Культура

У «Девушки с жемчужной сережкой» изначально были ресницы, другой фон и более яркие цвета

У «Девушки с жемчужной сережкой» изначально были ресницы, другой фон и более яркие цвета

На сайте гаагского музея Маурицхёйс опубликовали результаты исследования картины Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой».

В 2018 году с 26 февраля по 11 марта в Маурицхёйсе проводилось исследование знаменитой картины нидерландского художника Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой», причем в очень необычном формате. Для этого проекта под названием The Girl in the Spotlight (англ. — «Девушка в центре внимания») в Золотом зале музея построили специальный прозрачный павильон. Именно там с картиной работали исследователи, а посетители могли наблюдать за процессом. Пока оригинал изучали ученые, на его месте повесили 3-D репродукцию. Все этапы ведущий исследователь проекта Эбби Вандивере освещала в блоге на сайте музея.

До этого проекта картину в последний раз изучали и реставрировали в 1994 году. Однако в наше время, конечно, у исследователей гораздо больше технических возможностей для подробного изучения всех слоев полотна. В ходе проекта The Girl in the Spotlight удалось выяснить некоторые ранее неизвестные подробности о шедевре Вермеера.

К примеру, оказалось, что фон — не просто темное пространство. Художник изначально изобразил девушку на фоне драпировки, похожей на занавес или гардину, зеленого цвета. На это указали диагональные линии и цветовые вариации в верхнем правом углу картины. Однако на протяжении веков рисунок складок драпировки просто стерся, а зеленый пигмент потемнел.

У «Девушки с жемчужной сережкой» изначально были ресницы, другой фон и более яркие цвета

Также благодаря исследованию можно проследить, как менялся замысел художника и какие изменения он вносил в композицию. Например, в процессе рисования изменилось положение уха, а также очертания верхней части головного платка и задней стороны шеи. Теперь можно и более подробно и наглядно представить себе, как именно Вермеер выстраивал композицию: согласно результатам исследования, он работал от фона к переднему плану. Он проработал зеленый фон драпировки и тон лица девушки, затем написал желтый жакет, белый воротничок, платок и жемчужную сережку. А потом подписал работу в верхнем левом углу «IVMeer».

У «Девушки с жемчужной сережкой» изначально были ресницы, другой фон и более яркие цвета

Обнаружилось и изначальное наличие ресниц у девушки: макро-рентгеновское флюоресцентное сканирование и микроскопическое исследование выявили, что Вермеер нарисовал ресницы вокруг обоих глаз.

У «Девушки с жемчужной сережкой» изначально были ресницы, другой фон и более яркие цвета

Удалось также точно выявить цветовую палитру картины и даже установить конкретные пигменты. К примеру, для голубого цвета платка, который изначально был гораздо более ярким, использовался пигмент из полудрагоценного камня ляпис-лазури, добываемый на территории современного Афганистана. Его приготовление было трудоемким и дорогостоящим — в XVII веке он стоил дороже золота. К сожалению, установить личность девушки исследование не помогло. До сих пор неизвестно, вымышленный ли это персонаж или реально существовавшая девушка. Предполагается, что все же это был не портрет, а трони — портретный этюд, призванный изображать некий тип, характер или выражение лица.

У «Девушки с жемчужной сережкой» изначально были ресницы, другой фон и более яркие цвета

И все же благодаря исследованию не только удалось больше узнать о принципах работы мастера, композиции картины и уточнить многие детали — также ученые узнали истинное состояние некоторых слоев полотна, что позволит предупредить процессы разрушения.

07 мая 2020
Posta-Magazine для раздела Культура