Чаще всего интервью со звездами кино, режиссерами и продюсерами берут для СМИ журналисты или критики, которые могут блестяще говорить о предмете и разбираться в нем, но те, кто работает непосредственно в индустрии, знают большее количество деталей и подводных камней.
Фото: Ян Кооманс
Генеральный продюсер проекта: Аниса Ашику
Поэтому для интервью и репортажей в нашей рубрике «КиноБизнес изнутри» мы пригласили в качестве ведущей Ренату Пиотровски — профессионала индустрии. Сегодня ее собеседник — генеральный директор компании Disney в России и СНГ Марина Жигалова-Озкан.
Помню, как сидела в темном зале
Disney был частью моей жизни с раннего детства: мои родители работали в системе Министерства иностранных дел, и я помню, как они брали меня, совсем еще маленькую, в кинозал МИДа на сеансы «Бэмби» и «Белоснежки». Я сидела в темном зале и была абсолютно зачарована действом, которое происходило на экране. А потом в школе мы с друзьями собирали вкладыши от жвачек с Микки Маусом: интересно, как они вообще попадали Советский Союз?! В Disneyland я в первый раз попала в 30 лет — когда училась в Гарвардской школе бизнеса: мои друзья-американцы отвезли меня туда на выходные. Я была потрясена масштабом парка! Безупречное внимание к деталям, которое позволяет каждому гостю на какое-то время забыть о реальности и погрузиться в сказку, почувствовать себя ребенком и просто прожить время, не думая о проблемах и сложностях. То, как парк организован, какие эмоции ты испытываешь, когда видишь разные поколения людей, которые вместе счастливо проводят время — это невероятно. Я почувствовала то же самое, когда в первый раз отвезла своего сына в Disneyland и видела его сияющие глаза.
Моя первая работа — библиотекарь в МГУ
Я не поступила в университет на экономический факультет, и моей первой работой была должность библиотекаря в МГУ. Я носила книги умным студентам. Помню, что к вечеру у меня перед глазами были только полки и названия авторов. Книгохранилище в Университете — это огромный плохо освещенный подвал с железными стеллажами, уходящими вдаль. За день много раз проходишь эти стеллажи, а поскольку я визуал и все запоминаю картинками, то легко могла запомнить, кто и что написал. За тот год я прочитала гигантское количество книг, знала всех авторов и — еще один плюс — отлично разгадывала кроссворды!
60 интервью
В апреле будет 13 лет, как я возглавляю компанию Disney в России и СНГ: до этого я работала первым заместителем генерального директора крупнейшего в России на тот момент медиахолдинга «ПрофМедиа». Помню, как раздался звонок (как это часто бывает в жизни, в момент, когда ты совсем не ищешь перемен и уверен, что у тебя все прекрасно). На том звонке мне предложили фактически создать с нуля российскую компанию Disney. Не было ни команды, ни места под офис, ничего. Уже попадались какие-то книжки, на Первом канале шел «Клуб Микки Мауса», но никакой стратегии развития бренда не существовало. Я приехала в Лос-Анджелес и прошла 60 интервью, где я не только говорила о своем опыте и видении, но и пыталась понять, насколько серьезно компания хочет развивать бизнес в России и СНГ. Я считаю, что прием на работу — это взаимный процесс. Когда ты кого-то принимаешь, ты, конечно, интервьюируешь кандидата, но и кандидат интервьюирует тебя. Потому что компания должна подходить человеку лично, ее культура должна ему быть понятна и близка. Особенно на топовой позиции. У меня была очень интересная работа, от которой было сложно отказаться, но бренд Disney, естественно, завораживал.
А что вы делаете? Мы только начинаем, но будет очень интересно!
Когда я начала работать в Disney, мы сидели в так называемых сервис-офисах — в комнатах размером в половину этого стола (во время интервью мы сидим за столом на 20 человек — Прим. ред.), без окон, но с дверью. Сначала это были только я и мой ассистент, потом стали появляться коллеги. Убеждать людей идти к нам работать было непросто. Я говорила: «Вот, компания Disney». — «А сколько человек работает?» — «Пока три». — «А что вы делаете?» — «Мы только начинаем, но будет очень интересно!». Я очень счастлива, что мне удалось убедить лучших людей рынка стать частью Disney, и практически вся команда топов до сих пор работает в компании, уже 10-12 лет, это наша основа.
Создать семейную аудиторию
Передо мной стояла сложная задача — выстроить российский офис Disney, учитывая особенности рынка, культуру и традиции нашей страны. Глобальные релизы Disney (а это такие бренды как Disney, MARVEL, «Звездные войны») сегодня пользуются огромной популярностью, но 13 лет назад семейное кино в России практически не собирало залы. В основном мы смотрели боевики и молодежные комедии, в кино ходили очень молодые люди, семейной киноходящей аудитории в принципе не существовало. Поэтому одной из наших задач было выстроить с нуля именно работу с семейной аудиторией. Мы придумывали инновационные маркетинговые ходы, организовывали крупные альянсы — например, с цифровыми платформами вроде «Яндекса», делали топеры на остановках — первые в Москве и во многих городах, и тогда это казалось какой-то невероятной инновацией. Мы были первыми, кто начал привлекать другие бренды, чтобы они соинвестировали с нами в продвижение фильмов по формату ко-промо. Мы по-настоящему меняли рынок.
Скорее всего, это уже устарело
Специфика нашей работы — это необходимость постоянно придумывать новые решения и практики. У меня есть правило — избегать автоматических повторений. Не нужно по привычке делать то, ты делал до этого много раз, ведь скорее всего, это уже устарело. Мир меняется очень быстро, и наша задача — меняться вместе с ним, а чаще действовать на опережение. Поэтому мы ежедневно задаем себе вопрос: а что мы на этот раз можем сделать по-другому? Есть ли вариант сделать это эффективнее?
Порой инновации, которые мы запускаем в России, потом используются во всем мире. Например, первый канал продвижения фильмов на YouTube в компании Disney глобально сделали мы, а наши коллеги только через шесть месяцев. И Минни Маус стала иконой моды здесь, в России: первый раз за всю историю Disney она появилась именно на страницах российского Vogue — в 2008-м, когда главредом была Алена Долецкая. Минни вышла на подиум вместе с Валентином Юдашкиным, который создал для нее платье «Матрешка».
Ломаем стереотипы
Есть определенные стереотипы. Например, что Disney — это только для детей. Мы стали думать: что сделать, чтобы это изменить? И договорились с Первым каналом: в течение шести лет там выходила передача «Волшебный мир Disney», которую сначала четыре года вел Иван Ургант, а потом Леонид Парфенов. Мы вместе снимали забавные подводки к каждой нашей истории, стараясь привлечь взрослую семейную аудиторию и расширить рамки бренда.
Как достучаться до российских потребителей
В России и в Советском Союзе комиксы были непопулярны, никто не знал ни Тора, ни Железного человека, ни Черную вдову. И когда компания Disney купила студию MARVEL и она стала частью нашего глобального бизнеса, нам нужно было придумать, как достучаться до российских зрителей. Мы методично и ювелирно продумывали стратегию продвижения для российского рынка. Сегодня релизы MARVEL — самые кассовые фильмы в нашей стране, с огромной и растущей фанатской базой. Это абсолютная заслуга команды, с которой мы вместе работаем.
Возрождаем сказки
Я считаю, что очень важно возрождать сказки. В нашей стране — мощные кинематографические традиции! И перед нами стояла непростая, но очень интересная задача: понять какое кино Disney может сделать в России? Чем оно может быть уникальным и, что очень важно, быть комплементарным глобальным релизам? В какой-то момент после долгих обсуждений и поисков мы поняли, что в России есть абсолютно удивительные истории — сказки, со своей мифологией, героями, моралью.
Наш российский фильм «Последний богатырь» стал одним из самых кассовых в истории проката России и СНГ, его посмотрело около 8 миллионов человек! Самый главный результат для меня лично — в кинотеатры пришли целые поколения людей — мамы, папы, бабушки, дедушки, дети, подростки. Даже мой сын, который с 11 лет учится в Англии, оценил кино. Теперь очередь за продолжением: мы не имеем права разочаровать зрителей. Сейчас мы завершаем работу над сценарием и готовим производство. Я лично приезжаю на «Мосфильм», погружаюсь в историю и проверяю каждую деталь.
В чем бренд Disney?
В волшебстве, в вере в себя, оптимизме, доброте, счастье. А еще в том, что это истории, смотреть которые комфортно всей семьей. В наших фильмах вы никогда не увидите чего-то, что вас или сидящего рядом ребенка покоробит. Обязательно соответствуют шутки. И в то же время, это всегда весело, задорно и ярко, так как мы ориентируемся на всю семью и нам важны все зрители.
Душа режиссера
Кино надо снимать тогда, когда ты понимаешь, что если ты его не снимешь, тебя разорвет. А если можно не снимать, то лучше и не снимать, потому что это очень чувствуется на экране. Но я, конечно, говорю про авторские фильмы. Коммерческое жанровое кино требует очень системной работы и большой команды. Но в любой истории должна быть душа режиссера.
Я все время чему-нибудь учусь
Всю свою жизнь я стараюсь учиться.
После МГИМО и Гарвардской школы бизнеса, я решила получить третье образование — режиссера художественных фильмов. Компания Disney уже 9 лет лидер на рынке кинопроката России и СНГ. Часто совместная работа с продюсером и режиссером начинается еще до съемок фильма, на этапе создания сценария и выбора актеров. У нас уже есть накопленный опыт работы с кинотеатрами, знания, как зрители ходят в кино, которыми мы делимся с создателями картин. В какой-то момент я осознала, что мне необходимо видеть фильм с точки зрения режиссера, что необходимо погрузиться самой в эту профессию. Я подала документы на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, в мастерскую Владимира Хотиненко — и поступила. Вместе с моим сокурсником мы сняли дипломный фильм. И он был отобран на Московский кинофестиваль, это было бесконечно приятно. Приз мы не получили, но Hollywood Reporter написал, что из всего показанного короткого метра это было самое талантливое кино. Большое им за это спасибо! (Смеется.) Десятиминутную версию этого 26-минутного фильма мы сделали для благотворительного аукциона Action! — ее купили за большую сумму, и все эти деньги пошли детям. Но самое приятное и неожиданное было получить главный приз — «Золотого Орла» за лучший короткометражный фильм 2018 года! Так что все не зря!
Я не злюсь и не нервничаю
Я давно отучила себя нервничать. Волнуюсь только, если сын звонит в то время, когда он должен быть в школе, или два раза подряд звонит моя 98-летняя бабушка: мы с ней каждый день разговариваем, и я часто к ней заезжаю. А на работе, как показывает опыт, волнение бессмысленно: если что-то не случилось сейчас, значит оно случится потом. Нужно уметь подниматься над ситуацией, «отходить в сторону». В пробках я вообще не переживаю: это прекрасное время, когда можно побыть одной, подумать. Ведь мы так мало времени проводим наедине с собой.
Я ни с кем не борюсь
Бороться ни с кем не надо. Очень важно сконцентрироваться на себе, на том, что тебе важно. И с собой тоже не надо бороться: нужно принимать себя — понимать, что ты умеешь, а что нет, знать, что ты хочешь в себе развивать, а что тебе неинтересно. А в команде важно уважать окружающих, принимать правила игры и быть открытым: если начинаешь интриговать, это всегда повлечет за собой негатив. Прямолинейность помогает решить многие вопросы.
Очень важен тайминг
Тайминг и системность очень важны. Если я чем-то занята, это значит, что я сейчас сосредоточена только на этом. Можно потратить всего полчаса, но сделать действительно много, если концентрироваться на задаче. А если начать отвлекаться и писать сообщения — эффективно решить ее не получится.
Самый строгий мой судья — это мой сын
Сейчас я сына уже не воспитываю! Скорее он воспитывает меня. (Смеется.) Я считаю, что очень важно воспитать человека со своим суждением и мнением. С самого раннего детства я пыталась не говорить ему: «Ты пойди и это сделай». Я объясняла: «В данной ситуации можно сделать так, а можно так… Последствия могут быть такие и такие. Как ты думаешь, как бы ты хотел поступить? Я тебя буду любить в любой ситуации, всегда». И вот так, шаг за шагом, я учила его брать на себя ответственность. И он привык принимать решения. А еще я с детства приучила Дениза к шахматам: к нам приходила чудесная женщина — гроссмейстер международного класса. Он сначала был против, а потом увлекся. Поэтому сейчас у него хорошо с математикой. У меня и папа хорошо играет в шахматы: я помню, как он, играя с Денизом, сильно задумывался и понимал, что если сейчас не постарается, то проиграет!
Чаще всего летаю в Лондон
Я много бываю в Лондоне, потому что там учится мой сын. Мы вместе проводим каникулы. Но в этом году сыну уже 16, у него важные экзамены, и он строго мне сказал: «Никуда отдыхать не поедем, я буду заниматься!» А так мы каждый год ездим кататься на лыжах или на пляжный отдых. А еще любим приключения: были в Африке, на Галапагосах, в Перу, в Новой Зеландии, в Латинской Америке. По работе я часто езжу на студию в Лос-Анджелес, а встречи руководителей разных регионов могут проходить в Австралии, в Корее, в Японии, в Сингапуре или Китае.
Главное — высыпаться
Я долгие годы пользуюсь косметикой Biologique Recherche — у них огромный ассортимент различных средств, которые можно использовать днем, вечером, а главное — в поездке… Для меня это очень важно, потому что в перелетах кожа сохнет. Плюс я уже много лет не ем соль, сахар, не пью молоко, не ем жирное, жареное или маринованное. Но главное в любом возрасте — высыпаться.
Взрослым тоже нужно смотреть мультики
Например, «Головоломку», «Вверх», «ВАЛЛ-И», «Зверополис» или «Тайну Коко». Каждый из них затрагивает очень важные истории и эмоции и помогает взрослым лучше понять детей и самим оставаться чуть более открытыми миру.
«Счастье»
«Счастье — это …» — это наш социальный проект в поддержку молодых кинематографистов. Мы провели творческие конкурсы по всей стране, выбрали 7 начинающих режиссеров и 14 сценаристов и помогли им снять первое кино для большого экрана! Фильм стартует в кинотеатрах 1 апреля, его можно будет посмотреть абсолютно бесплатно! Это наше осознанное решение — неправильно молодые работы ставить в конкуренцию коммерческому кино, а мы хотим, чтобы наши трогательные истории о счастье посмотрело как можно больше зрителей.
Мы поддерживаем в прокате не только фильмы наших глобальных студий, но и мировые привлеченные проекты и российское кино. Например, очень горжусь тем, что мы прокатываем фильм «Братство» Павла Лунгина. А уже совсем скоро, тоже при нашей поддержке, выйдет фильм Рэйфа Файнса «Белый ворон» о Рудольфе Нурееве. Наша цель донести до зрителя действительно качественное кино. Поэтому для нас это не всегда вопрос денег, мы один из первых мейджеров, кто начал поддерживать авторские российские проекты. Мы прокатывали фильм «Рай» Андрея Кончаловского, «Большой» Валерия Тодоровского, «Довлатов» Алексея Германа — Младшего… Но теперь и артхаусные русские фильмы собирают кассу. Так что и этот тренд мы поменяли!