Мари-Франс Покна — культовая фигура в мире моды и люкса, консультант ведущих Домов мира, журналистка и писательница, автор одной из самых авторитетных биографий Кристиана Диора, владелица собственного дела.
Для интервью я пригласила Мари-Франс в свой уютный сьют в отеле Le Bristol
Фото Jan Coomans
Журнал Conde Nast Traveller
назвал мою героиню «леди, с которой вы непременно должны познакомиться». Я, Татьяна Шевченко,
подписываюсь под этим.
Мари-Франс Покна (Marie-France Pochna). Признанный эксперт в области моды и тенденций в сфере люксовых брендов. С ее мнением считаются Chanel, Cartier, Guerlain, Dunhill, Baccarat… Еще?
Парижанка, которая жила в Нью-Йорке. Впоследствии этот город помог ей сформировать подход к бизнесу. Автор книги Christian Dior, которая признана авторитетным исследованием жизни кутюрье. Участник программ MBA, посвященных работе люксовых брендов в London School of Fashion и Essec Business School в Париже. Автор серьезной телевизионной программы «Раскрывая мир люкса», передача транслировалась более чем в 40 (!) странах мира… Еще?
Я имела честь познакомиться с Мари-Франс. Поговорить. Восхититься. Поучиться.
Татьяна Шевченко: Мари-Франс, мне нравится произносить ваше имя, поскольку оно является олицетворением такой страны! Пожалуйста, опишите вашу жизнь крупными мазками. Было ли что-то, что изменило ее?
Мари-Франс Покна: Если оглянуться на несколько десятков лет назад, то было в моей жизни событие, кардинально все изменившее. Мы ехали из Парижа в Довиль на выходные с моим мужем и маленьким сыном. Это было 11 августа, день моего 35-летия. Мы поздно прибыли в Hotel Royal, и, когда мы там оказались, мой муж ушел на ужин со своим отцом, а я поняла, что он ничего не спланировал к моему дню рождения. Ничего удивительного! Мне всегда приходилось ему о таких вещах напоминать.
Через пару часов, уложив сына и убедившись, что у него все в порядке, я загрустила. И решила пойти прогуляться. Я открыла окна и поняла, что на улице прекрасный вечер, и, поскольку я всегда любила длинные прогулки по пляжу в темноте, решила пройтись — с мужем или без него.
Hotel Royal
Деревянный променад, или, как его называют в Довиле, Les Planches, был заполонен людьми, и я шла быстро, чтобы уйти от толпы. Я хотела почувствовать песок под ногами и раствориться в бескрайности ночи. Размытые огни, очерчивающие безграничную береговую линию, складывались в ожерелье под небесами. Я была так погружена в свои эмоции и красоту вокруг, что не заметила, что позади меня кто-то есть. Я оглянулась и увидела, что за мной следовал незнакомец. Он посмотрел на меня и спросил: «Почему вы плачете, молодая леди?» Я была в замешательстве и, не думая, ответила: «Сегодня мой день рождения, и, кажется, именно поэтому я плачу».
Les Planches
Двадцать минут спустя. Мы сидим в баре Hotel Royal и отмечаем мой день рождения как должно, бутылкой Dom Pérignon. Однако я и не подозревала, что эта случайная встреча приведет к удивительной беседе с этим незнакомцем. Примерно до полуночи я слушала его и мысленно записывала за ним — через несколько недель из этих «заметок» материализовалась книга. Книга, которая ознаменовала новый, солнечный этап в моей жизни — написание биографий.
Этот невысокого роста человек, которого я не сразу узнала, хоть он был легендой в мире конного спорта и одним из величайших наездников в истории Франции, оказался Ивом Сен-Мартеном, жокеем-чемпионом французских скачек на лошадях чистокровной верховой породы. Но жизнь Сен-Мартена была драматична. Несколько десятков лет он был любимым жокеем Марселя Буссака, самого известного владельца скаковых лошадей того времени, для которого он завоевал бессчетное количество трофеев — как во Франции, так и в Англии. Но Марсель Буссак разорился: текстильный магнат, основатель дома Christian Dior, владелец газет и один из богатейших людей Франции потерпел фиаско. Империя, которую он выстраивал, была на грани банкротства, и для Ива Сен-Мартена, остававшегося верным Буссаку, это означало расставание с его выдающейся карьерой в верховой езде.
Ив Сен-Мартен с женой
Эту историю я включила и в биографию Марселя Буссака, и в следующую книгу — о Кристиане Диоре. В 1984 году остатки империи Буссака приобрел Бернар Арно, который несколько лет спустя стал президентом LVMH.
Вот так моя встреча с незнакомцем на пляже ознаменовала мою карьеру в качестве биографа!
Марсель Буссак
Кристиан Диор с моделью Дороти Эммс (1952 г.)
— Вопрос «a must» для моих интервью: «Art de vivre — что это для вас?» Мне очень важен и интересен именно ваш ответ.
— Art de vivre для меня это действительно способ существования: начиная с того, как я одеваюсь, немного чуть более скромно и прилично, чем принято сегодня среди увлеченных street-style, и продолжая тем, что я от руки пишу благодарственные записки в ответ на приглашения на званый ужин (и раньше злилась, когда мои юные сотрудники делали ошибки на письме, — а теперь все ошибки исправляет Интернет). Я немного «vieux jeu» (старомодна), и, признаюсь, это и есть для меня часть искусства жизни. Я помню, как моя бабушка проверяла спальни после горничной, чтобы убедиться, что покрывала и наволочки отглажены и благоухают запахом ландышей из парфюмерной бутылки Baccarat. Она носила забавную старую шляпу, когда шла в сад собирать цветы, и всегда делала очень простые и в то же время поэтичные композиции из цветов на обеденном столе. Не думаю, что она хоть раз ходила в цветочную лавку — за букетом или просто вдохновением. Я от нее унаследовала частичку этой способности.
— Ваша женщина? Кто и что она?
— Я восхищаюсь смелыми женщинами, которые ломали преграды на своем пути — в том числе для других. Например, французская женщина-мореплаватель Флоранс Арто. Она умерла 11 марта в трагическом вертолетном столкновении в Аргентине. Ее героическая борьба в море, где она выиграла одиночную кругосветную гонку и стала первой женщиной, которая победила в этом соревновании (речь о так называемой «Ромовой гонке» —La route du Rhum — 1990 года), навсегда останется в памяти. Она проложила дорогу для других чемпионок-мореплавателей.
Флоранс Арто
Меня также восхищают женщины, которых не останавливают проблемы в нашем мире, кажущиеся неразрешимыми. Меня крайне впечатлила молодая американка кенийского происхождения — Иршад Манджи. Будучи мусульманкой-реформатором, она создала «Проект моральной смелости» — площадку на телевидении, где она проводит в жизнь принципы толерантности и дает возможность высказаться отчаявшимся гражданам мира — тем, кого пытаются запугать.
Иршад Манджи
— А ваш мужчина? Какой он?
— Меня восхищают люди, которые делают наш мир лучше и верят в то, что нужно отдавать долг обществу, верят в социальную ответственность. Хороший пример для меня — Билл и Мелинда Гейтс и их фонд. Билл Гейтс жертвует не только свои деньги, но и время и ум — на то, чтобы вылечить малярию, болезнь, поражающую беднейших людей в мире. Меня восхищает то, что он не только борется с последствиями этого заболевания, но и пытается разобраться во всех нюансах, связанных с тем, как вылечить людей в странах, где нет возможностей поддерживать базовый уровень жизни, и предоставляет этим народам инструменты и навыки, которые помогут им научиться жить достойно.
— Биография Кристиана Диора: что она значила для вас?
— Моя биография Кристиана Диора, сначала изданная на французском, а затем в более чем дюжине стран мира, включая Россию, научила меня тому, что действительно значит роскошь. Первая коллекция Диора 1947 года застала всех врасплох и заслужила мгновенный успех. Почему? Потому что он инстинктивно понимал надежды людей и сформулировал посыл, который был услышан далеко не только привилегированной прослойкой, которая могла позволить себе остромодные вещи. В отличие от коллег, чьи коллекции не порождали искр с учетом социального контекста — Европа оправлялась от войны и все, как могли, пытались преодолеть нищету и невзгоды, — Кристиан Диор показал на подиуме исключительно жизнерадостные и пышные платья. Его коллекция, сразу же окрещенная New Look, была названа международной прессой «реинкарнацией женственности» и изменила то, как женщины одевались.
Объясняя причины своего успеха, Кристиан Диор сказал: «Роскошь — это наша цивилизация, это то, что мы защищаем». Он искренне верил в свою творческую миссию, на этом принципе и строил свою империю. Он сделал имя Диор неотделимым от культурного наследия, культа совершенства и традиций высочайшего мастерства. Он открыл нам, как эти ценности могут оказывать влияние на воображение отдельных людей и пробуждать в них эмоции. Эта книга была подарком для меня. Я путешествовала по миру, чтобы рекламировать книгу, и делилась с людьми этим необычайным опытом. Жан-Луи Дюма наилучшим образом сформулировал эту точку зрения: «Предметы роскоши не делают нас лучше как людей, но они делают заметным лучшее в каждом из нас».
— Женщина Диора. Какой она была в начале истории Дома и как выглядит сегодня? Они разные? Что нравится, что не нравится в них?
— Оставаться современным — это ежедневный труд, который вынуждает творца противопоставлять старое новому, и дизайнеры, у которых иногда заканчивается вдохновение, могут переосмыслять «коды» бренда так, что это кажется искусственным. Кристиан Диор умер в 1957-м, и его последователи — от Ива Сен-Лорана до Рафа Симонса, которому предшествовал Джон Гальяно, — показали нам, что в художественном наследии Кристиана Диора достаточно пространства, чтобы вдохновлять последователей. Ключевая константа у Диора — это восхваление «триумфальной женственности», и, по правде говоря, мне очень понравился показ коллекции осень/зима 2015/2016 года Рафа Симонса, на котором я только что побывала. Он создал эффектное сочетание маскулинного кроя в пальто и жакетах oversize с предельно женственными платьями пастельных и кислотных цветов, подчеркнутыми животными принтами. Получилось изящно и искусно — это придало новую энергию почерку дома Dior.
— Секрет счастья — существует ли он?
— Нет, но в жизни нет ни времени, ни места для злобы, горечи или пессимизма. Кто-то сказал: «Жизнь измеряется моментами, от которых у вас захватывает дух», и до тех пор, пока у нас есть возможность слушать концерты Моцарта или наслаждаться синими пейзажами Матисса, блаженство где-то рядом. Каждый раз, когда я в самолете, начинающем ночное снижение над одним из наших больших городов — Нью-Йорком, Гонконгом или Рио, — у меня учащается сердцебиение. Наш мир так прекрасен! Никто не выразил это лучше, чем Достоевский: «Красота спасет мир».
— Путешествуете ли вы? Назовите ваши три «дома вне дома».
— Мой основной дом — в Париже, я живу в 7-м округе, это прекрасно — куда бы мне ни нужно было пойти в центр Парижа, мне приходится идти пешком. Но за прошедшие годы у меня были дома в разных городах — в Каире и Джидде в 80-х, в Лондоне в 90-х, в Шанхае и Пекине я работала над фильмом между 2008-м и 2011-м, и Нью-Йорк — мой второй город, там у меня тоже есть свое жилье. И я люблю отели — чтобы сходить в SPA, выпить с друзьями или поужинать в ресторане. Мои три любимых городских отеля — нью-йоркский The Mark, который переоформлял мой друг Жак Гранж, Opposite House в Пекине и Aman Canal Grande в Венеции.
— В Aman Canal Grande я хотела бы поселиться (улыбается)! Но вернемся к нашему разговору. Недавно вы создали компанию Paris Unlimited? Зачем, почему, для чего?
— Моя карьера в индустрии предметов роскоши свела меня с людьми со всего мира — настоящими космополитами. Время — их самый ценный ресурс, и когда они путешествуют, то делают это ради уникальных и обогащающих переживаний и практического опыта. Имея это в виду, я создала Paris Unlimited. Мне нравится делиться моей страстью и доступом к культурному наследию Парижа с людьми с подобным моему складом ума — любознательными и восхищающимися.
Мы с моей командой создаем уникальные программы визита по Городу Света, которые гарантируют нашим клиентам близкое знакомство со стилем жизни Парижа. Каждый частный тур по Парижу или Франции создается эксклюзивно под наших клиентов, разбирающихся и умеющих ценить жизнь. Мы позволяем им насладиться историей и искусством, предметами роскоши и моды, гастрономией и винами, коллекционными спортивными автомобилями и другими мечтами. Это становится возможным для наших клиентов благодаря нашему уникальному доступу к самым эксклюзивным парижским местам и экспертам. Для Paris Unlimited нет ничего невозможного.
— Я тщательно выбираю партнеров. Но в случае Paris Unlimited, надеюсь на плодотворное, тесное сотрудничество.
— Последний вопрос, хотя мне очень не хочется Вас отпускать. Как оставаться чувственной, женственной во время виртуального общения, чатов, электронных книг, когда мне кажется, мы бежим быстрее, чем радиомагнитная волна?
— Очень интересный вопрос. Мы живем в мире постоянного общения и сейчас нам нужны каждый день, как внутривенное вливание, новости, картинки , звуки, игры… Почему нет? Stay tuned! Stay connected! Жизнь современной женщины более интересна и наполнена, чем жизнь женщины 50 лет назад. У меня вызывает восхищение, как сегодняшнее поколение женщин в больших городах сохраняют свой баланс. Все, что сейчас происходит и как мы живем, делает жизнь очень насыщенной, возбуждающей. Но я не хочу быть зависимой. У меня есть свое спасение. Я читаю. Я гуляю. Я пою. Я молюсь.
— …Спасибо.
P.S. P.S. Встреча проходила в Париже в моем «доме» отеле Le Bristol. Хочу лично поблагодарить Дидье Ле Кальвеза за теплый прием.