Ярчайшему фотографу современности Марио Тестино, мечтавшему стать священником, но превратившемуся в автора исповедальных фотопортретов звезд первой величины, исполнилось 62 года. Пересматриваем лучшие работы мастера и ищем секрет его успеха.
«Я ему полностью доверяю», —
признается Гвинет Пэлтроу. «Он умеет показать меня сексуальной», — кокетничает Кейт Мосс.
Из католической школы в Перу — в фотостудию в лондонском госпитале |
«Самый стильный фотограф» по мнению Британского совета моды, обладатель почетной степени Королевского фотографического общества и рыцарского ордена Британской империи, известный в модном мире под трогательным прозвищем Супер Марио, долго искал свое призвание. Родившийся в 1954 году в Перу мальчик из многодетной семьи сначала мечтал стать священником, затем пробовал себя в качестве переводчика, сопровождая отца в командировках в США, учился в университете в Лиме на факультете экономики, изучал юриспруденцию в Католическом университете и международное право в университете Сан-Диего. Однако ни одно из этих начинаний не закончилось дипломной работой и пафосными речами на выпускном: в 1976 году, когда Марио оказался в Лондоне, он по-прежнему вынужден был работать официантом. Судьбоносным для Тестино стало знакомство с театральным фотографом Джоном Викерсом, к которому он поступил «в услужение» ассистентом. Через несколько лет у начинающего фотографа, покрасившего волосы в розовый, уже была собственная студия в заброшенном госпитале у Трафальгарской площади. Впрочем, там же он и жил…
От аристократичного стиля Сесила Битона до «несуразной» Бюндхен |
В течение следующих 15 лет Марио Тестино прочно вошел в мир моды. Довольно быстро расправившись с гипнотическим влиянием Сесила Битона и Нормана Паркинсона, из талантливого имитатора он превратился в яркого портретиста с собственным почерком. Сотрудничество с журналами Harpers & Queen, Vogue, Elle, Vanity Fair и Harper’s Bazaar не привело его стиль к «общему модному знаменателю», но пробудило в нем настоящего исследователя человеческой природы. К этому периоду относится и его первое «открытие» — модель Жизель Бюндхен, которую, по словам самого Тестино, многие считали несуразной. Эти же 15 лет он расплачивался с банком по кредиту, взятому на старте карьеры, чтобы купить хорошую технику.
Марио с Кейт Мосс, Хеленой Кристенсен, Надей Ауэрманн, Натальей Водяновой и другими супермоделями
Марио с Жизель Бюндхен и ее мужем Томом Брэди
Громкие имена |
Первыми «звонкими» рекламными кампаниями Тестино стали съемка Мадонны для Versace, где Марио «потеснил» самого Ричарда Аведона, не сработавшегося со звездой, сексуальная съемка для Gucci в 1996 году, принесшая компании более 300 миллионов долларов прибыли, и фотосессия с Кейт Мосс. Затем Тестино стал автором последней съемки принцессы Дианы для Vanity Fair, сфотографировал Жизель Бюндхен с обнаженным Робби Уильямсом для обложки Vogue UK, создал календарь Pirelli 2001 в стиле 1970-х, снял Деми Мур для обложки Vogue Paris, Наталью Водянову для Vogue US, Ченнинга Татума для GQ, Леди Гагу для V Magazine и обнаженных Клаудию Шиффер, Наоми Кэмпбелл и Еву Герцигову для кампании D&G Fragrance Anthology. Что дальше?
Кейт Мосс
Мадонна в кампании Versace |
Рекламная съемка для Gucci |
Принцесса Диана глазами Тестино
Жизель Бюндхен и Робби Уильямс
Деми Мур и Наталья Водянова для Vogue
Ченнинг Татум |
Клаудия Шиффер, Наоми Кэмпбелл и Ева Герцигова |
Леди Гага
Женщины vs. Мужчины |
Тестино стал не просто модным фотографом, но «поверенным» в делах и лучшим другом своих «подопечных». В его день рождения супермодели пишут ему признания в Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации), а британские издания множат его славу, вновь и вновь перепечатывая фото принца Уильяма и Кейт Миддлтон его авторства. Но есть в его биографии съемка, интересная не только необычным сюжетом, но и сложным подтекстом. В 2012 году Марио Тестино создал довольно агрессивный портрет дерущихся Даутцен Крез и Адрианы Лимы для журнала V Magazine («разнимал» моделей Роб Эванс), ставший поводом для философских размышлений в интеллектуальных кругах. Самого звездного современного фотографа вдруг стали почти жалеть, сетуя на то, что он оказался во власти требовательной, но ограниченной в потребностях женской публики.
Ответом сомневающимся в многогранности его таланта стала фотокнига мужских портретов Sir, в которой «король женского гламура» обратился к теме мужественности. В грандиозном по замыслу альбоме собраны около 300 фотопортретов, созданных Тестино за последние 30 лет. Среди героев «мужской хроники» — Брэд Питт, Джордж Клуни, Дэвид Боуи. «Снимать их намного проще, чем женщин. Не нужна прическа, макияж, одежда, каблуки и юбка правильной длины. На мужчину можно надеть все, что угодно, и это будет выглядеть здорово! Мне всегда давались проще именно мужские портреты. Но я всегда понимал, что бизнес — это женщины. Поэтому я сделал ставку на женщин, я снимал, я совершенствовался и искал, но „в пути“ я всегда создавал и портреты мужчин, хотя многие из них оставались в тени». В книге много автопортретов и много самокритики: «Знаете, почему так много людей хочет фотографироваться со мной? Потому что рядом со мной кто угодно выглядит хорошо, так непривлекателен я по сравнению с другими людьми!»
Даутцен Крез, Роб Эван и Адриана Лима в скандальной съемке для V Magazine
«Роллинги» Кит Ричардс и Мик Джаггер
Дэвид Бекхэм и Орландо Блум
Дэвид Боуи |
Джош Хартнетт |
Из сексуального глянца — в перуанскую колористику |
Сексуальность, провокативность и противоречивость модного мира, завораживающая Тестино, не погасила в его сердце и любви к этнической моде из своего детства. В 2013 году фотограф представил капсульную коллекцию женской одежды и аксессуаров Mate, посвященную стране его детства Перу. Тогда же в Институте Испании имени королевы Софии в Нью-Йорке открылась выставка Марио Тестино Alta Moda — фотографии перуанцев в традиционных костюмах. «Это дань уважения традиционным перуанским костюмам, их вышивке, цветам, тканям, которые все еще носят в Андах. Я хотел выразить свое восхищение богатством национальных одеяний, к которым перуанцы относятся с большим почтением». 20% от продажи коллекции пошли на благотворительные цели: Марио Тестино является послом международной организации Save the Children, строит клиники для детей в Перу, сотрудничает с фондом Элтона Джона Elton John AIDS Foundation и поддерживает перуанское искусство. Мечта стать священником почти исполнилась, хотя учиться понимать человеческие души Марио предпочел за кулисами модных шоу и в гримерках великих актеров. «Жизнь для меня — вечеринка. И когда она закончена — она закончена. Поэтому я никогда не хотел детей. Люди хотят детей, потому что хотят оставить что-то после себя. А я не хочу. Единственное, что имеет для меня значение — это настоящее».