Культура

Арт-уикенд в Москве: зазеркальный мир Мэта Коллишоу в Галерее Гари Татинцяна

В Галерее Гари Татинцяна проходит выставка Мэта Коллишоу, одного из лидеров Young British Artists — влиятельного художественного движения, которое определило вектор развития британского искусства в 1990-х годах.

На выставке «Альбион» представлены работы последних лет, в которых Коллишоу обращается к творчеству старых мастеров.

История Young British Artists, «Молодых британских художников», началась в 1988 году, с выставки Freeze, организованной другом и сокурсником Коллишоу Дэмиеном Хёрстом, в которой приняли участие недавние выпускники лондонского Голдсмитс-колледжа. Они привлекли к себе внимание провокационными работами и «шоковыми тактиками», став в некотором смысле рок-музыкантами от искусства.

Коллишоу представил тогда ставшую его визитной карточкой Bullet Hole — многажды увеличенное изображение черепной раны от ледоруба, найденное им в одном медицинском пособии. Немногим позже, в 1991-м, Дэмиен Хёрст создаст столь же хрестоматийную «Физическую невозможность смерти в сознании живущего», представляющую собой тушу акулы в формальдегиде. А Трейси Эмин в 1999-м будет номинирована на престижную премию Тёрнера за работу «Моя кровать» — живое свидетельство нескольких депрессивных дней из жизни художницы, наполненных алкоголем и сексом. Одним словом, сплошные пощечины буржуазному общественному вкусу.

Арт-уикенд в Москве: зазеркальный мир Мэта Коллишоу в Галерее Гари Татинцяна. Bullet Hole. 1988

Bullet Hole. 1988

Работы Коллишоу последних лет лишены бунтарского духа 1990-х, но их внешнее изящество и зрелищность смущают и волнуют не меньше. При этом он вовсе не стремится вывести вас из равновесия — по крайней мере это не самоцель: Коллишоу задается вопросами о человеческой природе, ее «низких» и «высоких» ипостасях, жизни и смерти в физических и метафизических проявлениях. Его интересует тонкая грань между реальностью и иллюзией, нюансы восприятия нашим сознанием вещественного и беспредметного мира.

Арт-уикенд в Москве: зазеркальный мир Мэта Коллишоу в Галерее Гари Татинцяна. Гасконады. 2017

Гасконады. 2017

В произведениях 2014–2017 годов, которые можно видеть на выставке, Коллишоу использует мотивы и темы живописи старых мастеров. Одна из самых впечатляющих работ в экспозиции — All Things Fall (название которой можно перевести как «Смерть неизбежна»), отсылающая к картине ренессансного художника Ипполито Скарселлы «Избиение младенцев» на известный библейский сюжет. По форме это зоотроп, то есть устройство для демонстрации движущегося изображения, оптический эффект которого основан на инерции человеческого зрения. Вращаясь под вспышками света, заполненный тремя сотнями статичных скульптурных фигур барабан вызывает к жизни картины человеческой жестокости, а вместе с ними — многочисленные ассоциации: о движении истории по кругу, о природе насилия и неизбывных социальных и религиозных конфликтах. По большому счету, несмотря на все технические достижения, человеческая цивилизация недалеко ушла от архаики.

Арт-уикенд в Москве: зазеркальный мир Мэта Коллишоу в Галерее Гари Татинцяна. All Things Fall. 2014-2017

All Things Fall. 2014-2017

В серии «Черные зеркала» на гладких поверхностях экранов в массивных барочных рамах муранского стекла возникают и снова исчезают образы святого Себастьяна, Андромеды и змея-искусителя. Кто они, призраки людей или персонажи с картин мастеров прошлого, — не так важно. Эти анимированные цифровые образы завораживают и пугают своей двойственностью: они не имитируют и не реконструируют мифические события, а создают новый вид реальности, виртуальной. Где здесь заканчивается чувственный мир и начинается воображаемый? Виртуальность — искусственный конструкт, но если она создана человеком, значит, тоже реальна? Эти вопросы вспышками возникают в сознании, но ответы на них ускользают, подобно видениям в черных зеркалах.

Арт-уикенд в Москве: зазеркальный мир Мэта Коллишоу в Галерее Гари Татинцяна. Черные зеркала. 2016-2017

Арт-уикенд в Москве: зазеркальный мир Мэта Коллишоу в Галерее Гари Татинцяна. Черные зеркала. 2016-2017

Черные зеркала. 2016-2017

В просторном, полутемном зале перед глазами зрителя предстает еще один призрак — «Альбион», являющий собой проекцию тысячелетнего дуба в английском Шервудском лесу, в котором, по местной ноттингемской легенде, некогда укрывался благородный разбойник Робин Гуд. Проекция воспроизводится в иллюзионистской технике «Призрак Пеппера», которая позволяет, при помощи специального освещения, видоизменять объекты, делать их прозрачными или превращать из одного в другой. Шервудский дуб бесшумно покачивает листвой, но кажется, что он шепчет что-то тихо-тихо. Возможно, о том, что он устал от жизни, которую искусственно поддерживают стальные подпорки, установленные вокруг него еще во времена королевы Виктории. И снова та же раздвоенность — что здесь реальность, а что — ее оттиск? Человек как будто приговорил многовековое дерево к вечному существованию, лишив возможности выбора между жизнью и смертью. Собственно, последняя для живущего — всегда остается в некотором смысле иллюзией, абстракцией, конструктом воображения, которую можно представить, но невозможно испытать. Что не делает ее менее реальной.

Арт-уикенд в Москве: зазеркальный мир Мэта Коллишоу в Галерее Гари Татинцяна. Альбион. 2017

Альбион. 2017

Детали
До 28 апреля
Галерея Гари Татинцяна, Серебряническая наб., 19

 

 

 

15 февраля 2018
Инна Логунова для раздела Культура