных сил — этого как раз хватает, чтобы повеселиться. Здесь важно не забывать, что машина очень легкая, то есть удельная мощность на единицу массы не так ужасна, как кажется. Понятно, что вы не станете победителем на гонках со светофора. Если только вопреки здравому смыслу не ввяжетесь в дуэль с трамваем или другим общественным транспортом.

Реальное преимущество размещения такого крохотного двигателя в передней части автомобиля — он очень легкий. То есть на крутых поворотах машина в управлении ведет себя, по сути, как карт. Да, это заезженное клише, но в данном случае мы имеем дело с единственным в мире легковым автомобилем массового производства, для которого это правда. Вес — главный враг скорости на повороте и управляемости автомобиля, а по сравнению с этой машиной даже Mini Cooper S выглядит полноватым. Вдумайтесь в это: даже с двумя довольно упитанными пассажирами MX-5 все равно не будет весить меньше пустого Mini!

Если вы хотите больше мощности за счет пары лишних килограммов, можете выбрать 2-х литровый двигатель на 160 лошадиных сил. Опять же, 160 л.с. по сегодняшним меркам — не так уж много, но на прямой MX-5 без проблем удержится рядом, скажем, с Toyota GT86, которая выжимает 200 «лошадей» из 2-х литрового 4-х цилиндрового оппозитного двигателя. Однако GT86 намеренно спроектирована со сниженным сцеплением, чтобы «живее» идти при ограниченной доступной мощности. MX-5, напротив, ничего кроме сцепления и не просит, хватаясь за дорогу, как маленький котенок запускает когти в ваш новый свитер. В результате это очень популярная машина для гонок на треке. И поскольку она достаточно недорогая, гонки часто получаются абсолютно безумные и очень зрелищные. Даже в виртуальном мире, когда мне хочется в безопасности погонять онлайн, я запускаю iRacing, где можно состязаться на MX-5 против ребят со всего мира.

Что же до внешнего вида новенькой MX-5? Я сразу заметил, что машина больше не такая «улыбающаяся», как раньше. Помните, все предыдущие модели были как будто постоянно счастливые, иногда это было даже несколько жутковато. Когда кто-то улыбается тебе в прямом смысле все время, невольно начинаешь задумываться, что же там содержится, в этих витаминах? По всей видимости, кто-то в компании Mazda тоже решил, что машине не повредит более серьезный вид и сделал выбор в пользу весьма сердитых передних фар, сохранив при этом улыбающийся «рот» решетки радиатора. Не уверен, что это можно считать особенным улучшением, но MX-5 всегда выглядела неплохо, и новая модель, на мой взгляд, не исключение.

На вечно улыбающихся Mazda MX-5 предыдущих поколений было как-то странно ехать на работу, особенно утром в понедельник…

Новая Mazda MX-5 выглядит чуть более серьезнее, я бы даже сказал — солиднее.

Продуктивно и просто.

Само собой, она никогда не станет конкурентом Porsche Boxster и им подобным, но этого от нее никто и не потребует, учитывая, что за цену бокстера можно купить несколько таких «мазд». Это просто иной сегмент. К тому же иногда меньше — да лучше. Правда, это не мешает людям вот уже который год ставить на свои MX-5 всякие турбонаддувы, супернаддувы и даже огромные двигатели V8. На YouTube, вероятно, больше видеороликов тюнингованных MX-5, чем подписчиков в Twitter у Джастина Бибера. Хоть какая-то справедливость в этом мире еще существует. Как я уже говорил, для человека, увлеченного автомобилями, просто невозможно не любить MX-5. Спасибо, что Mazda их еще выпускает. Что лично до меня, то я вряд ли куплю себе MX-5, но вот прокатиться на ней никогда не откажусь!

Вы, конечно, можете поставить двигатель Corvette в вашу MX-5, почему бы и нет? Если не жаль заводской гарантии.

Грустный факт заключается в том, что большинство владельцев автомашин, вероятно, даже не знают, что это такое, когда от управления машиной ты получаешь нереальное удовольствие. Ну вот вам и одна хорошая новость на сегодня: оказалось, счастье можно купить за деньги. И даже не за такие уж огромные!

 

 

 

02 октября 2015
Ян Кооманс для раздела Механизмы