Культура

Power Couple: художники Марианна Чайкина и Давид Папава — о путешествиях, творчестве, своей коллекции живописи и любви к Тбилиси

Posta Арт: художники Марианна Чайкина и Давид Папава — о путешествиях, творчестве, своей коллекции живописи и любви к Тбилиси

В нашей популярной рубрике Power Couple мы встречаемся с самыми интересными парами: они нас вдохновляют и учат по-настоящему верить в любовь. В чем секрет отношений успешных людей? Как живут пары, у которых не один человек на виду, а второй — в тени, а оба известные, успешные, яркие? Как наши герои учатся не конкурировать в отношениях, а дополнять, усиливать друг друга? Часто ли у них случаются ссоры и, если да, как мудро выходить из этого состояния, сохраняя любовь и уважение друг к другу? И как отношения помогают общим интересам, бизнесу, любимому делу?

Наши герои сегодня — художники и супруги Марианна Чайкина и Давид Папава. С 2019 года они вместе собирают невероятную коллекцию грузинских художников или мастеров, в разные годы имевших какое-то отношение к этой стране. Но мы поговорили не только о самой коллекции. Как правильнее подбирать картины в свой дом — с помощью профессионала или самому? Искусство в музее и искусство в собственном доме — в чем разница? Коллекция, собранная головой или сердцем? Тбилиси на три дня — или навсегда? Как уживаться с искусством в собственной квартире, как путешествовать со смыслом и какой план поездки составить, чтобы влюбиться в Грузию с первого взгляда? Читайте!

Posta-Magazine: Марианна, расскажите, пожалуйста, с чего началась ваша с Давидом коллекция грузинских художников? Кто мог попасть в вашу коллекцию, по какому принципу и какие критерии были для отбора?

Марианна Чайкина: Моя жизнь, как и жизнь многих людей, — это в какой-то степени цепь случайностей. Случайность — и встреча с моим супругом Давидом Папава, с которым мы познакомились в Тбилиси. Он оказался в Тбилиси после 15 лет жизни за границей, а я приехала туда со своими московскими друзьями на открытие Музея современного искусства Georgian Museum of Fine Arts. А познакомил нас «наш ангел» Павел Каплевич — российский художник и продюсер.

Давид и Марианна. Кахетия. 2018 г
Давид и Марианна. Кахетия. 2018 г

Картины мы выбирали исключительно согласно своему вкусу — и так, чтобы они не диссонировали с интерьером. Я уверена: важно, чтобы картины вливались в интерьер гармонично, потому что это картины, с которыми вы будете жить, а не уживаться, подстраиваясь под них. Мы хотели, чтобы наша квартира была современным грузинским домом: на полу — грузинские ковры, а на стенах — картины грузинских художников. И за 5 лет эта история выросла в коллекцию из более чем 50 работ грузинских художников и художников, имеющих отношение к Грузии.

Художники: Роберт Стуруа(1918-1982), Леонид Семейко, Rita (Рита Хачатурян), Рустам Хамдамов
Художники: Роберт Стуруа(1918-1982), Леонид Семейко, Rita (Рита Хачатурян), Рустам Хамдамов

Как долго вы собирали коллекцию, были ли какие-то забавные, интересные случаи или моменты?

М. Ч.: Шесть лет назад, во второй свой приезд в Тбилиси в начале наших отношений, я побывала в Gamrekeli Gallery и познакомилась с ее хозяйкой Хатуной Меликишвили — теперь моей подругой. Там я увидела картину «Тбилисский дворик» Вахо Бугадзе, поразившего меня своим неповторимым видением города. Я понимала, что мне нужна эта картина, но решила не принимать быстрое эмоциональное решение и еще подумать. Когда же я решилась на покупку, оказалось, что картина уже продана… К счастью, купил ее Дато в подарок мне! Вот такое абсолютное счастье!

Вахо Бугадзе. Тбилисский дворик. 2018 г.
Вахо Бугадзе. Тбилисский дворик. 2018 г.

Какая в вашей коллекции самая дорогая работа — дорогая финансово и дорогая вашему сердцу? Планируете ли вы показывать данную коллекцию или она служит инвестицией?

М. Ч.: «Тбилисский дворик» — самая дорогая моему сердцу, именно с нее началась моя любовь к Тбилиси. Что касается финансовой составляющей, то это картины признанных классиков грузинской живописи Роберта Стуруа-старшего, Корнелия Санадзе и других. Наша коллекция никогда не являлась инвестицией, мы выбирали сердцем, а не головой, но, что удивительно, ведь мы не арт-дилеры, со многими картинами мы «попали в точку» — и наша коллекция выросла в цене. Например, картины RITA (Риты Хачатурян), которые мы приобрели 5 лет назад, сейчас стоят в 10 раз дороже… Но мы не планируем их продавать, они — про наше настроение, про наше восприятие жизни. Пока мы показываем коллекцию только друзьям в нашем гостеприимном грузинском доме, но, возможно, когда-нибудь решимся и на выставку. Картины не должны пылиться в хранилищах, они должны радовать людей своим постоянным присутствием.

Вы собирали коллекцию вместе. А бывали ли моменты, что вы спорили, не соглашались друг с другом, ведь вопрос индивидуального вкуса тоже никто не отменял!

М. Ч.: Мы ходили по галереям, встречались с художниками и отбирали работы, которые нам нравились. У нас не было разногласий, возможно, у нас похожий вкус или Дато оставлял право выбора за мной… А некоторые картины дарили нам друзья, ведь лучший подарок для нас — это искусство. Когда меня спрашивают, что мне подарить на день рождения, у меня всегда готов список с названиями картин. (Улыбается.)

Это была 2-я картина в коллекции, представленная на TAF-19 (Tbilisi Art Fair) и подаренная нашими Московскими друзьями. Теперь наша традиция — дарить друг другу искусство
Это была 2-я картина в коллекции, представленная на TAF-19 (Tbilisi Art Fair) и подаренная нашими Московскими друзьями. Теперь наша традиция — дарить друг другу искусство

Скажем, кто-то из вас хочет лететь в Испанию, а кому-то захотелось в Париж. Как в ваших отношениях двух творческих людей вы находите этот компромисс? Есть ли что-то, о чем вы заранее договорились, так сказать, на берегу? Секрет красивых и добрых отношений двух творческих людей — в чем он?

Давид Папава: Я вообще не помню, чтобы мы спорили о том, куда поехать или что посмотреть. У нас взаимопонимание, мы стараемся друг другу сделать приятное. Если Марианна чего-то захотела, я с радостью пойду ей навстречу, если мне чего-то хочется, Марианна тоже прислушивается к моим желаниям. Желание доставить радость любимому человеку — это главное для нас.

Испания. 2019
Испания. 2019
Пленэр на Майорке. 2019
Пленэр на Майорке. 2019

Сегодня в мире искусства очень много подводных камней. Кого-то искусственно поднимают в цене — существуют целые пиар-схемы. Кто-то предпочитает скупить все работы какого-то художника впрок, а кто-то не делает ни одной покупки без арт-советника. Как действуете вы?

М. Ч.: Согласны, есть разные схемы продвижения художников, хотя всегда есть и творцы вне схем, которые неожиданно «выстреливают». Профессионалы — арт-дилеры тонко чувствуют талант начинающего художника, понимают арт-рынок и все его тонкости — и они действительно могут сориентировать покупателя, нацеленного на создание «грамотной» с инвестиционной точки зрения коллекции. Но мы всегда покупали только то, что нам нравится, у нас не было задачи инвестировать — и, мне кажется, может и нескромно так говорить, обладая каким-то художественным образованием и имея творческую натуру и способность разбираться в этой области, мы в итоге сами научились принимать хорошие решения. Я счастлива, что в нашей коллекции есть абсолютно разные по стилю художники.

Posta Арт: художники Марианна Чайкина и Давид Папава — о путешествиях, творчестве, своей коллекции живописи и любви к Тбилиси

Чем вы с Давидом занимаетесь помимо работы над сбором коллекций? Что можете рассказать нашим читателям о последних проектах? И что планируете в будущем?

М. Ч.: Давид, как и я, творческая личность — он полон идей и проектов. По профессии он театральный режиссер и много лет работал и ставил спектакли в разных странах. Особенно мне нравится слушать его рассказы о Колумбии, где он прожил несколько лет. Кстати, на сегодняшний день он является единственным режиссером, которого пригласили поставить спектакль по роману Маркеса «Сто лет одиночества» к 80-летию писателя: он жил в доме у Габриэля Маркеса (а это один из моих любимых писателей!) и общался с ним и его семьей — потрясающий опыт и впечатления. Сейчас Давид работает над спектаклем «Играем Кабуки» по мотивам старинной японской пьесы «Пионовый фонарь», а я отбираю фотографии из путешествия по Японии, чтобы организовать выставку перед его спектаклем. Еще он успевает находить время писать картины для своей выставки в Батуми, которая намечается на 2023 год.

Давид Папава

А я пишу картины и собираюсь участвовать в проекте IMMI Gallery. В июне состоялась выставка I’M, где я принимала участие, и скоро откроется выставка Art&Life, где также будут представлены мои работы. А 2023-й год порадует меня выставкой в Катаре — QIAF-23.

Марианна Чайкина

Расскажите о ваших любимых местах в Тбилиси? Какой маршрут вы бы посоветовали для первого визита? Как правильно начать знакомство с городом, со страной?

М. Ч.: О! Это моя любимая тема, которая вызывает много споров с мужем: куда пойти и как все успеть! Но в одном мы сходимся: первый приезд должен быть в Тбилиси и минимум на три дня. Рассказываю!

День 1
Начните знакомство с городом на Площади свободы, пройдите мимо театра Резо Габриадзе в район Серных бань (обязательно с посещением парной), прогуляйтесь по Ботаническому саду, поднимитесь к крепости Нарикала и спуститесь вниз к проспекту Шота Руставели, заглядывая в маленькие дворики и потрясающие старинные подъезды. Обязательно зайдите в бывшую типографию — а ныне отель Stamba — выпить кофе или перекусить в ресторане, заглянув на 3-й этаж на выставку. Зайдите в бутик дизайнера Datuna и дойдите до Винзавода, где можно вкусно поужинать, выбрав ресторан на свой вкус.

День 2
Прогуляйтесь по Блошиному рынку на Сухом мосту, пройдите по проспекту Давида Агмашенебели и рассмотрите в деталях невероятные дома в стиле ар-деко. А вечером посетите спектакль в театре Резо Габриадзе.

День 3
Рекомендую обязательно съездить в Мцхету, посетить главный храм Грузии и насладиться видом из монастыря Джвари V века на двух реках — Арагви и Куры, а потом заехать на Тбилисское море с потрясающим монументальным ансамблем Зураба Церетели — Цари Грузии. И это только минимум, который можно успеть охватить за такое короткое время! А потом… Боржоми, Вардзия, Батуми, Кахетия… И столько мест, куда я еще не добралась!

Тбилиси. 2021
Тбилиси. 2021

Назовите 4–5 самых любимых бутиков, ресторанов, что непременно стоит посетить, помимо культурных объектов?

М. Ч.: Must see — Georgian Museum of Fine Arts, Исторический музей, Национальная галерея. И, конечно, грузинские рестораны. Порекомендую от всей души наш любимый ресторан в отеле Vinotel, ресторан Veriko на Винзаводе, ресторан и бар в Stamba, ресторан «Хлебный дом», аутентичное заведение «Черный лев» и ресторан современной грузинской кухни в отеле Khedi.

Грузинские модные дизайнеры: знаете ли кого-то, носите ли?

М. Ч.: Я ношу с удовольствием одежду разных грузинских дизайнеров: их отличает чистота линий и достоинство без вычурности. Иногда они мне напоминают японцев — особенно в их любви к черному цвету. Назову бутик More is Love, Concept Store Ieri на Винзаводе — мультибрендовый бутик грузинских дизайнеров, где представлены мировые модные дома David Koma, Sopho Gongliashvili и др. Еще мне нравятся Datuna, Vaska, Lalo. А элементы национального грузинского костюма ищите в Samoseli Pirveli.

Москва. 2020
Москва. 2020

Вы много времени проводите также в Испании — почему именно эта страна? Говорите на испанском?

М. Ч.: Давид говорит на четырех языках — грузинском, русском, английском, испанском, я — на русском и английском. И знание языков — это большой плюс для активных путешественников. Мы планируем наши поездки очень тщательно, чтобы каждая минута была наполнена новыми впечатлениями. Давид всегда изучает историю города — и удивительным образом сразу ориентируется в новом месте без карты (в отличие от меня). В планах всегда — музеи и мероприятия на вечер — концерт, театр или ресторан. Впрочем, мы не боимся спонтанных решений и можем легко изменить свой «график», если появилось настроение просто прогуляться. Каждый год мы стараемся ездить и в новые города и страны, и в любимые локации в Италии, Франции, Испании. И, конечно, в Англии, где живут наши дети.

Венеция. 2021
Венеция. 2021
Венеция. 2021

Вы много фотографируете сами: заменил ли вам смартфон профессиональную камеру? Что вы любите снимать больше всего?

М. Ч.: Раньше я увлекалась фотографией и фотографировала природу, людей и все, что мне казалось занимательным и красивым. Я за красоту мира! Пока не появился телефон с хорошей камерой, моя старенькая Leica сопровождала меня в моих путешествиях до 2017 года. Но все же я не профессиональный фотограф, и носить с собой тяжелую камеру стало неудобно. Да, я участвовала в нескольких фотовыставках, и моя фотография даже была приобретена издательством для обложки книги Кейт Фокс «Наблюдая за англичанами», но я никогда не думала о том, что фотография — это мое призвание. Больше всего я люблю писать картины — это как пропустить через себя всю картину реальности и, преобразив ее через душу, выплеснуть на холст… Это интереснее и заманчивее!

Марианна Чайкина. «Моя Осень». 2018 г. Написана после поездки на озеро Лопота в Кахетии
Марианна Чайкина. «Моя Осень». 2018 г. Написана после поездки на озеро Лопота в Кахетии

Искусство в интерьере: как подбирать, стоит ли обращаться к профессионалам?.. Есть ли какое-то место — отель, ресторан, чей-то дом, — где, по вашему мнению, искусство вписано идеально?

М. Ч.: Для меня наш любимый дом — образец, где слились воедино современный грузинский дизайн и современное грузинское искусство. Кети Толорая, известный грузинский дизайнер (отели Rooms и хозяйка Rooms Studio) и старинная подруга Давида, стала одним из следующих звеньев нашей счастливой цепочки случайностей. Мы встретили ее совершенно случайно в известном грузинском магазине национальной одежды Samoseli Pirveli — и договорились о дизайн-проекте нашей квартиры.

Подбирать картины в свой дом лучше с помощью профессионала, который поможет вписать искусство грамотно. Профессионала, который имеет вкус, чувство гармонии, баланса, чтобы картины не погасли, а смотрелись еще лучше. Далеко не все люди обладают этими качествами, и надо аккуратно относиться к выбору предметов искусства, которые вы хотите разместить у себя дома. При этом последнее слово должно быть за вами, чтобы именно вам было комфортно жить в этом пространстве.

Posta Арт: художники Марианна Чайкина и Давид Папава — о путешествиях, творчестве, своей коллекции живописи и любви к Тбилиси
Вахо Бугадзе. Порт
Вахо Бугадзе. Порт
Слева — Вахо Бугадзе. Тбилиси. Справа — Ана Рогава. Две женщины
Слева — Вахо Бугадзе. Тбилиси. Справа — Ана Рогава. Две женщины

Есть ли какие-то направления в искусстве, которые вы совсем не готовы принять? Диджитализация искусства  есть ли у этого будущее?

М. Ч.: Возможно, диджитализация — это переходный этап к чему-то новому: может быть, это перерастет во что-то значимое… Мне всегда интересно посмотреть на что-то новое, но диджитал — это не мое…

Д. П.: Когда я увидел вживую во Флоренции картину Сандро Боттичелли «Весна», я не мог оторвать глаз от этой божественной красоты и простоял перед ней полтора часа. Вряд ли диджитал-формат может вызвать у меня такие чувства. Ни одна современная технология не может сравниться с рукой великого мастера.

Искусственный интеллект — опасаетесь ли вы его или используете как друга? И как вы видите его будущее именно для творческих людей, для художников, фотографов?

М. Ч.: Возможно, искусственный интеллект заменит некоторые профессии, но не искусство и творчество. Искусственный интеллект никогда не сможет иметь вдохновение, которое является неуловимой константой и не имеет математической формулы.

Тамуна Меликишвили. Сиеста. Тбилиси. 2022 г. Картина из коллекции.
Тамуна Меликишвили. Сиеста. Тбилиси. 2022 г. Картина из коллекции.
22 ноября 2022
Posta-Magazine для раздела Культура